Когда-то мне показалась эта картина Хуциева прямым продолжением "Заставы Ильича". Спустя годы я прочёл, что не только мне - сам автор так и задумывал. Лена, героиня Евгении Ураловой будто повзрослевшая героиня Вертинской из "Заставы". Веселость сменилась задумчивой отчуждëнностью. А её жених (Александр Белявский) всём хорош, но тоже вдруг стал чужим.
Действо в этом фильме очень напомнило Антониони. Его "Ночь" с блуждающей супружеской парой Моро-Мастроянни, вот в точности такие же близкие, но чужие. Только в "Июльском дожде" фильме всё по-нашему: интеллигентские разговоры на кухне, анекдоты шестидесятников, Визбор с песнями Окуджавы.
Вообще Визбор в роли старшего товарища и бывшего ветерана войны, кажется там тоже каким-то отчуждëнным. "Прошу тебя, не пой сегодня" просит его Лена у костра. Забавный персонаж Александра Митты - всё знающий, самый эрудированный и всегда "тут как тут".
А человек отдавший Лене куртку, чтоб спастись от дождя, стал человек-голос, человек-призрак. Он для зрителя должен был показаться спасителем её от её одиночества (одиночества в шумных кампаниях), но он так и остаётся голос и призрак. Этот фильм не пересказать, как не пересказать, к примеру, Годара, но настроение и впечатление передать можно. Иногда это получается...