Найти тему
Город на память

«Город на память». 869. Рабочая и Международная улицы

23 февраля 2024 года/
От заставы в направлении Рогожского кладбища и старообрядческой Рогожской слободы ведут две улицы: Международная проложена вблизи железнодорожных путей, а Рабочая - в глубине жилых кварталов. Причём Рабочая улица на одном из участков как бы исчезает, поглощённая Новорогожской, но возле завода «Красный путь» вновь проявляется.

-2

Международная улица

Международная улица (бывшая 1-я Ямская, улица Носовиха) названа так в 1919 году в знак солидарности пролетариата разных стран мира. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - гласил «Манифест коммунистической партии». А Рабочая улица получила название ещё до революции по предложению пролетариев, трудящихся на металлургическом заводе Гужона. Можно добавить, что обе улицы в старину заселяли ямщики - их слободки назывались Ямская-Носовиха и Ямская-Коломенская.

-3

Международная улица, 10с2 - храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы (1895—1897, архитектор А.Попов) построен на средства фабрикантов и меценатов братьев Бахрушиных. Приделы храма освящены во имя их небесных покровителей: главный престол — Василия Исповедника, правый придел — апостолов Петра и Павла, левый — мученика Александра. К церкви было приписано около 15000 православных прихожан.

Смотрите старые фотографии. Архив Института истории партии МГК КПСС. 1983 год:

1983 Международная ул. 10 стр.2

При советской власти храм был разграблен, запрещены богослужения. В 1935 году здание передали внешкольному комбинату (надо полагать, имеется в виду аналог Дома пионеров и школьников) завода «Серп и молот», а в 1945 году реконструировали под размещение партийного архива. Возвращение храма верующим состоялось сравнительно недавно и сейчас можно наблюдать ход реставрационных работ.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Для архива Московского городского комитета КПСС в стенах со всех сторон были пробиты окна, а внутреннее пространство поделено на три этажа, о которых напоминают следы перекрытий.

-11

В 1967 году был разрушен наружный декор фасада, а живопись Фёдора Горностаева и П.Соколова скрыта под слоем побелки. Специалисты проводят послойное раскрытие живописи от поздних наслоений, а утраченные фрагменты изображений художникам придётся воссоздавать заново и этот процесс усложняется отсутствием старых фотографий интерьера.

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Международная улица, 10с1, 10с3 и 10с4 - комплекс зданий: на момент постройки Архивный отдел Мосгорисполкома (1962), административное здание (1953), Главное архивное управление г.Москвы (1991)

-19
-20
-21
-22

Международная улица, 9 - жилой дом серии МГ-2 (1956) визуально отличается от предшественника МГ-1 двускатной крышей и наличием мансарды. Такие дома точечно строились в московских рабочих районах, но широкого распространения серия не получила - предпочтение отдавалось многоподъездным домам.

-23
-24

Международная улица, 13 - жилой дом серии МГ-2 (1955)

-25

Международная улица, 11 - школьное здание (1936). Школьников выселили в 1988 году по причине строительства станции метро «Римская» на этом участке, но здание сохранилось и стало использоваться в коммерческих целях.

-26

Международная улица, 15 - серая громадина с ленточным остеклением это общежитие «Москабельмет» (1978), отель МКМ

-27
-28

От Международной улицы есть незаметный проход между двумя заборами к станции Москва-Товарная (бывшая «Москва 2-я»), которая теперь относится к МЦД-2, но внешне с советских времён пока не изменилась - всё та же холодная, продуваемая ветром платформа.

Платформа «Москва 2-я». 1953 год:

1953 От Курского до Хохловки. 17. Платформа «Москва 2-я» в сторону Серпухова

Станция Москва-Товарная. 1960 год:

1960 Москва Товарная Курская

-29
-30

Контора движения и вокзальное здание (1884). Внутри были билетные кассы, небольшой зал ожидания для пассажиров, а на уровне второго этажа в стене прорублен проход, к которому состыковали пешеходный мост, ведущий к платформам. Мост много лет назад демонтирован за ненадобностью, но в левой части фасада до недавнего ремонта можно было разглядеть кусок срезанной стальной балки моста. Сейчас здесь пост электрической централизации станции Москва-Товарная-Курская.

-31
-32

Старообрядческая улица, 40 - тяговая подстанция № 1 «Рогожская» (1932) - снесена.

