Найти в Дзене

Сильные идеи для нового времени: создаем пространство для жизни. Часть 1. Объекты культурного наследия

В этом году для участия в форуме «Сильные идеи для нового времени» поступило более 30 тысяч идей. Это в несколько раз больше показателей прошлых форумов. Модератор сессии, директор дивизиона Городская экономика АСИ Ольга Захарова подчеркнула, что направление «Пространство для жизни» вошло в топ-3 самых популярных направлений Форума, куда было подано 4692 (15,3% от общего количества) идеи, в том числе по 10 профильным темам по городскому развитию, благоустройству территорий, созданию пространств и решению иных вопросов – 2,5 тыс. идей. Это подтвердждает тезис о том, что среда во многом формирует человека: многие, понимая важность взаимопроникновения, готовы вкладывать свои силы в идеи, способные изменить то, что их окружает. Тема: «Восстановление и развитие объектов культурного наследия» Традиционно самые интересные идеи были представлены экспертам. Оценку проектов и рекомендации авторам давали: Создание Парка традиций и смыслов «Страна Муравия» на основе исторических усадеб Лужского р
Оглавление

В этом году для участия в форуме «Сильные идеи для нового времени» поступило более 30 тысяч идей. Это в несколько раз больше показателей прошлых форумов.

Модератор сессии, директор дивизиона Городская экономика АСИ Ольга Захарова подчеркнула, что направление «Пространство для жизни» вошло в топ-3 самых популярных направлений Форума, куда было подано 4692 (15,3% от общего количества) идеи, в том числе по 10 профильным темам по городскому развитию, благоустройству территорий, созданию пространств и решению иных вопросов – 2,5 тыс. идей.

Это подтвердждает тезис о том, что среда во многом формирует человека: многие, понимая важность взаимопроникновения, готовы вкладывать свои силы в идеи, способные изменить то, что их окружает.

Тема: «Восстановление и развитие объектов культурного наследия»

Традиционно самые интересные идеи были представлены экспертам. Оценку проектов и рекомендации авторам давали:

  • Наиля Зиннатуллина, руководитель Института развития городов Республики Татарстан,
  • Кирилл Лило, директор центра поддержки предпринимательства Калининградской области «Мой бизнес» (ВКС),
  • Татьяна Львова, председатель комиссии по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие «Опора России»,
  • Николай Сарокваша, директор АО «ДОМ.РФ»,
  • Олег Туркин, генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирного домов Калининградской области,
  • Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus.

Создание Парка традиций и смыслов «Страна Муравия» на основе исторических усадеб Лужского района Ленинградской области

(для доступа к описанию идеи необходимо авторизоваться на платформе)

-2

Автор идеи: Андрей Катаев
Регион реализации: Ленинградская область
Тема: формирование бренда территорий на основе местного культурного кода
Посмотреть презентацию

На территориях усадьбы Муравьевых-Шереметьевых «Сырец» и усадьбы «Павловичи» планируется создать агротуристический экопарк путем восстановления историко-культурной среды, традиционного хозяйствования и формирования туристической инфраструктуры. В дальнейшем, основываясь на опыт реализации данного проекта, планируется создать национальный межрегиональный туристический маршрут «Страна Муравия», который покажет исторические усадьбы Ленинградской и Новгородской областей (усадьба Муравьевых «Теребони»), находящихся на берегах реки Луга. Одним из направлений станет развитие водного туризма по реке и на приусадебных озерах.

Андрей Катаев, автор идеи: Приятно, что на форуме была отдельная секция посвящёна теме возрождения усадеб и других объектов культурного наследия. Надеюсь, что наша идея и опыт, идеи и опыт наших коллег и экспертов позволят внести существенный вклад в изменение подхода к возрождению объектов культурного наследия.

Для реализации идеи проекта планируется:

  • воссоздание коренной русской историко-культурной среды: восстановление ландшафтного парка усадьбы, церкви, конюшни, каретного сарая, здания школы, здания кафе-трапезной, мельницы, кузни, благоустройство родника - святого источника.
  • развитие фермерского хозяйства по выращиванию яблок с их последующей переработкой.
  • создание предприятия НХП «Тёсовская роспись».
  • создание туристической инфраструктуры: эко-тропа «Муравская»(3,5 км, соединяет две усадьбы), «Тропа босых ног» (2,1 км на усадьбе "Сырец"), гостиничный комплекс «Хутор Павловичи» (до 30 номеров, строится на территории усадьбы «Павловичи»).
  • создание Музея Муравьевых и Музея веретена и тёсовской росписи с сувенирным магазином.
  • создание цифрового сервисного ресурса с доменом RUS.LAND.
Николай Сарокваша, эксперт: С 2008 года ДОМ.РФ выполняет обязанности агента Российской Федерации по реализации неиспользуемой федеральной недвижимости по всей стране. Среди подобных объектов нередко попадаются здания, имеющие историческую ценность. Наша задача в отношении подобных объеков — их бережное сохранение путём передачи в руки новых ответственных собственников. Для многих подобных зданий сегодня — это чуть ли не единственная возможность дать им «вторую жизнь», привести в порядок и вернуть в культурный и общественный контекст.

