Найти тему
Парламентская газета

В Петербурге хотят пустить метеоры от Лахта-центра до Ломоносова

  Тимур Ханов/ПГ
Тимур Ханов/ПГ

Петербург должна окутать сеть водных туристических маршрутов по нескольким новым фарватерам. Существующие уже перегружены, а для создания дополнительных нужна только воля, без дополнительных усилий. Так считают депутаты Заксобрания Дмитрий Панов и Денис Четырбок. Они направили обращение со своими предложениями в Росморпорт. Городские власти уверены: такое решение увеличит туристический поток в Северную столицу.

Катера не вытянут

Основные действующие петербургские фарватеры, по которым катера и метеоры катают туристов, проложены по маршрутам Петербург — Петродворец — Кронштадт. Сегодня они перегружены. Как сообщают депутаты в письме руководителю Росморпорта Сергею Пылину, в 2021 году по маршрутам осуществлялось четыре рейса в день. За сезон навигации перевозили примерно 25 тысяч пассажиров. В 2023 году количество рейсов увеличилось до десяти в день — за сезон перевезли уже 80 тысяч пассажиров. По расчетам бизнеса, к 2025 году это будет уже 20 рейсов в день и 250 тысяч человек за сезон. Если так пойдет дальше — пробок на воде не миновать.

Парламентарии предлагают подключить новые — хорошо забытые старые, а также совсем свежие водные маршруты: «В акватории Невской губы существуют фарватеры, которые после ввода в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений не использовались. В частности, Фарватер № 10а и Северный Петродворцовый фарватер. Кроме того, целесообразно будет введение дополнительных новых фарватеров в акватории Лахтинской гавани в связи с активным развитием района Лахта-центра и необходимостью его водного сообщения с другими районами города», — говорят Дмитрий Панов и Денис Четырбок в обращении.

По их мнению, введение в эксплуатацию этих фарватеров снизит нагрузку на альтернативные пассажирские перевозки сухопутным транспортом и сократит время прохода по акватории Невской губы примерно на 15-20 минут. Кроме того, эти пути позволят не останавливать водное сообщение во время репетиций парада ко Дню ВМФ и повысить безопасность судоходства.

Буи поставить да дно углубить

Гендиректор крупнейшей компании по перевозке водных туристов Юрий Набатов пояснил «Парламентской газете», что имеется в виду. Спрос на перевозки по воде в последние годы возрос в связи с развитием Кронштадта и проекта «Остров фортов». А так как добраться до них по воде порой быстрее, чем по КАДу и дамбе, катерами пользуются не только туристы.

Дополнительный Северный Петродворцовый фарватер, который специально не надо создавать, позволяет срезать угол и сократить путь на 5-6 километров. «Там ничего глобального делать не надо, у фарватера нужная глубина есть. Его только приказом нужно ввести в эксплуатацию и буи разместить. И если будет воля, то есть шанс, что его откроют в ближайшее время и мы не потеряем навигационный сезон 2024 года», — сказал Набатов.

С фарватером № 10а немного сложнее. Он существует, глубины в нем промерены в рабочем порядке. Их можно только перепроверить и расставить буи. Этот фарватер использовали, когда еще не было дамбы и в городе действовало круглогодичное паромное сообщение с Кронштадтом. В холодный период от Зимней пристани до Ломоносова, летом — от Тучкова моста к Летней пристани. «Эта линия сообщения работала, причем по социальным тарифам, до начала 2000-х годов. Но когда открыли дамбу, ее перестали использовать. В то же время, что важно, она обеспечит кратчайшее расстояние до Кронштадта. Там не надо заниматься дноуглублением. В июле, когда проходят репетиции парада ВМФ и на 15-20 дней закрывается движение по действующим фарватерам в Кронштадт, этот путь можно использовать без препятствий: он не пересекается с морскими линиями судоходства», — рассказал Набатов.

Третий — Лахтинский фарватер — может стать новым путем-перемычкой для выхода на Елагинский и далее. Он позволит соединить новые застроенные и развивающиеся территории около Лахта-центра с центром города. «Там среди мелей есть, если можно так выразиться, «тропинка» с допустимыми глубинами. Фарватер же может быть глубиной и в 2,5 метра, и в 6 метров. При желании можно его углубить, а можно и не затрагивать, а просто изучить и использовать. И сделать такой «коротыш», который позволит добираться, например, от Эрмитажа до Лахты по воде за 45 минут», — уверен Набатов.

Чтобы возвращались, и почаще

Глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев считает, что открытие новых фарватеров может сыграть очень позитивную роль в развитии туризма. «Мы третий год продвигаем программу новой туристской географии нашего города. Для чего мы это делаем? Да, Петербург — музей под открытым небом. Но мы работаем над тем, чтобы туристы, единожды посмотревшие основные достопримечательности, приезжали снова. Для этого для туристов должны появляться новые предложения», — отметил Корнеев.

До пандемии, по его данным, российский турпоток составлял 5,5 миллиона человек в год. Это были люди в основном среднего и старшего возраста. По итогам прошлого года объем вырос еще на 3,3 миллиона человек. «Кто эти новые гости? Это семьи с детьми и молодежь до 40 лет. Благодаря тому что мы продвигаем новую туристическую географию, повторные визиты увеличились с 20 до 48 процентов. То есть почти каждый второй турист приезжает в Петербург повторно. Им нужны новые маршруты. И огромную роль в этом играют судоходные компании, которые, несмотря на все сложности, обновляют флот», — пояснил Корнеев.

Он сообщил, что популярностью пользуются как маршруты классического Петербурга, так и посещение новой площадки «Севкабель Порт», маршруты от ЦПКиО с выходом в Финский залив, с видами на Лахта-центр, навстречу закату и по Финскому заливу в Кронштадт, кольцевые маршруты Петербург — Петергоф — Кронштадт и патриотические, которые запущены от Крепости Орешек до музея «Разорванное кольцо» на новых причалах Ленобласти.