Кажется, что информации по этой теме уже очень много, но ошибки в употреблении деепричастий все так же встречаются повсеместно. Знания пригодятся как в 8, 17 и 21 заданиях ЕГЭ, так и вообще в жизни для культурного обогащения (чисто мое мнение).
Постараюсь дать краткую теорию по деепричастным оборотам в предложении.
Для начала вспомним:
Обращаю внимание на формы в правом нижнем углу: на -вшись, -вши, -учи. Постфикс -СЬ может прибавляться и к словам из левого столбика: скрываясь, выбираясь. Также я не написала примеры с суффиксом -А-, простите, вот они: слыша, дыша, крича, плача и др.
Если есть слова, которые зависят от деепричастия, то перед нами оборот. Здесь остановлюсь подробнее (оказывается, не все знают, как найти зависимые слова).
Например:
Пообедав, мы снова отправились в волшебную страну. (в предложении одиночное деепричастие)
Птенец, хлопая маленькими крылышками, пытался взлететь. (здесь оборот из связанных по смыслу слов: "хлопая (чем?) маленькими крыльями")
Могут быть варианты и гораздо более громоздкие:
Тяжело переживая такую несправедливость со стороны начальника отдела и его заместителя, Фёдор надолго замолкал и значительно хуже работал. (переживая (как?) тяжело, переживая (что?) несправедливость; остальные слова зависят уже от слова "несправедливость", поэтому тоже входят в оборот).
В предложении деепричастия и деепричастные обороты обособляются (то есть запятые ставим по границам) почти всегда (нет запятых при фразеологизмах и наречиях, об этом напишу отдельно в статье по 17 заданию).
Теперь об уместном употреблении в предложении:
1) это добавочное действие к сказуемому, при этом деятель один (подлежащее): Мой брат, осмотрев помещение, посоветовал непременно вызвать мастера, чтобы переделать полы. (Брат осматривал помещение и давал советы).
2) Можно подставить Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, т.е. в предложении легко восстановить подлежащее и оно будет выполнять оба действия: Делая домашнее задание, постоянно отвлекаюсь на рисунки в тетради. (Я делаю задание, я отвлекаюсь)
3) В безличном предложении (не подставляется подлежащее, оно там невозможно), содержится совет: Отправляясь на прогулку в лес, лучше взять с собой больше воды и еды на всякий случай. ИЛИ: Как хорошо, прогуливаясь поздним вечером по парку, осознавать, что о твоей безопасности позаботились. (Здесь максимально ненавязчивый совет, мол, гуляйте в парках, где есть нормальная охрана).
Подсказками для опознавания совета будут слова: нужно, можно, следует, важно, необходимо, желательно, хорошо, приятно, обязательно и т.п. Отдельно выделю слово "нельзя", это тоже совет (или запретом назовите). Например: Нельзя оставаться равнодушным, видя чужую беду.
4) Приказы со сказуемым в повелительном наклонении: Будьте внимательны, переходя дорогу. Пейте чай, приходя домой. Выбрав профессию, иди к своей цели.
Я выделила эти предложения в отдельную группу, так удобнее.
А теперь об ошибках в употреблении деепричастных оборотов:
Посмотрите на фотографию, после прочтения предыдущей информации ошибки уже должны быть видны вам.
Алгоритм рассуждения:
1) Подчёркиваем подлежащее, или сказуемое, если предложение односоставное. Можно ли подставить Я, МЫ, ТЫ, ВЫ?
2) Задаём себе вопрос: кто выполняет действие, обозначенное деепричастием?
3) Проверяем, вдруг есть совет или приказ (только для односоставных безличных предложений)
4) Если всё последовательно сделали, то ответ уже готов.
Итак, вкус не добавлял ничего на бутерброд; о скором отъезде чисто грамматически некому было узнать, т. к. подлежащего нет; а лицо явно не делало правильный макияж себе само.
Ещё несколько слов о деепричастии БУДУЧИ. Про него забывают =)
Сравните:
1) Будучи в городе, он заглянул в кафе, которое очень рекомендовал друг. (в этом примере БУДУЧИ = НАХОДЯСЬ)
2) Николай, будучи профессором в этой области, с недоумением слушал упрямо утверждавшего глупость нового знакомого. (БУДУЧИ = ЯВЛЯЯСЬ)
Оба предложения правильные, а ошибки в них будут такого плана: Будучи директором, был дан приказ работникам приходить на полчаса раньше...
Объемная получилась у меня статья, в моей голове она была меньше)))
Если есть желание, пройдите небольшую практику, найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастного оборота (ответы проверю в комментариях):
1) Верю, что ты придёшь, когда я ещё буду ждать, вспоминая наши лучшие дни.
2) Отпусти птицу, она должна жить на свободе, дыша свежим морским воздухом.
3) Опустившись на крыльцо, он тяжело вздохнул и подумал, что доктор не зря предупреждал после обследования об усилении головокружений, не принимая лекарства.
4) Отдыхая на природе, можно действительно зарядиться энергией.
5) Возращаясь вечером домой и ожидая готовый ужин, мужа встретил не только пустой стол, но и пустой холодильник.
6) Зацепившись за ветку, лист никак не мог упасть.
7) Приходя в гости к бабушке и дедушке, всегда наедаемся досыта.
8) Гриб - странный живой организм, сочетающий в себе признаки, характерные и для растений, и для животных.
9) Мне бы стать тем человеком, образ которого рисуется в моих мечтах, думая о нем последние несколько месяцев.
10) Заснув в середине ночи, не ожидайте лёгкости при пробуждении.
Нашли ошибки? Каких предложений больше, правильных или нет?
Помните, что в русском языке есть много тонкостей, спорных моментов, но на ЕГЭ даются только однозначные задания (верим в это).
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте сердечки, если материал полезен. Это даёт мне мотивацию и повышает настроение )
P.S.: Ответите на вопрос из заголовка статьи?