"Он, конечно, не гений! Но и не без способностей."- говорила Сусанна, героиня Татьяны Васильевой в фильме "Самая обаятельная и привлекательная". К чему это я? Так потому, что я тоже не гений, но к творчеству имею некоторое отношение.
Много лет я писала стихи, не "взвейтесь и развейтесь", не про несчастную любовь и не поздравительные открытки на заказ. Стихи приходили сами, то четверостишием, то строчкой, то едва уловимой мыслью. Откуда-то они падали, и оставалось записать, развить упавшую мысль, отточить размер и рифмы.
Порой эти наброски писались на скомканном листочке из блокнота, на случайно завалявшемся в сумке рецепте, на салфетке в кафе. И каждый раз изнутри долбило - запиши, хоть пару слов, обрывок мысли, поскольку вдохновение уходит так же неожиданно, как и появляется. И если момент зафиксирован, то потом можно вспомнить его и раскрутить ушедшее состояние.
Сам процесс творчества бывает довольно мучительным, иногда неожиданно пришедшая мысль поселяется в тебе надолго, она бьётся внутри как обезумевшая птица в клетке, просится наружу, разрывая душу в клочья. И пока ты не выльешь всё это на бумагу, пока не доведёшь до тобой представляемого совершенства, она так и будет сжирать тебя изнутри.
А когда ты всё-таки сделаешь это, то приходит некоторое облегчение, состояние покоя, но лишь на время. А потом наступает глухая пустота. Многим знакомо это ощущение, такое бывает после долгой и утомительной работы, когда результат вроде получен и проходит чувство ликования от выполненной задачи.
Так вот, в творчестве все эти процессы значительно глубже и сильнее. Поэтому для меня неудивительно, что по-настоящему талантливые люди долго, как правило, не живут. У них постоянная жёсткая эмоциональная нестабильность. То восторг, то глубочайшее уныние. Сами понимаете, на пользу такие качели не пойдут никому.
Оттого и алкоголь, и прочие нехорошие вещества появляются в жизни. Надо заполнять чем то эту жуткую вселенскую пустоту. Я, как уже говорила, слава Богу, не гений, поэтому в моей жизни всё это происходило не так серьёзно и глубоко, но порой просто хотелось напиться до беспамятства, чтобы заглушить эту внутреннюю методичную и жестокую раскачку.
А когда ты ещё и получаешь определённое признание, тут уж появляются благодарные поклонники, которым надо непременно войти в самое ближайшее соприкосновение с кумиром. И получается как в известном фильме, помните?
"Какой парень был замечательный! - Вот оттого, что такой замечательный был, вот таким теперь и стал. Очень многие хотели с ним на брудершафт выпить, а он все боялся обидеть. Теперь зато никто не обижается. Все дружки в порядке, он один только в дураках."
Я в своё время написала несколько песен на свои стихи и ходила их петь в клуб Авторской песни в Центральный Дом Архитектора, тоже ведь архитектор, все свои. Да, мои песни нравились, но каждая встреча сопровождалась обильным застольем, а я человек довольно закрытый, классический интроверт, быстро устаю от буйного веселья и потом долго отхожу. Поэтому после трёх лет репетиций и концертов тихо испарилась из клуба. Но это так, лирическое отступление. Речь не об этом.
Я вот, к примеру, очень люблю группу "Король и Шут", там два основных солиста было, "Горшок" - Михаил Горшенев и "Князь" - Андрей Князев. Музыку писал в основном Михаил, а стихи - Андрей. Стихи неплохие, но довольно простые, хотя сюжеты зачастую были очень интересные. А вот музыку Михаила сейчас уже исполняют симфонические оркестры.
И Михаил крепко сидел на запрещённых веществах, с Андреем такого не было, парень и до сих пор продуманный и трезвый. Михаил же ушёл, чуть не дожив до сорока. Он и сам говорил, что до сорока лет не доживёт.
Я смотрела разные интервью с ним и довольно быстро это поняла, слишком талантлив, слишком отдавался творческому процессу. Хотя и пытался одно время войти в обычную бытовую жизнь, женился, дочка родилась. Но.. не сумел, не получилось, другая стезя.
Последней его работой был мюзикл "Тодд". Послушайте финальную арию из него, меня лично для костей пробирает каждый раз.
Многие скажут, что сам виноват, нечего было употреблять. Это их право. Но я всегда чувствовала его постоянный внутренний раздрай и никому не пожелала бы такого. В некоторых интервью Михаил хотел порой донести какие-то свои глубокие мысли, ведь он был очень хорошо образован, много читал, причём читал довольно серьёзную литературу. Только это никому не было интересно, все ждали от него привычного шутовства.
Конечно, это лишь пример, один из наших современников, чью историю можно было увидеть воочию. А сколько талантов ушло и ранее, и уходили они молодыми, казалось бы, на пике развития своих способностей. Кто-то и до тридцати не доживал. Они торопились творить и не слишком дорожили своей земной жизнью. Думаю, что они-то уж точно знали, что она не кончается здесь. Светлые люди, поцелованные Богом.