Наше сегодняшнее повествование о Жостово.
Один из первых по популярности российский промысел — это Жостовская роспись. Традиционный промысел, названный, как и Гжель по месту производства - деревне Жостово Московской области.
Первоначально технология производства предполагала ручную ковку подносов и технику создания предметов из папье-маше, расписанные вручную и покрываемые особым лаком. Именно он создавал защитную глянцевую поверхность, придающую особую прочность и долговечность изделию.
Промысел и сейчас жив, традиционная роспись подносов производится не только на черном, но и на красном, синем и зеленом фоне. Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом.
Предполагается, что основой для жостовской росписи послужила цветочная культура центральной России позапрошлого века. Для того, чтобы лучше понять жостовской букет, надо представить помещичью усадьбу того времени. Ещё до того, как оказаться в доме, гости восхищались яркими цветами, встречавшими их на клумбах и в оранжереях. В доме же, их встречали букеты живых цветов, и цветочный орнамент, на стенах, полах и потолках богатых усадьб. Цветы наполняли жизнь аристократической среды, являлись важной частью жизни общества того времени.
Реалистичные букеты цветов, пионов, роз, анютиных глазок нашли своих поклонников по всему миру. Например, коллекцией этих «картин на металле» владеет королева Елизавета II. С удивлением узнала, что во многих музеях хранятся экземпляры работ 19 века, в том числе в Русском музее. Посмотрите какая красота на фото!
В настоящее время технологии во многом изменены, современное оборудование позволяет делать массовые заготовки для росписи, но тем и удивительно бережно сохраненная традиция кованых подносов!
А как звучит название профессии - Коваль!
Для создания подноса берут железный лист, вырезают форму специальными ножницами, потом выбивают форму и вытягивают ее. Краешек изделия закатывают, приклеивают к нему проволоку, которая придает рельефную форму изделию и в то же время упрочняет его.
Кованые подносы не могут быть массовым производством, но тем и ценнее обладание кусочком русских традиций.
Автор - Член Союза Коллекционеров России Наталья Потапова.
Наш канал В Контакте vk.com/...522
Наш канал в Телеграм t.me/...lub
Ближайшие мероприятия нашего Клуба