Все десять одеяний, которые продемонстрировали гостям, – из личной коллекции местной мастерицы Татьяны Бабенко. Уже четверть века она изготавливает сценические костюмы, максимально отвечающие стилистике XIX века разных губерний Российской империи. Всерьез заинтересовавшись историей народного костюма, Татьяна досконально изучила эту тему, поэтому все ее рассказы, сопровождавшие дефиле той или иной модели, были очень увлекательны и познавательны.
- В каждой губернии, даже в каждом уезде, был свой костюм, поэтому по внешнему виду женщины можно было узнать, откуда она, если, например, она приехала в другой город, замужем она или нет, - рассказала автор коллекции.
Условно русский женский костюм делят на две большие группы – северный и южный. Они очень отличались друг от друга. Так, жительницы севера на гуляньях щеголяли в сарафанах, украшенных кружевами и речным жемчугом, коего тогда было в изобилии, а южанки – в юбках (понёвах), расшитых бисером и тесьмой. К этим нарядам прилагались другие элементы – пояса, душегреи, передники, епанечка и так далее.
Самые необычные головные уборы, которые носили русские женщины в прошлые века, – это разнообразные кички и сороки – с рогами или в виде копыта надо лбом, иногда с помпонами (махрами) по бокам. Форма кичек таит в себе сакральный смысл.
- История кички рогатой своими корнями уходит в дохристианскую Русь. Рожки на этом головном уборе олицетворяют древнюю богиню Макошь по представлениям древних славян. В более позднем периоде рога соотносились с коровой-кормилицей как символ благополучия и плодородия. Махры, или пушки, служили оберегом, к ним иногда пришивали колокольчики, и при ходьбе они звенели, отпугивая нечистую силу, - рассказала Татьяна Бабенко.
Что касается самого известного головного убора, кокошника, то его название происходит от слова «кокошь», что означает курица – видимо, из-за сходства с куриным гребешком. Но кокошник надевали только замужние красавицы, а у девиц на выданье он назывался венцом. Отсюда и устоявшееся выражение – «пойти под венец».
- Давайте сохранять нашу культуру и историю. Давайте каждый из вас в своей семье попробует что-то рассказать, передать младшему поколению. Давайте попробуем носить платья в русском стиле, - обратилась Татьяна Бабенко к зрителям, завершая свой рассказ под их бурные аплодисменты.
После окончания подиум-экскурсии участницы показа и зрители все вместе с удовольствием играли в русские народные игры и водили хороводы.
Напомним, московский театр танца «Гжель» выступил в Комсомольске с двухчасовой программой. Коллектив удивил зрителей красочными номерами, отражающими многообразие русской культуры.
Светлана Шерстобитова, новости Комсомольска на dvnovosti.ru