Прогнозируемые эффекты:

  1. Территории усадеб приведены в порядок, отреставрированы исторические памятники, восстановлена историко-культурная среда усадебных комплексов.
  2. Созданы новые рабочие места (не менее 30).
  3. Восстановлен НХП «Тёсовская роспись».
  4. Парк «Страна Муравия» становится центром развития туризма (экскурсионно-познавательного, аграрного, экологического, водного и автотуризма) Лужского района Ленинградской области и драйвером для развития туризма в Батецком районе Новгородской области, в том числе как яркая точка притяжения и основа для создания Национального межрегионального туристического маршрута «Страна Муравия». (более 35 000 туристов в год).
  5. Парк традиций и смыслов «Страна Муравия» становится центром по сохранению и популяризации традиционной культуры русского народа и его духовно-нравственных ценностей, формирующим народное самосознание, воспитывающим любовь и уважение к малой Родине и Отечеству.
  6. Создано сельскохозяйственное производство, выпускающее продукцию (напитки, пастилу) под брендом «Яблочный Сырец» ( 50 тонн готовой продукции в год).
Олег Туркин, эксперт: Историческая архитектурная среда, от региональной до общероссийской, во всём её многообразии и различности, является связующей общества, и одним из основных факторов самоидентификации россиянина. Ее сохранение - это деятельный патриотизм, который необходимо поддерживать на государственном уровне.

«Центр исторических инвестиций» – сопровождение инвесторов в объекты исторической среды

(для доступа к описанию идеи необходимо авторизоваться на платформе)

-3

Автор идеи: Илья Лагутин
Регион реализации: Нижегородская область
Тема: восстановление исторических центров городов
Посмотреть презентацию

Важная часть городской материи, при этом несистемно и трудно вовлекаемая в экономику, это объекты культурного наследия и ценные градоформирующие объекты (объекты исторической среды). Пустующие интересные здания на инвестиционно привлекательных «красных линиях», закрытые баннерами, «заселенные» маргиналами, руинированные, после пожаров – проблема как для областных центров, так и для малых городов и поселений. Работа с историческими объектами требует особого креативного подхода (но при сохранении исторической идентичности), а также минимизации рисков бизнеса, которые здесь значительны. Системные изменения возможны только при «режиме максимального благоприятствования» («зеленом свете») для предпринимателей, создающих общественные и туристические места, основанные на экономике наследии («гении места»).

Олег Шапиро, эксперт: Для инвесторов объект культурного наследия — это комплексный объект, в котором сосредоточено довольно много пересекающихся проблем, часто из разных сфер, в которых сложно разобраться. Поэтому предложения, прозвучавшие на сессии, предполагающие создание центров компетенций, агентств по развитию такого предпринимательства или иные общероссийские органы, которые бы помогали инвесторам реконструкцией, развитием и реставрацией исторических объектов — это очень важная инициатива, которая поможет не очень крупным инвесторам наконец включиться в эту работу. Важно, чтобы такие центры были в каждом регионе, особенно в исторических частях России.

Решение – «Центр исторических инвестиций»:

  • позволяет в онлайн- и офлайн-формате индивидуально сопровождать инвестиционные начинания на всем «жизненном цикле» – от поиска интересующего объекта, «исторической» идеи и предоставления объекта предпринимателю до завершения реставрации и ввода в эксплуатацию, включая подключение к сетям;
  • по соглашению с органами власти содействует синхронизации программ благоустройства и ЖКХ, расселения, туризма, инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций и частных планов предпринимателей;
  • обеспечивает экспертное содействие в разработке механизмов льготного кредитования, залогового и гарантийного обеспечения, субсидирования, льготного налогообложения.

