Одна из первых "супергрупп" (каждый из её участников, фамилиям которых и соответствует название, уже поиграли в именитых коллективах) является одной из самых значимых в истории прогрессивного рока, узнаваемая по виртуозной игре Кита Эмерсона на клавишных (которого даже прозвали "Джими Хендриксом за органом") и богатым аранжировкам.
Эмерсон ранее участвовал в группе The Nice, игравшей психоделик-прогрессив, Лейк (бас, вокал) — в King Crimson, о которых уже было две статьи на канале, а Палмер (ударные) — в Crazy World of Arthur Brown и Atomic Rooster (первый -проект Артура Брауна, известного как одного из пионеров ярких сценических шоу и спецэффектов, что ELP, можно сказать переняли, устраивая фееричные, масштабные и очень затратные сценические представления). Так или иначе, все трое давно находились в течении прогрессивного рока. Первоначально, основа группы была образована Китом Эмерсоном и Грегом Лейком в 1969 году. Тогда у них возникла идея поджемовать с Джими Хендриксом, которому предложение понравилось. К тому времени к группе присоединился Карл Палмер, и квартет исполнил джем после своего концерта на фестивале Isle of Wight. Были даже слухи, что Хендрикс присоединится к группе и её назовут «HELP» — «Hendrix, Emerson, Lake & Palmer» - звучит очень интересно, хоть и вряд ли этот проект долго бы просуществовал. Так или иначе, этому не суждено было случиться из-за скорой смерти Джими.
Emerson Lake & Palmer
Первый же альбом - крепкая работа от и до с запоминающейся закрывающей песней "Lucky man".
Песня была записана за 15 минут, причём соло Эмерсона на синтезаторе записано с первого раза на абсолютной импровизации. Несмотря на такую казалось бы, спешку, песня приобрела огромную популярность у слушателей.
Композиции "The Barbarian" и "Knife-Edge" являются переработками классических произведений Белы Бартока и Леоша Яначека и Баха соответственно. Вообще, любовь Кита Эмерсона и остальных участников группы к классической музыке прослеживается до ELP и проходит через всю дискографию группы.
Уделено внимание и Палмеру в композиции "Tank" - виртуозное соло на барабанах с добавлением синтезаторов Эмерсона.
Я выделяю с этого альбома, помимо названной "Lucky man", балладу Грега Лейка "Take a Pebble", которая из-за его вокала и общего звучания напоминает первые альбомы King Crimson. В большей части аранжировки участвуют только рояль, бас-гитара и ударные, однако звучать вместе они умудряются очень богато и красочно. Особенно во второй половине, к концу музыка в довольно быстром темпе будто льётся и переливается.
Tarkus
Второй студийный альбом "Tarkus" с красивой 20-минутной заглавной сюитой с величественной главной темой. Трек занимает всю сторону пластинки
Вторая сторона на этом альбоме, в целом, не так примечательна, но всё же можно отметить песни "Bitches Crystal" с надрывным вокалом Лейка и неожиданный рок-н-ролл в конце альбома "Are You Ready Eddy?", посвящённый работающему с группой звукорежиссёру Эдди Оффорду.
Pictures at an Exhibition
Обычно, изучая дискографии коллективов, я слушаю только их студийные альбомы, но ELP из числа исключений потому что их концертники особенно насыщенны импровизациями, за что эти записи и ценны. А в случае "Pictures at an Exhibition", - это совершенно уникальный материал - очень интересная, красивая и качественная рок-интерпретация, "Картинок с выставки" Мусоргского. ELP исполняли "картинки" с первых концертов и, в дальнейшем, они стали обязательной частью программы.
Закрывает альбом переработка Чайковского
Что касается других концертных альбомов, то для интересующихся рекомендую к прослушиванию "Welcome Back My Friends to the Show That Never Ends" и "Works Live".
