В переводе с древнегреческого языка понятие «epos» дословно обозначает повествование или рассказ.
Эпические произведения часто отличаются масштабностью, использованием поэтического языка и описанием героических подвигов. Они могут быть как устными, передаваемыми из уст в уста, так и письменными, сохраняющимися в письменном виде. Эпосы играли и продолжают играть важную роль в формировании культурного наследия и представлении о мире различных народов и эпох.
М. Г. Гаспаров говорит о том, что «эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, - ход событий в жизни персонажей». Поэтому мы можем заключить, что эпос —это род литературы, для которого характерна объективность в момент повествования.
— Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.
О "Поэтике" Аристотеля речь уже шла в статье про драму:
— Главная функция эпических произведений (независимо от жанра) - сообщение о тех событиях, которые происходили в прошлом. Эпосы служат как источником исторической информации, так и средством сохранения и передачи культурных ценностей, традиций и мировоззрения народа. Они позволяют поколениям узнавать о героических подвигах, мифических существах, важных исторических событиях и обрядах, формируя коллективную память и представление о своем народе и его истории.
— Эпическая литература свободна в освоении пространства и времени.
— В эпическом произведении с читателем, как правило, говорит повествователь, который является посредником между изображаемым миром и читателями.
Тем не менее, эту роль может выполнять и рассказчик (например - Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина).
В. Е. Хализев говорит о том, что «эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение».
Выделяют малые, средние и большие эпические жанры; каждая группа жанров обладает своими характерными признаками.
Малые эпические жанры обычно имеют ограниченный объем и фокусируются на отдельных событиях или персонажах. Средние эпические охватывают более широкий круг событий и персонажей. Большие эпические жанры, такие как эпопея, обычно представляют собой крупные по объему произведения, описывающие сложные сюжеты и масштабные исторические события. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и требует особого подхода к созданию и интерпретации.
Новелла - малый эпический жанр, который (в отличие от рассказа) характеризуется крайне стремительным развитием сюжета; в новелле также может присутствовать неожиданная концовка.
Анализируя текст на олимпиаде или выполняя творческое задание, обратите внимание на то, что перед вами может быть особый случай. Например, в рассказе или новелле могут присутствовать черты сказки, притчи (см. Владимир Набоков «Сказка»)
Притчу отличает иносказательная форма и обязательное нравоучительное «зерно», обращенное к читателю.
Следует отличать сказку фольклорную от сказки литературной. Если фольклорная сказка имеет отношение к устному народному творчеству и может иметь множество вариаций развития сюжета, то литературная сказка имеет определенный сюжет и авторство.
Средние эпические жанры представлены, главным образом, повестью. Повесть (как и роман) может тяготеть к хроникальному воспроизведению действительности, но по объему она намного меньше романа.
Крупные эпические жанры - эпопея, роман, поэма-эпопея - отличаются масштабным воспроизведением действительности. М. Л. Гаспаров замечает, что именно крупные эпические жанры дают читателю представление о том, что образы эпических произведений «обладают иллюзией пластической объемности».
Эпическая поэма с древнейших времен была призвана оставить в веках важнейшие события далекого прошлого, повлиявшие на ход мировой истории. Нам известны такие произведения как:
• «Илиада» и «Одиссея» Гомера
• «Неистовый Роланд»
• «Песнь о Нибелунгах»
• «Освобожденный Иерусалим» Тассо
События, изображенные в этих произведениях, оказали большое влияние как на формирование национального самосознания читателей тех стран, в которых они создавались, так и на развития процесса мировой культуры и литературы в целом.
Роман - это, пожалуй, наиболее читаемый, известный и любимый крупный эпический жанр. История его возникновения крайне любопытна. Само понятие «роман» зарождается в средние века как обозначение повествования на одном из романских языков (не на латыни).
Жанр романа претерпевал значимые модификации в зависимости от эпохи и культурного контекста той страны, в которой он развивался. Все мы знаем о романах Толстого, Достоевского, Бальзака, Стендаля, Мопассана). Исторически роман был представлен различными модификациями жанра.
Принято говорить о: рыцарском романе, античном романе, психологическом романе, аллегорическом романе. Также литературоведы выделяют различные формы романа в зависимости от его национальных особенностей развития. Мы говорим о русском романе, французском, английском, американском, испанском и других формах развития этого жанра.
Эпос крайне разнообразен с точки зрения жанровой специфики и заслуживает более пристального внимания и изучения.
Изучение эпоса позволяет понять не только художественные особенности произведений данного жанра, но и их роль в формировании национальной идентичности, сохранении культурного наследия и передаче ценностей поколениям. Кроме того, эпос часто является зеркалом общественных изменений и противоречий, отражая тем самым дух времени и коллективное бессознательное.
Дополнительно:
1. Манн Т. «Искусство романа»
2. Мелетинский Е. М. «Введение в историческую поэтику эпоса и романа»
3. Федотов О. И. «Основы теории литературы»