Друзья, налоговая оптимизация - это такой способ вывести за штат работников и не платить за них во всякие внебюджетные фонды. Все фактические коммуникации остаются, а государство недополучает деньги в бюджет.
Как же тогда реагируют фискалы? И чем это грозит “хитрым” оптимизаторам? Давайте разбираться. Поехали!
Такие дела…
В конце 2023 года в отрасли перевозок существенно возросло число запросов со стороны ФНС (налоговой инспекции) по отношению к самозанятым. Точнее, к их работодателям.
Ведь бизнесмены очень давно выработали простую схему, когда можно использовать самозанятых не в направлении выхода из “тени” (как это было задумано). А несколько иначе. Хитрая схема позволяет оптимизировать расходы на работников и неплохо оправдала себя во время пандемии.
Суть фокуса. Проста. Вместо того, чтобы держать штат работников и платить государству во всевозможные внебюджетные фонды. Можно формально уволить водителей, но тут же их нанять в качестве самозанятых.
Выгода для владельцев бизнеса очевидна - человек тот же. Работа не меняется. А платить надо на 30% меньше. Ну или на 20-25%, как уже сложилось на практике. Что касается работников, то выбора у них часто нет.
Государство быстро отметило все шаги прохиндеев и напрямую запретило нанимать бывших работников, если с даты их “увольнения” прошло менее двух лет. Но кого и когда что-то могло остановить в деле обмана?
Очень быстро появились фирмы-прокладки, которые и предоставляют в наем бывших-настоящих исполнителей. Размышляет партнер МЭФ Legal Александр Ерасов:
Такие решения характерны для малого бизнеса. Средний и крупный предпочитают в азартные игры с государством не играть.
Здесь уже речь идет о том, являются ли данные отношения трудовыми или все еще пребывают в зоне гражданско-правовых отношений. При этом логика ФНС понятна - доказать, что отношения между сторонами носят трудовой характер:
- какие функции выполняют стороны;
- регулярность заказов;
- дата выплаты вознаграждения и др.
То есть чем больше признаков трудовых, тем выше шанс “схлопотать” штраф от налоговиков. Есть отрасли, которые стали беспокоить фискальные органы недавно - айтишники, сфера услуги и логистика. А есть те, кто исторически стал самозанятым с момента ввода данного режима налогообложения. К примеру, экскурсоводы.
Однако сейчас налоговые проверки мониторят одинаково всех. Поэтому логистических компаний эти тренды касаются напрямую. Ситуация, когда в компании все воители - это самозанятые или ИП - не редкость.
Другое дело, что у налоговой стоит задача доказать истинность или ложность такого статуса. Есть ли попытка у юрлица элементарно снизить налоговое бремя? Если да, то следует закономерное наказание.
Доверяй, но проверяй
Для хорошего эффекта ФНМ применяют скоринговую схему, которая анализирует порядка 20 параметров работы юрлица. При малейшем подозрении налоговая присылает письма, где требует разъяснений. Львиная доля компаний-нарушителей предпочитают мгновенно признать свою вину.
Что грозит особо упертым последователям оптимизации? Об этом расскажет глава московского офиса CPO Group и эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса московского городского отделения «Опоры России» Лариса Науменко.
Согласно положениям закона, работодатель платит всю задолженность по НДФЛ, и доначисленные взносы. В случае обнаружение умысла в реализации подобной схемы (а это 100%) нарушитель “попадает на штрафы”. Также дублем прилетит штраф от государственной трудовой инспекции. А это до нескольких сот тысяч рублей за каждый такой обнаруженный эпизод.
Фискальным органам лень гоняться за каждым физиком-уклонистом. Проще доказать вину компании, как агента по уплате НДФЛ.
На фоне увеличения числа уплативших налог на самозанятость. А это 9 500 000 человек в 2023 году. Доход, кстати, составил немалые 1,4 трлн рублей. ФНС будет ужесточать проверку логистической отрасли.
Такие вот пироги!
Желаем всем терпения и удачи!