Найти в Дзене
Слово и страница

Драма как род литературы

Род литературы - важнейшая категория литературного процесса, обеспечивающая его единство и преемственность. Другими словами, род литературы - это особая группа произведений, объединенных по принципу отношения высказывания к художественному целому. В рамках каждого рода учитываются сходные структуры, жанровые особенности, стиль и мотивы, которые определяют характер и цели произведений в данной литературной категории. Роды литературы позволяют классифицировать и организовать разнообразие художественных текстов, выделяя их основные характеристики и связи, что способствует более глубокому пониманию и анализу литературного произведения в целом. Род литературы - категория, введенная, с одной стороны, для обозначения группы жанров, обладающими сходными и при этом доминирующими структурными признаками; с другой - для дифференциации важнейших, постоянно воспроизводимых вариантов литературного произведения. (Н. Д. Тамарченко) Мы выделяем драму, лирику, эпос и  лироэпику (о каждом роде литера

Род литературы - важнейшая категория литературного процесса, обеспечивающая его единство и преемственность.

Другими словами, род литературы - это особая группа произведений, объединенных по принципу отношения высказывания к художественному целому. В рамках каждого рода учитываются сходные структуры, жанровые особенности, стиль и мотивы, которые определяют характер и цели произведений в данной литературной категории. Роды литературы позволяют классифицировать и организовать разнообразие художественных текстов, выделяя их основные характеристики и связи, что способствует более глубокому пониманию и анализу литературного произведения в целом.

Род литературы - категория, введенная, с одной стороны, для обозначения группы жанров, обладающими сходными и при этом доминирующими структурными признаками; с другой - для дифференциации важнейших, постоянно воспроизводимых вариантов литературного произведения. (Н. Д. Тамарченко)

Мы выделяем драму, лирику, эпос и 

лироэпику (о каждом роде литературы

мы будем подробнее поговорим в

последующих материалах).

Традиция деления литературы на роды появилась еще во времена античности и восходит к Платону и Аристотелю. По Аристотелю подражание становится первоисточником всей творческой деятельности. «Искусство, — говорит Аристотель, — есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом. Всякое искусство связано с рождением, и его деятельность состоит в умении наблюдать, как может создаться что-нибудь из тех вещей, которые могут быть и могут не быть и начало которых в создающем, а не в создаваемом».

Аристотель, древнегреческий философ
Аристотель, древнегреческий философ

В этот период зарождается представление о трех способах подражания в словесном искусстве, которые положат начало делению литературы на роды: «подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных» (Аристотель, «Поэтика»).

Стоит отметить, что критерии различения лирики, эпоса и драмы не всегда были четко определены. Свой вклад в решение этой проблемы внес Гегель, который предложил ту схему членения литературы на роды, которая используется литературоведами до сих пор. Так в основе лирики заключается сконцентрированность на внутренней жизни индвида, его чувствах и переживаниях; эпос повествует о событиях с точки зрения их объективной составляющей; для драмы характерен конфликт, который выражается в столкновении точек зрения, мировоззренческих позиций и стремлений.

В современном литературоведении мы сталкиваемся с двумя значениями понятия драма: драма как род литературы и драма как внутриродовой жанр. Начнем с рассмотрения драмы в ее первом значении.

ДРАМА - род литературы, тесно связанный с театральным искусством. В дословном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие», Аристотель говорит о драме как о подражании действию путем действия, отмечая ее характерное свойство.

-2

Драма зародилась в Древней Греции, ее расцвет приходится на V век, который в более узком смысле принято называть веком трагедии. У истоков драмы -творчество таких авторов как Эсхил, Софокл, Еврипид, великих древнегреческих драматургов, которые заложили основу общеевропейского представления о театре и драматургии. Древнеримская драма представлена Сенекой, Теренцием, Плавтом и другими крупными создателями драматических произведений.

Эсхил, древнегреческий драматург
Эсхил, древнегреческий драматург

Драма как отдельный род литературы обладает своими особыми признаками, которые отличают ее от других литературных родов:

Текст - как правило - ограничен сценическими рамками. Не стоит забывать, что драматические произведения изначально создавались именно для игры на сцене.

2. При чтении или просмотре драмы на сцене читатель/зритель сталкивается с условностью изображаемых явлений. Как верно сказал Пушкин: «самая сущность драматического произведения исключает правдоподобие»

3. В драме характер героев предстает перед нами через их монологи и диалоги, а также через авторские ремарки. В драматическом произведении мы не встретим описательно-повествовательного изображения действительности. Следственно, речь героев и их поступки - главные аспекты создания и развития образов.

4. В драматическом произведении принято выделять внешние и внутренние ремарки. Внешние ремарки обычно имеют отношение к описанию обстановки, внешних атрибутов; внутренние - призваны познакомить читателя с теми действиями, которые происходят между репликами персонажей

5. Стоит помнить, что основная цель драматического произведения - его демонстрация зрителям, отсюда - все основные его характеристики.

6. Драма тесно связана с рассмотрением того или иного конфликта, который лежит в ее основе. Например, в пьесе Корнеля (известного французского драматурга) «Сид» основным будет конфликт между долгом и чувством.

-4

Драматические произведения характеризуются традиционной схемой развития сюжета:

Действие открывает экспозиция, затем следует завязка, развитие действия, кульминация, все завершается развязкой, когда история подходит к финальной точке.

Драматические жанры крайне разнообразны. Стоит упомянуть некоторые наиболее значимые жанры; среди них:

Комедия - конфликт комедии не носит фатального и непримиримого характера. Большую роль в развитии действия играют приемы комического. (см. Оскар Уайльд «Идеальный муж», где автор довольно иронично подходит к изображению мира, в котором царят шантаж и коррупция)

Трагедия - конфликт трагедии неизбежен, что ведет к необратимым последствиям. «Классический» пример трагедии - пьеса Софокла «Царь Эдип». Главный герой - жертва ужасного предсказания о своей собственной судьбе, которое гласит, что Эдипу суждено убить родного отца и жениться на собственной матери. Когда герою открывается правда, он сам обрекает себя на слепоту.

Софокл, древнегреческий драматург, автор трагедии "Царь Эдип"
Софокл, древнегреческий драматург, автор трагедии "Царь Эдип"

Мистерия - явление средневековой театральной жизни. Главная характеристика мистерии - ее прямое отношение к тому или иному религиозному сюжету. Особой популярностью среди зрителей эпохи пользовались «Мистерия о Святом Мартине» и «Мистерия о Деяниях Апостолов».

Драма - характеризуется конфликтом между человеком и обществом. Русские мастера драмы - Островский, Чехов, Горький и другие.

Фарс - для фарса также крайне важна комическая составляющая. Особенность жанра в крайнем акцентировании элементов комического.

Водевиль - сопровождается музыкальной составляющей, основная черта -забавный сюжет, обычно водевиль представляет собой небольшое драматическое произведение.

Дополнительно:

1. Брехт Б. «О театре»

2. Волькенштейн В. «Драматургия»

3. Гачев Г. Д. «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр»

4. Аникст А. «Теория драмы от Аристотеля до Лессинга»