Trilogy
На альбоме группа воспользовалась новейшим оборудованием при сочинении и записи материала, что, как это нередко случалось с группами, привело к невозможности исполнения его вживую втроём (по крайней мере, на тот момент времени). Однако, говоря всё-таки о студийных записях, на "Трилогии" звучит более усовершенствованный звук группы и соединяет вместе как и более продолжительные темы, так и более короткие, более доступные. Возможно, поэтому Грег Лейк неоднократно называл "Трилогию" своим любимым альбомом ELP. По трекам: "The Endless Enigma" (особенно первая часть) - очень приятно звучащее сочетание электрооргана с перкуссионным барабаном, напоминающее журчание ручья.
Отличная песня Лейка "From the Beginning", выделяется аранжировкой, состоящей только из гитар и является из числа более простых и компактных песен, которые неплохо разбавляют продолжительные композиции вроде одноимённой "Trilogy", хотя и в целом, особенно длинных сюит на альбоме нет.
Brain Salad Surgery
"Brain salad surgery" с обложкой от Ханса Руди Гигера, наиболее известного своей дизайнерской работе в фильме "Чужой", вероятно, можно считать пиком творчества коллектива.
Инструментальная пьеса "Toccata" основывается на Четвертой части 1-го Фортепианного концерта аргентинского композитора 20 века Альберто Джинастера. Кит Эмерсон изрядно постарался, начинив эту музыку спецэффектами синтезатора. Карл Палмер записал оригинальную перкуссию на новейшем в то время драм-синтезаторе. Музыкальный агент Джинастера, по всей вероятности, не имел ничего против этой интерпретации и не предъявлял группе никаких претензий по авторским правам. Кроме того, Эмерсон обратился к Джинастера лично, тому понравилось, и он даже внес некоторые предложения по аранжировке.
«Still…You Turn Me On» - третья по счёту композиция, - очередная хорошая лирическая баллада от Грега Лейка. Эта песня получила множество положительных отзывов и часто исполнялась группой на концертах, а также включалась в сборники.
Но в итоге всё приходит к основному произведению альбома - "Karn Evil 9", которое идёт, в целом, почти полчаса (и есть ощущение, что если бы группу ничего не ограничивало, их композиции могли быть и дольше).
"Karn Evil 9" разбито на три части или, так называемые "Впечатления", причем 1-ое "Впечатление" пришлось разбить еще на две части, чтобы перенести на вторую сторону пластинки - мера вынужденная исключительно по техническим причинам.
В целом, всё это - одна история, начинающаяся в первом "Впечатлении" с повествования о неком футуристическом мире, где давно "запрещены всякие проявления зла и разложения". Однако это самое зло и разложение отжившего мира сохранилось в форме ежегодного карнавального шоу.
Второе "Впечатление" - чисто инструментальная пьеса, в которой зарождается тема бунта компьютеров против людей, которые ничего об этом не подозревают - на основе этого противостояния и сделана мрачная обложка.
Тема достаточно ярко продолжается в Третьем "Впечатлении", вылившись в войну между человечеством и компьютерами. Причем, исход этой борьбы изображен расплывчато - концовка открытая.
Музыкально, это весьма интересное путешествие по всё новым и новым структурам, переходящим одна в другую как узоры в калейдоскопе.
Works (1,2)
После турне на пике своей популярности, после перерыва, небольших сольных работ музыкантов, они приступили к работе над двойным альбомом "Works" (подписанный как первый том), в поддержку которого группа устроила свои самые грандиозные концерты, в результате чего оказалась в долгах перед лейблом.
Первую сторону пластинки занял фортепианный концерт Кита Эмерсона с филармоническим оркестром, который присутствует почти во всём альбоме - такой ход уже давно казался вполне логичным для прог-группы, тем более, постоянно обращающейся к классике и стремящейся в эту сторону. И нельзя сказать, что это плохо. Такой альбом определённо нужен был в дискографии.
Вторая сторона состоит из акустических баллад, написанных Лейком. Из них наиболее достойной мне показалась "Hallowed be thy name"
Третья сторона содержит произведения, написанные Карлом Палмером, среди них переработки Прокофьева и Баха, а также эффектные вещи с элементами джаза, особенно запомнилась "Food for Your Soul" с фирменными мощными скоростными ударными Палмера при поддержке жирно звучащих духовых
На четвёртой стороне представлены две композиции в групповом исполнении. Первая из них — адаптация оркестрового произведения «Fanfare for the Common Man» американского композитора Аарона Копленда.
