Когда-нибудь задумывались, почему на АК-47 нет дульного тормоза-компенсатора? Нет, не потому что нынешние конструкторы умнее, как раз наоборот. Но сперва об определении что такое "дульный тормоз-компенсатор". Компенсатор компенсирует подброс ствола. Просто "дульный тормоз", это тоже компенсатор, компенсатор отдачи. Как он устроен у нас каждый школьник знает, поэтому обойдемся без описания.
Вернемся к вопросу. Почему на АК-47 не было ДТК, хотя на войсковых испытаниях он был, но потом его убрали? Почему на АКМ такой интересный компенсатор?
А вот на АК-74 стоит полноценный, красивый ДТК?
Почему на ППШ-41 имеется тормоз-компенсатор, на ППС-43 тоже, а вот на опытном ППС-45 его уже не было? Почему их нет вообще ни на одном боевом или полицейском пистолете-пулемете, а вот на этом карабине он есть?
Почему, наконец, на рядовом MP-155 такого устройства нет. Рядовой охотничий "Сайга 12" выглядит вот так:
Сайга или Вепрь сами знаете для кого:
Как вам постановка задачи? Системный анализ, однако.
Сходите покурите, я пока расскажу как выстрел происходит. Закон сохранения импульса - если в одну сторону что-то вылетает массой, умноженной на скорость, то в обратную столько же. В чистом виде если замерить отдачу оружия, как массу оружия на скорость, то эта цифра не будет равна начальной скорости пули на ее массу. Разумеется. Там же еще порох. Но если прибавить к массе пули массу сгоревшего пороха, всё-равно практика покажет, что расчетный импульс отдачи не сойдется с практикой. Ну да, скорость пороховых газов много выше, чем скорость пули. Замерим скорость газов. Проверим. Опять не идет! В чем дело-то? Масса газов размазана внутри ствола, причем неравномерно. До вылета пули волна успевает несколько раз отразиться от дна гильзы к пуле и обратно. Найти или рассчитать центр масс такой субстанции проблематично. А вы говорите - что в оружии сложного?
Отдача оружия в зависимости от хвата, анатомических особенностей стрелка, способа удержания оружия приводит к подбросу ствола, из-за чего происходит увод оружия с линии прицеливания. Таким образом, дульный тормоз не только уменьшает отдачу, но и угол подброса ствола. Если часть пороховых газов из компенсатора направить в сторону, противоположную направлению подброса, то, в первую очередь, опять же уменьшится величина отдачи оружия из-за того, что реактивная сила газов в направлении отдачи уменьшится. Это опять же приведет к уменьшению подброса, а отведенная в противоположную подбросу сторону газовая струя еще больше уменьшит его. Двойной эффект. Важно понимать, что сила отдачи - величина постоянная - константа. А угол подброса (зависящая, в основном, от анатомических особенностей стрелка и способа удержания оружия) - величина переменная. Эта проблема для автоматического огня в боевом оружии и в самозарядном спортивном или охотничьем, где может потребоваться быстрый повторный выстрел.
Виды ДТК.
Это щелевой пламегаситель, но тоже компенсатор. Часть газов вслед за пулей не пойдут, дунут в стороны и охладятся. Такой ДТК может компенсировать до десяти и более процентов отдачи и соответственно подброс дульной части ствола.
ДТК открытого типа. Можно поставить одну или несколько перегородок поперек газовой струи, тогда газы создадут противодавление отдаче - реактивный дульный тормоз. Вообще красота, но будет один побочный эффект - стрелку будет громко.
Банка.
В банке газы расширяются частично и охлаждаются. Количество выбрасываемых вслед за пулей горячих высокоскоростных газов соответственно уменьшается. Незначительно уменьшается громкость выстрела, уменьшается вспышка, уменьшается поднятая газами песчаная или снежная пыль, уменьшается отдача и подброс ствола, но уменьшается начальная скорость пули. Тяжелая банка нарушает баланс оружия, смещая его центр масс и это в свою очередь изменит фазу колебания ствола, при которой пуля покидает дульный срез. Соответственно нужна своя пристрелка. Самое неприятное это то, что из-за перегородок внутри банки и стенок самой банки создается турбулентность, и как она повлияет на поведение пули в банке - газодинамика рассчитать бессильна. Пуля в банке уже не направляется стволом, она свободна, турбулентность может изменить направление пули в момент покидания банки непредсказуемо. Может ухудшить кучность, но если грамотно сделать, то может и улучшить. Поэтому в некоторых образцах, особенно для глушителей, газы начинают сбрасывать еще в стволах через боковые отверстия в них. Что-то я увлекся.
Покурили? Пора отгадки отгадывать.
На всякий случай. Масса несгоревшего пороха равна массе сгоревшего (пороховых газов). Итак, в отдаче мы можем компенсировать только импульс газов. Следовательно, чем меньше пороховой заряд по отношению к массе пули, тем меньше мы почувствуем эффект от работы ДТК.
Ну что, пошли коэффициенты:
При соотношении 0,19 применение компенсатора (дульного тормоза) не оказывает существенного влияния на отдачу и не приводит к улучшению кучности в АК-47. Проверено на этапе войсковых испытаний. В АКМ применили небольшой козырек, который не снижает отдачу, но позволяет несколько скомпенсировать увод ствола, за счет высокого давления около дульного среза. В дульном тормозе нет никакой необходимости, его эффективность незначительна, а вот по ушам стрелка при установке бьет ударной волной. Зато в АК-74 ДТК во всей красе. Кстати, самый эффективный. Все остальные поделки - это маркетинговая мишура. Обратите внимание, коэффициент показывает всего лишь эффективность дульного тормоза для того или иного патрона. Сама отдача у АК-74 будет существенно меньше, чем у СВД, но эффективность применения ДТК на автомате будет чуть выше, чем на СВД.
А что у пистолетов и пистолетов-пулеметов?
Теперь понятно, почему на всех боевых пистолетах-пулеметах нет никаких набалдашников? Они там не нужны из-за низкой эффективности. Сравните 0,19 для АК-47, АКМ и СКС в том числе, и 0,117 для того же ППК-20:
ППШ-41, ППС-43 и ПП-20 это боевое автоматическое оружие. Военным или специально подготовленным людям, вооруженным пистолетами-пулеметами, точность нужна не меньше, чем спортсменам и охотникам, но они прекрасно обходятся без использования ДТК, если только это не глушители для бесшумной стрельбы.
А этим-то зачем с их самозарядным режимом стрельбы (?!):
Оп-па:
Эффективность применения дульного тормоза в гладкоствольном оружии почти никакая, хотя импульс отдачи сравним с винтовочным.
Но порох в патроне 12х70 - это, как никак, почти полтора литра газов. Использовать в качестве компенсатора подброса можно. То есть, вместо набалдашников, стоимостью в размер пенсии среднестатистического российского дедушки, можно обойтись небольшой круглой дульной насадкой с отверстием или щелью, или просто просверлить отверстие в стволе, и эффект будет тем же: и отдача уменьшится, правда это уменьшение будет очень незначительным, и подброс:
Люди делятся на тех, кто хочет потратить деньги и на тех, кто говорит им на что:
ps. Уважаемые, прошу оценить по достоинству материалы этого канала, в зависимости от широты ваших душ и толщины кошельков:
Спасибо!