Наше руководство для начинающих предоставляет всю необходимую информацию о Кубке конструкторов Формулы-1, объясняя, что это такое, как оно работает, почему оно так важно, а также отвечая на некоторые часто задаваемые вопросы.
Что такое Чемпионат конструкторов Формулы-1?
Чемпионат конструкторов – или, если дать ему правильное и полное название, чемпионат мира FIA Formula One для конструкторов – является одним из двух чемпионатов мира, проводимых в Формуле-1. Команда Формулы-1, набравшая наибольшее количество очков в конце сезона, становится чемпионом мира.
Каждый чемпионат (другой - желанный Чемпионат гонщиков) проходит параллельно в течение сезона, и именно за Чемпионат конструкторов борются все команды Формулы-1 - это Alpine, Aston Martin, Ferrari, Haas, Kick Sauber, McLaren, Mercedes, RB, Red Bull и Williams в 2024 году.
Какой титул имеет большую ценность, это вопрос перспективы. Естественно, Чемпионат гонщиков лучше захватывает воображение публики и занимает большую часть внимания СМИ - но для большинства людей, работающих в этих командах, Чемпионат конструкторов остается большим призом, как в прямом, так и в переносном смысле.
Когда в 1950 году состоялся первый чемпионат мира Формулы-1, он был только для пилотов. Чемпионат конструкторов появился только в 1958 году. С тех пор было много систем подсчета очков, но текущая версия, используемая с 1991 года, является наиболее простой. Каждая команда использует по две машины в каждой гонке. Все очки, набранные за сезон обеими машинами, суммируются, и это общее количество очков команды в чемпионате конструкторов. В прошлом сезоне 575 очков, набранных Максом Ферстаппеном, и 285 очков, набранных Серхио Пересом, принесли Red Bull в общей сложности 860 очков (гарантировав им победу в чемпионате).
Важно отметить, что это совокупность двух машин, а не двух пилотов. Спортивный регламент позволяет каждой команде использовать до четырех пилотов в течение сезона, и все их очки будут засчитаны в Кубке конструкторов. Таким образом, в 2023 году за рулем AlphaTauri весь сезон был Юки Цунода, а Ник де Фриз, Даниэль Риккардо и Лиам Лоусон делили вторую машину. Итальянская команда финишировала восьмой в чемпионате с 25 очками – Цунода набрал 17, Риккардо - шесть, Лоусон - два.
Система подсчета очков начисляет чемпионские очки первым десяти финишировавшим на каждом Гран-при, при этом победителю начисляется 25 очков, а затем количество очков уменьшается до 18, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, и одно очко для пилота, занявшего 10-е место. Гонщику, проехавшему самый быстрый круг в гонке (если он финиширует в первой десятке), начисляется дополнительное очко, а также дополнительные очки за успех в спринтерских гонках Формулы-1. Команда, набравшая наибольшее количество очков в конце года, выигрывает титул. Никаких плей-офф в конце сезона.
Что получают команды Формулы-1 за победу?
Призовые деньги в Формуле-1 распределяются в зависимости от позиции в Чемпионате конструкторов, и обычно это отражается в бонусах, выплачиваемых сотрудникам команды в конце года - но больше чем деньги, это право на хвастовство, уважение коллег - иногда даже немного больше места в гараже, если количество боксов в пит-лейне нечетное!
Гонщики Формулы-1 не получают призовых за победы, хотя им, скорее всего, также будут выплачены приятные финансовые бонусы сверх базовой зарплаты, которую им платит их команда, поэтому Чемпионат конструкторов воспринимается очень серьезно.
Даже если команда Формулы-1 может выиграть титул до конца сезона (когда для других математически уже невозможно догнать их), в конце сезона команда с наибольшим количеством очков чемпионата официально получает исторический Трофей чемпионата мира FIA по автогонкам в классе "Формула-1" среди конструкторов.
Какое значение имеет положение в Кубке конструкторов?
В спорте, где крошечная доля секунды может быть разницей между победой и поражением, положение команды в чемпионате оказывает огромное влияние.
Во-первых, на карту поставлены большие деньги, а итоговое положение в чемпионате определяет, сколько получит команда. Было бы неразумно утверждать, что сражения в нижней части таблицы столь же ожесточенные, как и в верхней, а возможно, и более ожесточенные, учитывая вполне реальное влияние этих позиций на бюджет следующего года. Сегодня более справедливое распределение призовых денег и ограничение на то, сколько команда может потратить, означают, что у нас игровое поле ближе к равному, но разница между позициями по–прежнему исчисляется миллионами.