По всему, второй том должен был стать грандиозным продолжением, но из-за финансовых неудач в ходе сверхзатратного тура и других проблем вроде пожара в доме Эмерсона, унёсшего множество наработок, альбом нужно было срочно выпускать и его наполнили гораздо меньшим количеством материала, и то, - треков, оставшихся после предыдущих студийных сессий. Тем не менее, некоторые критики оценивают его выше предыдущего. Интересные записи здесь, действительно, есть.
Так или иначе, на этом альбоме с "дополнительными материалами" коллектив закончился
Последние альбомы
Череда последних альбомов, которые, как это часто бывает, наиболее сомнительные.
После двух альбомов "Works" группа продолжала отрабатывать сначала долги, приняв новый плотный гастрольный график, а затем, обязательства перед лейблом - выпуск ещё одного альбома. Утомлённые совместной работой музыканты выдали максимально форматный и далёкий от уровня музыки группы альбом "Love Beach", получивший низкие рейтинги и рекордно плохие продажи. Но я не скажу, что эта работа настолько плоха. В своём контексте песен для радио - отработано вполне достойно
И всё же Эмерсона, Лэйка и Палмера не хватило на целый альбом попсни, даже на одну сторону, потому что завершает её в общем-то классический для них номер "Canario". Здесь ELP играют на своём поле: "Canario" - чисто инструментальная композиция, которая представляет собой интерпретацию 4-й части Концерта для гитары с оркестром под названием "Фантазия для джентльмена". Автор - значительная фигура в испанской музыке XX века композитор Хоакин Родриго.
После выпуска "Love Beach" группа прекратила своё существование.
Далее воссоединение в изменённом составе 1986 году альбом "Emerson, Lake and Powell" с барабанщиком Кози Пауэллом вместо Палмера - аббревиатура ELP как торговая марка удачно сохранена, но материал бросовый и, в сравнении с ним, "Love Beach" кажется отличным альбомом. Про альбом проекта "3" я вообще молчу - настолько плоско, что слушать было тяжело.
В 1991 году группа воссоединилась в оригинальном составе и выпустила новый относительно неплохой альбом "Black Moon", но неплохой, в основном, за счёт одноимённой открывающей композиции - она звучит мощно.
Кроме неё также "Paper blood" из-за звука старого доброго органа Хаммонда и на этом всё. Конечно, во всём этом ничтожно малая доля возможностей музыкантов (хотя тут, конечно, можно объяснить большим спросом слушателей, которых нужно привлечь к релизу, на более простую музыку), да и обилие острого звучания цифровых синтезаторов их музыку не красит.
И, наконец, последний студийный альбом - "In the Hot Seat". Но, кратко говоря, он никакой. Новые композиции очень слабые, а записанные здесь студийно "Картинки с выставки" звучат гораздо хуже оригинального альбома. Ко всему прочему, во время записи альбома у Эмерсона возникли проблемы с нервом кисти руки, ему пришлось перенести хирургическую операцию. Словом, этот альбом совершенно не характеризует группу и ничего от тех самых Emerson, Lake & Palmer в нём почти не осталось.
Но после всего этого нужно вернуться к началу и подытожить.
Emerson, Lake & Palmer - пример лучшей реализации музыкального образования в сочетании с новыми инструментами, технологиями, аранжировками времени и долей эпатажа рока - чего стоят их помпезные выступления, где Палмер продолжительно, структурированно и выверенно лупит по огромной установке и гонгам, беря при этом страшные скорости, а Эмерсон, в перерывах между игрой пассажей, из раза в раз издевается над органом, то раскачивая его, то таская по сцене, то роняя, то топчась по нему, то вонзая в него кинжалы.
Лучшие альбомы. Здесь всё просто - первые!