Выборы в автономной Галисии, расположенной на северо-западе Испании, одновременно и удивили, и не удивили. Не удивили тем, что там в пятый раз подряд победила правая Народная партия. Но удивили поразительным постоянством галисийцев, раз за разом отвергающих левых. Хотя на сей раз левые, да и европейские либералы, надеялись на успех своих соратников: в Галисии заметно усилились националисты, сделавшие своим «лицом» молодую и обаятельную Ану Понтон.
Кроме того, Йоланда Диас, лидер общеиспанской ультралевой партии Sumar, партнёра социалистов по правящей коалиции – галисийка.
Но две обаятельные дамы не спасли правящую в Испании коалицию: в Галисии вновь победили наследники каудильо Франсиско Франко.
Галисийцы голосуют за правых с упорным постоянством: в то время как в Испании с 1983 г. большую часть времени правят социалисты, а в последнее время к тому же в союзе с коммунистами из Sumar, в Галисии, исключая краткие периоды, власть остаётся в руках правых.
Галисия – одновременно и совсем не Испания, и супер-Испания. Она вовсе не похожа на Испанию: поросшие соснами горы, прохладный климат и дожди, как в Англии. Чуть замедленные люди, говорящие то ли на диалекте португальского языка, то ли на языке, максимально близком португальскому. Местные блюда в основном из морепродуктов (тоже как в Португалии), водка «орухо» вместо красного вина, и чёрный хлеб, который в Испании практически не едят. И пальосы - удивительные круглые дома, крыши которых опущены почти до земли.
При этом Галисия – самая что ни на есть испанская Испания. Национальная испанская мифология утверждает, что Реконкиста (отвоевание Испании у мавров) по-настоящему началась с города Сантьяго-де-Компостела в Галисии. Якобы после того, как жестокий хаджиб Аль-Мансур сжёг собор Святого Якова в Сантьяго (святой Яков Матаморос, т.е. истребитель мавров – покровитель Испании), христиане восстали во всей северной Испании, и начали постепенно отвоёвывать свою страну. А когда их родные братья, португальцы, отделились от Испании и создали своё королевство, галисийцы остались подданными королей Леона и Кастилии.
Такая двойственность Галисии подтверждается тем, что во всём мире знают двух галисийцев-антиподов: генералиссимуса Франсиско Франко и кубинского лидера Фиделя Кастро.
Галисийцы участвовали во всех войнах Испании – от Реконкисты до Гражданской войны 1936-39 гг. При этом Галисия никогда, в отличие от Страны басков и Каталонии, не пыталась отделиться от Испании. Хотя там и были восстания, но не за отделение, а за «фуэрос» (особые права), а с конца XIX века действуют национальные движения левого толка. Но набирать силу они стали только в последние годы, и это связано, скорее всего, с общей неблагоприятной ситуацией в Испании.
Во время Гражданской войны Галисия была настоящим бастионом франкистов: галисийские крестьяне наряду с наваррцами являлись костяком армии Франко. Хотя крестьянство в Галисии было бедным, оно отвергло левые эксперименты с коллективизацией. Землевладельцы, почти такие же работящие и бедные, как и крестьяне, и священники – братья и дяди крестьян, были для галисийцев своими, в отличие от пришлых горожан, на малопонятном языке вещавших про социализм. Если во Франции антиреволюционной силой были крестьяне Вандеи и Бретани, в Испании «вандеями» стали Галисия и Наварра.
В 1960-х аграрная Галисия начала развиваться: она, как и вся позднефранкистская Испания, переживала экономический взлёт. В городе Виго на полную мощность заработал автозавод Citroën; рыболовецкие хозяйства стали мощными современными корпорациями; некий Эулохио Гомес Франкейра убедил крестьян вступить в кооперативы: так возникла мощная группа Cooperativa Orensana S.A. (Coren). В 1975 г. появилась торговая сеть Zara, со временем ставшая одной из крупнейших в мире.
Так бедная, аграрная Галисия превратилась – нет, не в богатую, но достаточно благополучную страну. Хотя упрямые галисийцы не желают воспринимать все новации. Например, Галисия, в отличие от Каталонии, Валенсии и Андалузии, не сделала туризм основным источником доходов. Там отдыхают, но нет огромных современных курортов. Галисийцы не хотят, чтобы их прекрасное побережье было застроено отелями, как в Каста-Брава или Коста-дель-Соль. Даже в пик сезона шикарные пляжи Галисии почти пусты.
Хотя один вид туризма в Галисии весьма почитается. Это паломничество. В Сантьяго-де-Компостела, третьей по значению святыне католицизма после Иерусалима и Рима, заканчивается Путь Святого Якова, или Дорога французских королей. По ней, от французских монастырей и далее по горам Северной Испании, ежегодно десятки тысяч паломников идут к собору Святого Якова. Для галисийцев это доходы, но не только: это ещё и тысячелетняя традиция (первый паломник, французский епископ Годескальк из Ле-Пюи, прошёл этим путём зимой 950-951 гг.).
Если отношение к Франко среди современных галисийцев непростое (всё-таки диктатор), то франкистский министр Мануэль Фрага Ирибарне – культовая фигура в Галисии.
При Франко Фрага занимал сначала пост министра информации и туризма, затем возглавил МВД. Он санкционировал казнь известных противников франкизма, в частности, лидера коммунистов Хулиана Гримау, именем которого названа улица в Москве. До конца жизни Фрага не извинялся и не выражал сожаления по поводу той казни.
При этом Фрага, опираясь на католическую прелатуру Opus Dei, способствовал экономическому развитию Испании (и родной Галисии), а также проводил осторожную либерализацию режима.
В середине 1970-х, во время угасания и смерти Франко, Фрага занимал ключевой пост министра внутренних дел. Мирная передача власти королю Хуану Карлосу I, демократизация и проведение свободных выборов – в первую очередь заслуга Адольфо Суареса и Мануэля Фраги. Фрага также является автором Конституции 1978 г.
Фрага демонтировал франкизм потому, что понимал: его время прошло. При этом он всю жизнь гордился своей работой во времена франкизма. Поэтому созданная им Народная партия считается постфранкистской, или воплощением «мягкого франкизма». Который унаследовал от своего брутального основателя только приверженность традициям и связанным с ними ценностям, и неприятие левачества и сепаратизма. Включая и галисийский.
В конце концов, франкизм за десятилетия господства сильно эволюционировал. От жестоко военно-полицейского режима, массовых казней, этатизма и автаркии – к довольно либеральной экономике, объявлению политики «Ни победителей, ни побеждённых» и отмене цензуры – это долгий путь. И проделали его сами франкисты, только умные. Такие, как Фрага. Поэтому испанские (и галисийские) правые не сильно обижаются, когда их называют «мягкими франкистами».
В 1990 г. Фрага выиграл выборы в Галисии и возглавил правительство автономии. Это вызвало бурю негодования в левом лагере Испании и неприятие либералов в Европе и США – всё-таки франкистский министр, к тому же не раскаявшийся. Но он управлял родной Галисией 15 лет, и многое сделал для модернизации её экономики и социальной сферы.
Галисия неторопливо, без рывков и «шоковой терапии», перешла от отсталости и бедности к относительному процветанию. Так же мягко, без взрывов бомб, как в Стране Басков, и жёсткого уличного противостояния, как в Каталонии, покончила с периодом диктатуры. Большинство галисийцев это устраивает – наверное, постепенность и отсутствие резких движений созвучно их спокойному, крестьянскому характеру.
Поэтому в Галисии левые раз за разом проигрывают правым. Что вполне объяснимо с исторической и культурной точек зрения.