У воспитателя детского сада очень много самых разнообразных трудностей. Не буду их все перечислять. Кто в теме, сам может назвать с десяток самых острых. Но, уверена, что большинство воспитателей считают, что самое трудное в их работе – это общение с родителями.
Да, далеко не все родители приветливые, доброжелательные, думающие люди. А нам нужно сделать процесс общения с ними уважительным и заинтересованным. А может, и не нужно? Да и как с «такими» можно нормально общаться? Нет, всё-таки нужно. Очень нужно! Просто необходимо! Для чего? Ну, во-первых, это в наших профессиональных интересах. А, во-вторых … Нет, пожалуй, это всё-таки, будет во-первых: мы не можем позволить себе негативным общением ухудшать свою единственную жизнь.
Нельзя переделать других людей, исправить их. Но, мы можем настроить главный инструмент коммуникации с ними. А главный инструмент – это мы сами, наше физическое и психоэмоциональное состояние. Тем более, что мы сами, воспитатели, – доброжелательные думающие профессионалы. Ведь правда, мы – такие? Так давайте попробуем сделать то, что зависит от нас. И здесь дело не в том, чтобы лебезить и угождать всем, кто хочет спровоцировать нас или унизить. Наоборот, будем подразумевать самоуважение и управление ситуацией.
Знаю, что иногда даже не хочется начинать разговор с некоторыми родителями. Но, без него не обойтись.
Что и для чего говорить родителям, вы можете прочитать в статье на моём канале.
Но, как настроить себя?
Попробуйте посмотреть на человека с искренним интересом и уважением, со светом, с уверенностью, что ваш разговор нужен вам обоим и что он закончится хорошо. Это может показаться невероятным, но, благодаря каким-то невидимым настройкам, между собеседниками, казалось бы «вдруг», возникает и уважение, и желание помочь. Ну, а что если трудно, и даже невозможно, смотреть с уважением на человека, который вчера необоснованно вас обвинял? Бывает… Ну, тогда поиграйте! Наденьте на себя роль киношного супергероя или конкретного человека, который кажется вам «супер-пупер». И «он/вы» готовы включить свою суперсилу! И наготове у вас арсенал суперсредств!
Первое суперсредство: Улыбка! Не улыбка «до ушей», а чуть приподнятые уголки губ. И это важно, прежде всего, для вас самих! Это даст вам правильное состояние, и позволит воздуху свободно выходить, чтобы придать голосу объём.
Второе суперсредство: Голос! В идеале он должен быть расслабленным, грудным. Если есть желание, то можете специально над этим поработать. Но, для начала попробуйте сделать так: сильно напрячься во всём теле и – расслабиться, сделать 2-3 вдоха/выдоха диафрагмой, затем на выдохе с закрытым ртом произнести звук «мммм», потом сказать вслух «раз, два – проверка звука», и – вы готовы.
А если нет возможности подготовиться и вам уже задали вопрос? Прежде всего, не начинайте сразу же судорожно, на вдохе, на него отвечать. Сделайте вдох-выдох, соберите тело, распрямитесь. У вас будет время оценить вопрос. Может быть, вы почувствуете, что человеку это действительно интересно, он хочет что-то уточнить – это хорошо; спокойно отвечайте. Может быть, вы поймёте, что человек слегка «наезжает» на вас. Не накаляйте ситуацию, но держите её под контролем. Здесь можно попробовать использовать фразы, которые позволят вам взять управление диалогом: «Правильно ли я поняла, что вы хотите узнать…», «Ваш вопрос многослойный, давайте его разобьём…». В таком общении стоит избегать оборот «Да, но…»; лучше сказать: «Да, и поэтому я…». Не говорите: «Вы меня неправильно поняли». Вы как бы оправдываетесь, и подталкиваете собеседника задать вам ещё десяток вопросов. Лучше скажите: «Вы видите эту ситуацию так, вероятно, потому что…, а я вижу так…». И не говорите собеседнику: «Я же уже говорила»; он подумает, что вы считаете его непонятливым, и это вызовет напряжение и негатив.
Третье суперсредство: Визуальный контакт! Покажите человеку, что вы его видите, принимаете, слышите. Конечно, не стоит всё время разговора буравить собеседника глазами, но периодически обращайтесь к этому.
Четвёртое суперсредство: Называть человека по имени! Нет ничего приятнее, чем звук своего имени. Конечно, непросто запомнить всех по именам. Но, чем чаще вы будете произносить имена родителей своих воспитанников, тем быстрее вы их запомните. А на первых порах можно держать под рукой шпаргалку.
Пятое суперсредство: Интерес к собеседнику! Задавайте собеседнику открытые вопросы, то есть такие, на которые надо отвечать развёрнуто. Где будет уместно, - согласно кивайте и хвалите за находчивость. Во-первых, у вас будет возможность больше узнать о семье воспитанника. А во-вторых, человек будет чувствовать, что он важен и интересен. И это чувство будет у него ассоциироваться с вами.
А что, если вашего собеседника сегодня не пробить никаким супероружием? Ну, возможно, вы ещё не очень умело им владеете. Ещё несколько упражнений, - и будет лучше. А, возможно, просто у человека сегодня «плохой день». Но, в любом случае, пока он не уйдёт не снимайте костюм супергероя – уверенного и невозмутимого. И да прибудет с вами Суперсила!