Найти тему
Мой дом, мой сад.

Как помочь ребенку заговорить. Упражнения для запуска речи, которыми я пользуюсь

Это не советы профессионала, а всего лишь упражнения, которыми пользуюсь Я в играх со своей дочкой.

Все они есть в свободном доступе в интернете и если вы тоже будете ими пользоваться, то это точно не принесёт вреда развитию вашего ребёнка. Но помните, если здоровье и развитие вашего малыша вызывает какие-либо опасения, следует незамедлительно обратиться к специалистам.

Картинка сгенерирована по запросу автора
Картинка сгенерирована по запросу автора

Существуют разные методы для стимуляции развития речи у детей, которые пока не говорят. Вот лишь несколько примеров.

  • Для детей до года хорошие результаты показывают игры, направленные на активизацию речевых навыков. Например, можно совершать однотипные действия, при этом повторяя короткие слова. Игры с мячиком, фигурками животных и побуждение к повторению простых слогов также могут быть полезны
Примеры таких игр:
Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».
  • .Для детей от 1 до 2 лет рекомендуется добавить дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Например, можно тренировать губы, выпуская воздух или повторяя простые слоги. Показывать фигурки животных и просить ребенка повторять звуки также может быть эффективным
Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».
  • .Занятия для детей от 2 до 3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику, игры на понимание и использование слов, а также на формирование простых фраз.
артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).
Картинка сгенерирована по запросу автора
Картинка сгенерирована по запросу автора

Кроме занятий, важно, участвовать в процессе стимуляции речи у ребенка. Они могут использовать простые игрушки, общаться четко и ясно, пропевать звуки и поощрять попытки ребенка использовать слова.

Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к стимуляции его речи должен быть адаптирован под его особенности и потребности.