Привет, киноманы!
22 февраля в прокате стартует мультфильм Хаяо Миядзаки, над которым режиссёр начал работать в 2005 году после успешного выхода «Ходячего замка». Работа над знаменитым мультфильмом вымотала автора, поэтому он на месяц уединяется в вилле в деревне над заливом Томоноура, ни с кем не общается, не берет с собой мобильник, а лишь слушает классическую музыку и читает книги основоположника японской литературы Нацумэ Сосэки. Бухта представляет собой круглую гавань с живописным пейзажем и заходящими в нее спокойными океанскими волнами. Такой пейзаж в японском языке называется «сатоуми» и буквально переводится как деревня+море. После выхода мультфильма залив стал точкой притяжения туристов со всего света. А зрителей мультфильма удивил контраст, как такое спокойное место вдохновило художника на создание штормового апокалипсиса. Рассказываю, какие темы поднимает режиссёр в простом сюжете о дружбе мальчика и рыбки, которая захотела стать человеком.
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП 8.0/IMDb 7.6
Маленькая рыбка Поньо - дочь колдуна и морской богини - уплывает к берегу, чтобы посмотреть на жизнь людей. Случайно ее вылавливает 5-летний мальчик Сосукэ. Их встреча становится причиной надвигающегося на берег цунами. А рыбка мечтает превратиться в человека.
Ту страсть, с которой Миядзаки объединяет в сюжете два противоположных мира: с одной стороны, апокалиптические образы и катастрофические события, а с другой, радостный мир детства, критики назвали «поздним стилем», который включает одновременно ярость, пессимизм, отчаяние и созерцание, смирение, спокойствие. Волну цунами вызывает огромное количество чувств, которые испытывает ребенок, это и гнев, радость, удивление, ужас, печаль. А справляться с катастрофой дети будут навыками и чертами характера: мужеством, находчивостью, смелостью и бесстрашием. Важно отметить, что в отличие от других работ Миядзаки катастрофа здесь не вызвана войной человека, технологий и природы, а наоборот, возникла благодаря волшебству и магии. Проработка травм здесь идет сразу на глубинном и экспансивном уровнях. Автор считал, что именно через поступки детей взрослые смогут научиться проживать свои страхи, комплексы и брать с них пример.
Нужно отметить, что сюжет мультфильма предвосхитил события. Через даа года после его выхода на Фукусиму на северо-востоке Японии обрушилось сильное землетрясение с цунами, которые вызвали аварию на атомной электростанции и выброс огромного количества радиации. Около 15000 человек погибли, более 100000 осталось без крыши над головой. А японцы до сих пор ощущают на себе последствия тех событий. Миядзаки считал не только свой мультфильм, но и последовавшие за ним события знаком для всего человечества о грядущих катастрофах. Впрочем, призыв защищать природу чувствуется и в кадрах, когда огромная сеть тащит по дну мусор и захватывает рыб и обитателей бухты, когда люди на лодках плывут к месту спасения, когда вода поднялась выше допустимого уровня и затопила не только берег бухты, но и прибрежные дома.
Автор посылает нам довольно неявный посыл создания утопии: любви, принятия и толерантности. Отдает большую дань уважения пожилому населению Японии, изображая старушек в доме для престарелых. И превращает их в молодых в финале фильма, отчасти в фантазиях, тем самым, воплощая трогательную мечту стариков. Продолжает тему старости, начатую еще в «Ходячем замке». А кризис родителей среднего возраста затронут здесь уже после поднятой темы в «Унесенных призраками». Помимо этих важных тем Хаяо обращается к таким сложным вопросам, как смерть и жизнь после смерти. Наполняя мультфильм глубокими моральными качествами. Безусловно мы увидим и важную для режиссёра тему матери, встретим здесь сразу три разных образа. Мама Поньо, мама Сосукэ и мама грудного ребенка на лодке, которую встречают дети в своем отважном путешествии.
Интервью того времени были наполнены мыслями Миядзаки о своем возрасте, он часто говорит о проблемах со здоровьем: у него падает зрение и немеют руки. Его тяготит ответственность перед студией Гибли. С одной стороны, его одолевает желание отойти от дел и просто куда-нибудь уехать, но он мучается вопросом передачи своего детища и абсолютно не знает, кто может стать преемником. Нужно признать, что индустрия развивалась и не стояла на месте, все компьютеризировалось, аудитория предъявляла новые требования. Студии нужна была свежая кровь и новый взгляд на следующие работы. И это несмотря на то, что дела в студии шли хорошо, а «Ходячий замок» стал хитом; расходы продолжали расти.
В интервью Миядзаки рассказывал об ослаблении мужского авторитета в современном мире и заявил, что уже невозможно создавать героев мужского пола, разве что таких маленьких. На тот момент у самого Миядзаки были очень непростые отношения с собственными сыновьями. Но даже в такие тёмные моменты Миядзаки не оставляет надежда.
После любого самого бурного прошлого обязательно наступит спокойное будущее. В конце темного туннеля обязательно будет свет. Автор показывает, что на последствия любой катастрофы можно взглянуть ясными, чистыми глазами ребенка. И мир после может снова заиграть яркими красками. А в светлое будущее, преодолевая трудности и препятствия, нас взрослых буквально за руку приведет ребенок.
Нельзя не сказать о потрясающей рисованной анимации, над которой режиссёр в основном работал сам. Великолепие подводного мира поражает проработанностью обитателей и флоры, красочностью и палитрой оттенков. Весь мультфильм можно раскладывать на тона и полутона зеленого, синего, голубого, розового и красного и других цветов. Невероятно живые персонажи, динамичные и не сидящие на месте, любопытные и бесстрашные уводят зрителя в сказочный мир прекрасного и удивительного. А музыка буквально накрывает с головой. И если не задумываться о взрослых смыслах и вопросах, которые режиссёр закладывает в события произведения, то перед нами открывается добрая и невероятная история о превращении, дружбе, любви. Добрые, смешные, непосредственные дети действительно доказывают, что могут справляться в одиночку с любыми препятствиями и учат нас, взрослых, преодолевать страшные события с улыбкой на устах и с широко открытыми глазами в светлое и счастливое будущее.
Рекомендую смотреть на большом экране в оригинале, чтобы погрузиться в мир звуков, мелодий, ярких красок и приключений героев.
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.