Для запуска Московских центральных диаметров потребовалось строительство новых путепроводов, прокладка дополнительных железнодорожных путей, обустройство прилегающих территорий. В связи с расширением полосы отвода последовали сносы десятков зданий дореволюционной и советской постройки, в частности, оказалась разрушена тяговая подстанция «Рогожская». Она была выведена из эксплуатации, но могла представлять ценность и в качестве конструктивистского архитектурного памятника, и индустриального памятника - в ней использовались образцы оборудования, впервые изготовленные в СССР в 1930 году на ленинградском заводе «Электросила». Если бы собрать в одном месте раритеты с уничтоженных московских заводов и фабрик - можно было открывать новый Политехнический музей.

-33
-34

Рабочая улица

-35

Рабочая улица, 3 - жилой дом (1957)

-36
-37

Рабочая улица, 20А - административное здание (1952)

-38
-39

Рабочая улица, 30с1 - Городское начальное училище (1910, архитектор Зиновий Иванов), Дом пионеров и школьников, Дом детского творчества

Городское начальное училище. 1913 год:

1913 Городское начальное училище на Коломенке (ныне Рабочая ул., дом №30)

-40
-41

Рабочая улица, 34с1 - городская поликлиника № 4 (1960)

-42

Рабочая улица, 35 - современная застройка на месте рабочего посёлка имени Ильича

Рабочий поселок имени Ильича. 1924 год:

1924 Рабочий поселок имени Ильича

-43

Рабочая улица, 38 - детский сад для детей железнодорожников (1937), магазин. А ещё здесь работал андеграундный кафе-клуб «Шоколадная фабрика», где проходили выставки художников и фотографов, концерты рок-групп «Торба-на-Круче», «7Б», «Умка и броневичок», «Собаки Качалова».

-44

На сцене «Шоколадной фабрики» Аня Герасимова (Умка), филолог, путешественница-хиппи, поэтесса

-45
-46

С железной дорогой косвенно связано название Ковров переулок - для обустройства товарной станции в Москву привезли квалифицированных рабочих из железнодорожных мастерских города Коврова Владимирской губернии.

-47

Многолетний недострой на пересечении Рабочей улицы и Коврова переулка

-48

Ковров переулок, 8с1 - дореволюционная (предположительно) котельная Нижегородского вокзала

-49

Новорогожская улица, 9 - школьное здание (1934)

-50

Новорогожская улица, 11с1 - дореволюционное здание

-51

Новорогожская улица, 15 - доходный дом (1912)

-52
-53
-54

Новорогожская улица, 16 - одно из дореволюционных зданий товарной станции Нижегородской железной дороги главным фасадом выходило в сторону путей, а с тыльной части - на Коломенскую площадь.

-55

В советский период истории здесь обустроен безымянный сквер на развилке Рабочей и Новорогожской улиц. Ограда со звездой выглядит, как новая, - похоже, что это современная точная реплика оригинальной ограды первых послевоенных лет. Кстати, на дореволюционных картах встречалось и другое название Новорогожской, связанное со станцией, - улица 9-й путь. До середины ХХ века на ней сохранялось булыжное покрытие мостовой.

-56

Возле сквера Рабочая улица сливается с Новорогожской, а дальше, за круговым перекрёстком, возвращается на карту, поворачивает влево и ныряет под железнодорожные пути к заводу «Красный путь».

-57
-58

Рабочая улица, 84 - Московский механический завод «Красный путь». Предприятие основано в 1862 году швейцарцами Карлом Перенудом и Адольфом Перле и поначалу называлось по имени совладельца - Механический и чугунолитейный завод «Перенуд», который производил чугунное литьё для железнодорожных дорог. В ассортименте были представлены стрелки и стрелочные переводы, крестовины, трубы, семафоры, а также крышки люков для городских улиц. Самое старое из сохранившихся зданий датируется 1906 годом.

Мастерские Общества механических и чугунолитейных заводов «Перенуд» (будущий завод «Красный путь»). 1910-1915 гг.:

1910—1915 Общество механических и чугунолитейных заводов "Перенуд" (завод "Красный путь"). Складские помещения и мастерские

Проходная завода «Красный путь». 1947-1953 гг.:

1947—1953 От Хохловки до Курского. 21. Проходная завода «Красный путь»

-59

После национализации завод вошёл в состав объединения «Трестпуть», а в 1927 получил название «Красный путь». Всю свою историю предприятие относилось к Министерству путей сообщения, изготавливая карданные валы, запчасти к локомотивам, вагонам и путевым машинам, стенды для локомотивных депо, вагономоечные щётки и многое другое. С 2010 года производство приостановлено и цеха сдаются в аренду.

-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75

Используемая литература: журналы «Строительство Москвы» 1929 № 3 и 1938 № 5, «СССР на стройке» 1931 № 9.

-76

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:

Город на память | Дзен

-77

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #москва #история #архитектура #рогожскаязастава #рабочаяулица #международнаяулица