Найти тему
Академия на Неве

Вячеслав Боталов. Без любви ничто не имеет смысла

Проповедь студента 3 курса бакалавриата Баталова Вячеслава в Неделю 37-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельское повествование о Закхее. С этого чтения Церковь начинает подготавливать нас к Великому посту, напоминая о том, что есть истинное покаяние.

К сожалению, правда состоит в том, что многие люди годами исповедуются в одних и тех же грехах, но никак не продвигаются в своей духовной жизни. Истинное же покаяние заключается в исправлении тех злых дел, в которых человек исповедовался. История о Закхее дает нам пример такого покаяния. Закхей, начальник мытарей, был человеком грешным. Но, следует помнить, что личность человека — это не только грехи. Ведь он, как и любое другое творение Божие, по природе есть благо, а потому в сердце каждого, даже самого закоренелого грешника, остаются черты образа Божия, благодаря которым Господь может исцелить его.

Иисус Христос, по своему Божественному всеведению, обращается к Закхею по имени, потому что, вызволяя грешника из греха, Господь прежде всего восстанавливает его личность. Как сказано в Писании: «он зовет своих овец по имени и выводит их, а овцы за ним идут» (Ин 10:3,4). Точно так же Господь и нас пробуждает от греховного сна, называя нас по имени в Крещении, на Исповеди, в Причастии. Поэтому напрасно некоторые ищут победы над грехом без участия в церковных таинствах, ведь и апостол Павел говорит: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6:14), а благодать мы получаем по вере в таинствах. Благодать — это единственное средство очищения от греха, поэтому мы, верующие — те самые блаженные, о которых говорит пророк Давид: «блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс 31:2), потому что «верующий в Него не судится» (Ин 3:18). Но в каком смысле верующие в Господа не судятся? Апостол Павел объясняет: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Итак, духовная жизнь избавляет нас от осуждения, но она возможна только при одном условии: «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Об этом же ведет речь и преп. Серафим Саровский, напоминая, что цель христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа. Пост, бдение, молитва, милостыня и все остальные добродетели — это лишь средства для стяжания Святого Духа. Почему? «Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5). Без любви ничто не имеет смысла. Как сказал блаж. Августин: «Главой и сущностью всех добродетелей является любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Диавол всему может подражать в человеке. Назовем ли пост? И он ничего не ест. Бдение? Но и он никогда не спит и всегда, “ходит, как рыкающий лев” (1 Пет 5:8). Только одна любовь и смирение неподражаемы для него». Как же нам научиться этой любви? Ведь мы, как и Закхей, в духовном плане малы ростом, нас влечет к земле. Земные дела погружают нас в суету и мешают нам увидеть Господа. Поэтому, как Закхей забрался на смоковницу, так и нам надо возвыситься над всем земным и стремиться к небесному. То есть все наши труды мы должны посвящать Богу. Читать, писать, учиться, работать, делать все домашние дела, даже есть и пить мы должны для Бога, и тогда все это не будет ввергать нас в греховную суету (1 Кор 10:31). Есть такое выражение «конец — делу венец», у нас, верующих, конец всех дел — это Христос, потому что в Писании сказано: «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим 10:4). Вот так и получается, что мы становимся праведными не из-за наших добрых дел, а из-за веры во Христа, с которой мы эти добрые дела совершаем. И тогда в наше сердце, как некогда домой к Закхею, придет Сын Божий со словами: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23).

И вот, приближается Великий пост — самое благоприятное время, чтобы учиться любви. Пусть поможет нам всем в этом Господь.

Аминь!