Найти в Дзене
Слово и страница

Эпос как род литературы

В переводе с древнегреческого языка понятие «epos» дословно обозначает повествование или рассказ.

Эпические произведения часто отличаются масштабностью, использованием поэтического языка и описанием героических подвигов. Они могут быть как устными, передаваемыми из уст в уста, так и письменными, сохраняющимися в письменном виде. Эпосы играли и продолжают играть важную роль в формировании культурного наследия и представлении о мире различных народов и эпох.

М. Г. Гаспаров говорит о том, что «эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, - ход событий в жизни персонажей». Поэтому мы можем заключить, что эпос —это род литературы, для которого характерна объективность в момент повествования.

Гаспаров Михаил Леонович, советский и российский филолог
Гаспаров Михаил Леонович, советский и российский филолог

— Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

О "Поэтике" Аристотеля речь уже шла в статье про драму:

— Главная функция эпических произведений (независимо от жанра) - сообщение о тех событиях, которые происходили в прошлом. Эпосы служат как источником исторической информации, так и средством сохранения и передачи культурных ценностей, традиций и мировоззрения народа. Они позволяют поколениям узнавать о героических подвигах, мифических существах, важных исторических событиях и обрядах, формируя коллективную память и представление о своем народе и его истории.

— Эпическая литература свободна в освоении пространства и времени.

— В эпическом произведении с читателем, как правило, говорит повествователь, который является посредником между изображаемым миром и читателями.

Тем не менее, эту роль может выполнять и рассказчик (например - Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина).

В. Е. Хализев говорит о том, что «эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение».

Выделяют малые, средние и большие эпические жанры; каждая группа жанров обладает своими характерными признаками.

Малые эпические жанры обычно имеют ограниченный объем и фокусируются на отдельных событиях или персонажах. Средние эпические охватывают более широкий круг событий и персонажей. Большие эпические жанры, такие как эпопея, обычно представляют собой крупные по объему произведения, описывающие сложные сюжеты и масштабные исторические события. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и требует особого подхода к созданию и интерпретации.

Новелла - малый эпический жанр, который (в отличие от рассказа) характеризуется крайне стремительным развитием сюжета; в новелле также может присутствовать неожиданная концовка.

Анализируя текст на олимпиаде или выполняя творческое задание, обратите внимание на то, что перед вами может быть особый случай. Например, в рассказе или новелле могут присутствовать черты сказки, притчи (см. Владимир Набоков «Сказка»)

Притчу отличает иносказательная форма и обязательное нравоучительное «зерно», обращенное к читателю.

Следует отличать сказку фольклорную от сказки литературной. Если фольклорная сказка имеет отношение к устному народному творчеству и может иметь множество вариаций развития сюжета, то литературная сказка имеет определенный сюжет и авторство.

-2

Средние эпические жанры представлены, главным образом, повестью. Повесть (как и роман) может тяготеть к хроникальному воспроизведению действительности, но по объему она намного меньше романа.

Крупные эпические жанры - эпопея, роман, поэма-эпопея - отличаются масштабным воспроизведением действительности. М. Л. Гаспаров замечает, что именно крупные эпические жанры дают читателю представление о том, что образы эпических произведений «обладают иллюзией пластической объемности».

Эпическая поэма с древнейших времен была призвана оставить в веках важнейшие события далекого прошлого, повлиявшие на ход мировой истории. Нам известны такие произведения как:

Древнегреческий поэт Гомер
Древнегреческий поэт Гомер

• «Илиада» и «Одиссея» Гомера

• «Неистовый Роланд»

• «Песнь о Нибелунгах»

• «Освобожденный Иерусалим» Тассо

События, изображенные в этих произведениях, оказали большое влияние как на формирование национального самосознания читателей тех стран, в которых они создавались, так и на развития процесса мировой культуры и литературы в целом.

Роман - это, пожалуй, наиболее читаемый, известный и любимый крупный эпический жанр. История его возникновения крайне любопытна. Само понятие «роман» зарождается в средние века как обозначение повествования на одном из романских языков (не на латыни).

Жанр романа претерпевал значимые модификации в зависимости от эпохи и культурного контекста той страны, в которой он развивался. Все мы знаем о романах Толстого, Достоевского, Бальзака, Стендаля, Мопассана). Исторически роман был представлен различными модификациями жанра.

Принято говорить о: рыцарском романе, античном романе, психологическом романе, аллегорическом романе. Также литературоведы выделяют различные формы романа в зависимости от его национальных особенностей развития. Мы говорим о русском романе, французском, английском, американском, испанском и других формах развития этого жанра.

Рыцарь Ланселот, один из самых известных героев средневековых рыцарских романов
Рыцарь Ланселот, один из самых известных героев средневековых рыцарских романов

Эпос крайне разнообразен с точки зрения жанровой специфики и заслуживает более пристального внимания и изучения.

Изучение эпоса позволяет понять не только художественные особенности произведений данного жанра, но и их роль в формировании национальной идентичности, сохранении культурного наследия и передаче ценностей поколениям. Кроме того, эпос часто является зеркалом общественных изменений и противоречий, отражая тем самым дух времени и коллективное бессознательное.

Дополнительно:

1. Манн Т. «Искусство романа»

2. Мелетинский Е. М. «Введение в историческую поэтику эпоса и романа»

3. Федотов О. И. «Основы теории литературы»