Найти в Дзене
Bikini Gun. Записки режиссера

Мой друг уехал из России

Есть у меня друг. С детства мы дружим. Я немного постарше его, и какое-то время позволял себе в дружбе наставничество. Отношений оно не портило. Кроме того нас всегда отличало сходство интересов. Друг - назову его Колей - также как и я занимается музыкой. Он, к слову сказать, профессиональный саксофонист. Ну и в целом, Николай - человек начитанный, разбирающийся в кинематографе. Нам всегда было о чем поговорить. Легко мы общались, если уж по существу.

Дружба дала сбой с момента Колиной женитьбы. В его личную жизнь я никогда не лез. Просто так вышло, что появившаяся жена замкнула Николая целиком на себе. Возможно, тут сыграл роль тот факт, что супруга была на девять лет старше моего друга. Наши встречи с Колей сократились до минимума. Потом я имел неосторожность критично отозваться о его жене. Этого не следовало делать даже при моей железобетонной правоте. Мой друг сильно обиделся и пропал с радаров примерно на год. Полностью разминуться мы не могли, поскольку Коля дружил с моим братом. В общем, изредка пересекались, жали друг другу руки.

Спустя некоторое время встречи с частотой раз в год стали нормой. Коля мог спонтанно заскочить ко мне на студию. Мы увлечённо болтали часа три, с жалостью поглядывая на часы. Нам было не только интересно, но и очень весело. Я видел, как у Коли загорались глаза. Родные души, что тут ещё скажешь.

При расставании мы азартно планировали скорую встречу которая не происходила. Я обьяснял это тем, что дома Коля попадал в орбиту жены. Ну, а она ему раскладывала на пальцах с кем стоит водиться, а с кем нет. То есть Николай закрывался, небрежно отвечая на звонки и смс, а то и вовсе не отвечая.

Один момент в нашей дружбе оставался неизменным. Мы всегда поздравляли друг друга с Днём рождения. Сначала писали смс. Потом созванивались. Сообщениям уделялось особое внимание, поскольку наши поздравления были актом творчества. Каждый подбирал фразы с глубоким смыслом. Афористичный подход подкреплялся остроумием. Мы запаривались, тем самым давая посыл друг другу: "ты мне дорог и важен".

Началась СВО. Я знал, наверняка, что Николай под призыв не попадает. Армия его миновала по причине длительного образования: училище, институт, аспирантура. Однако было ясно, что частичная мобилизация повлияла на жизнь Коли. Вестей от него не приходило. Как в воду канул.

Год назад я с тревожным ожиданием написал другу поздравительное сообщение. Ответа не последовало. Через два месяца случился мой день рождения. Ближе к ночи я получил от друга поздравление в привычной творческой форме. После моего ответного смс наше общение не возобновились. Я решил поинтересоваться у брата по поводу Коли. Раньше брат всегда избегал данной темы, но тут всё же сделал признание. Оказывается, Коля полгода как живёт в Греции. Он туда перебрался вместе с женой. Брат в двух словах пояснил, что в Греции Николай зарабатывает на жизнь тем же, чем и в России. То есть играет мой друг на саксофоне и радует греческую публику на различных мероприятиях.

Озвучив информацию, брат взял с меня клятвенное обещание, что я никому не расскажу про Колю и его переезд. Вы, возможно, заметите, что этот текст не очень-то хорошо бьётся с данным обещанием. В таком случае поясню. Во-первых, я изменил имя и ряд деталей. Во-вторых, довольно быстро выяснилось, что Колин переезд - это секрет Полишинеля. В течении месяца мне об этом рассказали три случайных человека.

Теперь подхожу к финалу своего повествования. Неделю назад у Николая был День рождения. За год он ни разу не вышел на связь. Меня мало заботило отсутствие общения. Прямо скажем, привык за много лет. Тем не менее, меня сильно озаботила необходимость поздравить друга. К тому же брат позвонил и напомнил про Колин день рождения.

Целый день я ходил и ломал голову, как быть. Меня не мучала обида. Ну реально привык. Чего обижаться? Мне не казался зазорным сам побег Коли. Много ведь их, сбежавших. Если человек по своему нутру не военный от слова "совсем", да и к тому же чересчур тонкая ранимая натура, запуганная чужой пропагандой. Короче, каждый имеет право на ошибку. Все не без греха.

Под вечер я набрал брата, чтобы посоветоваться. Писать Коле формальные поздравления я не мог, а глубокомысленные... это было сложно. Как только я начинал набрасывать в уме черновик сообщения, он тут же вырастал в длинный монолог. Моё откровение касалось того неизбежного страдания, которое так или иначе настигает русского человека с покиданием Родины. Мне хотелось напомнить Коле о наших дворах детства, о летних каникулах у моего деда на даче, о бесконечных разговорах про любимых музыкантов, режиссёров, писателей. У нашей дружбы была база - любимая малая Родина, русская душа, русская культура. Я хотел сказать Коле, что у меня действительно нет никаких обид и нет осуждения его бегства из страны. Однако мне очень важно осознавать, что мой друг нуждается в России. Поскольку если он в ней не нуждается, то и я ему не нужен.

Брату я не стал всё это объяснять. Я лишь спросил, как там у Коли в целом дела? Брат ответил, что Николаю - слава Богу - работы хватает. И вообще, он не собирается возвращаться. Он хочет осесть в Греции навсегда.

Я положил трубку и твёрдо понял, что поздравлять с Днём рождения никого не буду.

Источник фото: pinterest.com
Источник фото: pinterest.com