Также следует учитывать скользящую шкалу аэродинамических испытаний. Командам дается ровно столько времени на разработку своих машин с использованием сложного компьютерного моделирования (известного как вычислительная гидродинамика – или CFD) и столько-то тестовых прогонов с использованием аэродинамической трубы. Эта надбавка ограничена для команд с самым высоким рейтингом (команда, занимающая первое место, получает только 70% своей надбавки), но увеличена для тех, кто находится в самом низу (команда, занимающая последнее место, получает 115% своей надбавки). Конечно, хотя больше возможностей для развития - это здорово, все зависит от того, как команда использует это распределение…
Расположение гаража каждой команды на пит-лейн также определяется ее финишной позицией в Чемпионате конструкторов предыдущего сезона. Чемпионы работают с места, ближайшего к въезду на пит-лейн, в порядке убывания к команде, финишировавшей десятой и последней, у которой гаражи расположены ближе всего к выезду с пит-лейна.
Это немного выгодно гонщикам команды-победителя чемпионата, поскольку они получают четкое представление о своей команде, ожидающей их на пит-стопе, и могут планировать свои пит-стопы без необходимости объезжать другие команды. Это очень полезно в таких местах, как Монако и Зандворт, где очень короткая пит-лейн часто перегружена, и другим гонщикам приходится нырять в боксы под острым углом.
С другой стороны, из первого бокса на пит-лейн также может быть сложнее всего выехать, когда там интенсивное движение и множество машин заезжают одновременно.
Все это означает, что команды борются за каждую позицию, даже когда у них нет реальных шансов набрать очки – 12-е или 13-е место в гонке может оказаться решающим. Кроме того, никто не хочет быть последним.
Влияет ли Чемпионат конструкторов на ход гонок?
Стратегии обычно основаны на наборе максимального количества очков для команды, а не для отдельного гонщика. Иногда гонщики - часто не без сопротивления - могут быть вынуждены пожертвовать своей гонкой ради общего блага. На самом базовом уровне это может включать в себя уступку более быстрому партнеру по команде, но также и другие вещи, такие как разрешение команде провести две разные стратегии гонки - например, чтобы одна машина сделала одну остановку в боксах, а другая - две. Когда это происходит, обычно считается, что более быстрый гонщик получает оптимальную стратегию.
Сколько команд выиграли чемпионат?
15 команд выигрывали Кубок конструкторов. Феррари имеет больше всего титулов - 16, опережая Williams, у которой девять титулов, а также McLaren и Mercedes, у каждой из которых восемь. Феррари присутствует на гоночных трассах намного дольше, чем любая другая команда, так как итальянская команда участвовала в каждом Кубке конструкторов с момента первого соревнования за этот титул. McLaren появилась почти десять лет спустя после начала чемпионата, а у Williams это заняло два десятилетия. С другой стороны, Mercedes впервые выступила в Кубке конструкторов в 2010 году и выиграла восемь раз подряд с 2014 по 2021 год.
Затем есть случай предшественника Mercedes - Brawn GP. Они участвовали в Формуле-1 в течение одного сезона в 2009 году, и тот год они выиграли Кубок конструкторов. Таким образом, у них идеальная статистика - один раз выступили, один раз победили.
Что произойдет, если команды сравняются по очкам в конце сезона?
Равные результаты между командами случаются довольно часто - хотя до сих пор никогда не происходило, чтобы они решали судьбу чемпионата сами по себе. Команды, имеющие одинаковое количество очков, разделяются в соответствии с результатами гонок, и команда с большим количеством побед занимает более высокое место. Если у двух (или более) команд одинаковое количество побед, то решающим фактором становится количество вторых мест. Если все еще ничья и после этого, то решение принимается на основе результатов третьих мест, затем четвертых и так далее, пока не будет достигнуто различие.
Все десять команд на стартовой решетке конкурентоспособны и способны набирать очки, но исторически этот процесс подсчета очков часто был решающим фактором между командами в нижней части таблицы. Например, последний раз, когда сезон завершился тем, что две команды не набрали ни одного очка, был 2014 год - Sauber завершила сезон выше Caterham благодаря тому, что имела два 11-ых места в сравнении с одним 11-м местом у Caterham.
Каково самое близкое по очкам завершение Чемпионата конструкторов?
Есть несколько способов ответить на этот вопрос. В 1964 году Ferrari выиграла чемпионат конструкторов с отрывом в три очка, обойдя BRM по итогам сезона из десяти гонок. Численно это наименьший отрыв в очках. Однако, если вам нравятся проценты, Renault опередила Ferrari в 2006 году с 206 очками против 201 – разрыв в 2,43%.
Оба этих сезона входят в число 18 сезонов, когда судьба Кубка конструкторов решалась в финальной гонке сезона, последней из которых была гонка 2021 года, когда Mercedes обыграл Red Bull в Абу-Даби… хотя справедливости ради стоит сказать’ что большинство болельщиков, вероятно, в тот день уделяли больше внимания Чемпионату пилотов!
Читайте также:
Источник: официальный сайт чемпионата