Напомним, что архетип— это универсальный символ или образ, олицетворяющий определенные идеи, образцы поведения или характерные черты, которые присутствуют в коллективном бессознательном человечества. Архетипы, предложенные К.Г. Юнгом, являются врожденными и универсальными образами, которые формируют базовую структуру нашего психического мира и влияют на наше поведение, мысли и чувства.
Подробнее об архетипе как культурном явлении вы можете прочитать в нашем материале:
В этой статье речь пойдет о двух важнейших для мировой литературы архетипах - Фаусте и Мефистофеле.
Фауст представляет собой образ человека, стремящегося к абсолютному знанию, опыту и власти за пределами человеческих возможностей. Его жажда познания и желание преодолеть границы человеческого бытия часто ведут к трагическим последствиям, включая утрату человеческой сущности и души.
Мефистофель же символизирует искушение, лукавство и дьявольское влияние, которые могут привести человека на путь искусственного обогащения за счет душевного разложения. Он часто представлен как интриган, обманщик и искуситель, готовый обещать любые блага в обмен на человеческую душу.
История заключения сделки со своим даймоном является одной из самых известных в истории человеческой культуры. Мы уже говорили о том, что осмысление того или иного архетипа напрямую зависит от умения обнаруживать связь между двумя важнейшими сферами человеческой души — сознательной и бессознательной.
Принято считать, что образ Мефистофеля играет роль Тени прошлого. Эта тень проявляется по отношению к новой идентичности личности и играет роль Трикстера — озорного и хитрого обманщика, призванного запутать нас в глубинах собственного разума и сбить с пути подлинного познания. Фауст и противостоит Мефистофелю, и сотрудничает с ним, заключает с ним соглашение. Тень — это и сам персонаж, негативные стороны его природы, вбирающие в себя потенциал для дальнейшего развития, толчок для попытки прорваться к свету через тьму заблуждения. Фауст — мыслитель и драма его познания вечна и непреодолима, поскольку бесконечно и неиссякаемо само постижение мира. «Бог уверен: человек движется из мрака к свету, искания Фауста в конце концов приведут его к истине. Мефистофель собирается запутать его на этом пути, подчинить злой воле, лишить Господней благодати и в конце концов овладеть душой Фауста» (И. Сухих). Но Фауст спасен именно благодаря своему порыву к познанию, который искупает его сделку с самим дьяволом:
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил (Гете, «Фауст»)
Фауст появляется уже у английского драматурга Кристофера Марло («Трагическая история доктора Фауста»); спустя двести лет Гете осмысливает и дополняет классическую немецкую легенду, у него мы сталкиваемся с очень важной мыслью, которая лежит в основе архетипических образов Фауста и Мефистофеля: возвеличивание роли человеческого интеллекта является провокацией для чистой души; это своего рода искушение разума для сердца, и сердце должно преодолеть это испытание и отказаться от идеи всезнания. Именно в понимании того, что далеко не все доступно человеческому разуму, и заключается Истина. Юнг говорит о том, что «интеллект полезен в своей области, но вне ее он превращается в шарлатана-фокусника, особенно, когда пытается манипулировать ценностями». В какой-то момент доктор осознает свое рабство:
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: «Мгновение, повремени!» —
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни (Гете, «Фауст»)
Томас Манн создаст роман «Доктор Фаустус» в 1943 году, это произведение станет ключевым для понимания творчества писателя.
Старинная немецкая легенда о докторе, продавшем душу дьяволу в надежде заполучить не деньги и не славу, а абсолютное знание, под пером нобелевского лауреата Манна становится своего рода литературной притчей, в которой композитор Леверкюн заигрывает с самой тьмой, и тьма в конечном итоге поглотит его. Томас Манн рассуждает о таких важных вещах, как упадок немецкого национального духа, а также о переломе в историческом и культурном развитии целого народа, неизбежности падения.
Образ гения Адриана Леверкюна олицетворяет не только драму творчества и познания, но и трагедию умирания целой европейской культуры. Как нацизм поглотил умы соотечественников писателя, так и Леверкюн переживает абсолютное крушение. Сумасшествие и сифилис навсегда разрушают как его телесную, так и его духовную оболочку.
Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» играет роль посланника Тьмы, но именно он произносит сокровенную для понимания произведения фразу: «Я часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» играет роль посланника Тьмы, но именно он произносит сокровенную для понимания произведения фразу: «Я часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Эта фраза раскрывает сложный и противоречивый характер Воланда. Воланд провоцирует перемены, освобождение и очищение душ героев, ставящих их перед выбором и побуждая к самопознанию.
Образ Воланда является одним из наиболее многогранных и загадочных в литературе, он символизирует борьбу между добром и злом, мудростью и искушением, правдой и ложью. Его присутствие в романе создает атмосферу загадочности и метафизического противостояния, что делает его одним из наиболее запоминающихся и значимых персонажей произведения.
Наша тень всегда заигрывает с нашим разумом, но именно она делает человека целостным в жизни, а героя — многогранным в пространстве художественного произведения.
Vita brevis ars longa.
Драма познания продолжается.