Генеральная прокуратура России обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском о национализации Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Генпрокуратура полагает, что в 1992 году предприятие было приватизировано на незаконных основаниях. ИЗТС имел важное значение для военно-промышленного комплекса страны. На предприятии выпускались станки для оборонной, авиакосмической, автомобильной и энергетической отраслей. Согласно закону, разрешение на приватизацию завода должно было выдавать федеральное правительство, чего сделано, разумеется, не было. План приватизации и приказ о его акционировании издал комитет по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области.
Дальнейшая судьба ИЗТС не слишком сильно отличалась от других предприятий станкостроения. Постепенная деградация, износ оборудования и, наконец, сдача в аренду заводских помещений. Отдельно отмечу, что в 2011 году ИЗТС стал поручителем по кредиту игорной компании "Бигабум" (обанкротилась).
Новую жизнь в завод вдохнула в 2014 году компания "Стан", выкупившая корпус тяжелых станков и корпус заготовительного цеха. Производство продукции вновь было налажено, а объемы выросли в разы. Однако значительная часть территории продолжила использоваться, мягко говоря, не по назначению.
Сейчас ИЗТС, судя по всему, будет национализирован и наверняка уже имеются планы по полномасштабному возрождению предприятия. Тем более, работу придется начинать явно не с нуля, ведь, как написано выше, компания "Стан" с 2014 года ведет на Ивановском заводе вполне успешную деятельность. Теперь встает задача масштабирования и увеличения объемов производимой продукции.
Итак, что мы видим на данном примере.
Во-первых, приватизация не является священной коровой и когда необходимо, государство вполне способно пересмотреть её итоги. БОльшая часть приватизации активов шла в нарушение даже того законодательства, которое существовало в 1990-е годы.
Во-вторых, на примере ИЗТС мы видим, как государство консолидирует военно-промышленный комплекс и выстраивает заново кооперационные цепочки. Речь идет именно о технологическом суверенитете, где отрасль является самодостаточной и даже косвенно не зависит от импортных поставок. Впрочем, станкостроение для ВПК (как и для других отраслей) "косвенным" назвать, конечно, нельзя.
Методы управления военно-промышленным комплексом России показывают результат и однозначно должны внедряться в другие отрасли. Частично это и происходит (пример самолетостроения, строительства транспортной инфраструктуры и т.д.). Однако стратегического планирования во всей экономике мы пока что не видим. Надеюсь, именно что "пока".
В завершение отмечу, что на ИЗТС могут выпускаться станки не только для ВПК. Понятно, "оборонка" сейчас в приоритете, однако со временем (а, может, уже сейчас) завод сможет поставлять продукцию станкостроения для широкого круга промышленных секторов. Думаю, соответствующие перспективы мы увидим уже после национализации.