Прогнозируемые эффекты

  1. Обеспечение условий для появления новых креативных точек притяжения для жителей и гостей: убираем маргинальность и разруху, в малых городах обеспечиваем новое качество жизни на основе истории места («гений места»).
  2. Создание рабочих мест (в т.ч. в селах и деревнях), обеспечение роста налоговой базы, развитие сопутствующих бизнесов (местная кухня и сельхозпродукты, локальные сувениры, проживание и т.д.).
  3. Развитие локального туризма: объекты, даже в разных регионах, транспортно связанных, тематически объединяются в маршруты с единой идеологией («Императорский маршрут», «Демидовский маршрут», «Дорога Пушкина» и т.д.).
  4. Уход от местечковости и локальности решений: в каждом регионе есть удачные практики (например, обустройство замков в Калининграде, приспособление домов в Вологде и т.д.), своя нормативная база, «ручная» практика, меры поддержки исходя из бюджетной обеспеченности и вовлеченности руководителей, но нет единого базового подхода, единой статистики, общего свода полезных мероприятий и лучших практик.
  5. Не просто сохранение объектов с историей: даем им вторую жизнь для наших детей.
Татьяна Львова, эксперт: Пока примеров, когда предприниматели вкладывают средства в реставрацию исторических зданий, мало. Но потенциал для увеличения такого сегмента предпринимательства высок. Поэтому органы власти должны быть заинтересованы в создании такой инвестиционной среды, которая позволит сделать выгодным и приоритетным восстановление, содержание и эксплуатацию объектов культурного наследия. Сделать это можно только путем принятия федеральных правил игры, которые будут включать необходимость формирования в регионах инвестиционных каталогов объектов исторической среды, инвестиционных паспортов, механизмы поддержки инвесторов в историческую недвижимость в регионе, «единое окно» для сопровождения таких инвесторов, развития исторических территорий, а также создания и поддержки культурно-туристических кластеров.

Культурно-туристический кластер «Зерно»

(для доступа к описанию идеи необходимо авторизоваться на платформе)

-4

Автор идеи: Мария Чичагова
Регион реализации: Ивановская область
Тема: Развитие туристических территорий: инфраструктура, продукты, кадры
Посмотреть презентацию

Туристический комплекс со смотровой площадкой, гостиницей, рестораном, яхт-клубом и культурным центром. Проект ревитализации территории бывшего мукомольного завода в историческом центре старинного купеческого города Кинешма в Ивановской области.

Проект находится на стадии привлечения инвестиций. Требуется около 4,4 млрд рублей на проект приспособления имущественного комплекса мукомольного завода под современное использование: реставрацию объектов культурного наследия, реновацию пристани, ремонт дамбы, реконструкцию зданий, реновацию пристани и ремонт дамбы, инженерных сетей, благоустройство территории. Срок окупаемости проекта – 8 лет. До введения всех объектов в эксплуатацию понадобится 2,5 года. К концу 2026 года на месте мукомольного завода должен вырасти целый туристический комплекс.

Мария Чичагова, автор идеи: Проект культурно-туристического кластера «Зерно» предполагает бережную работу с культурным, индустриальным и природным наследием Кинешмы и Ивановской области. Со стабильным ростом туристического потока, работа с проектом должна, с одной стороны, учитывать тренды, с другой - использовать существующие возможности для создания уникального для страны туристического опыта. Реализация проекта такого масштаба невозможна без поддержки и участия ведущих экспертов страны. Питч-сессия, проведенная при поддержке и участии АСИ в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», создала возможности для профессиональной дискуссии, что, безусловно, даст проекту новый импульс.

Прогнозируемые эффекты

  1. Новый номерной фонд - до 358 номеров в гостиницах разной звездности.
  2. Создание 350 новых рабочих мест.
  3. Увеличение налоговой базы (до 70-80 млн в год).
  4. Создание архитектурного прецедента в рамках ревитализации промышленного наследия России, первый пример приспособления под современное использование здания элеватора и силосных корпусов.
  5. Постепенное открытие территории городу и вовлечение жителей и предпринимателей в жизнь культурного центра — образовательно-культурная инициатива, призванная вовлечь горожан в формирование идентичности места.
  6. Запуск образовательно-культурной и событийной программы кластера, базирующийся на синергии локальной идентичности и лучших российских и зарубежных практик на территории культурного центра, который войдет в состав кластера.
Кирилл Лило, эксперт: Объекты культурного наследия, безусловно, являются историческим богатством для тех территорий, где они расположены. Но, помимо историко-культурной ценности, они обладают огромных коммерческим потенциалом, превращаясь в настоящий магнит, как для туристов, посещающих регион, так и для малого бизнеса, создающего новые проекты в агломерации таких объектов. Поверьте, это не пустые слова, а факты, подтвержденные опытом реализации комплекса мероприятий по вовлечению ОКН в экономический оборот Калининградской области.

Полный список идей направления «Пространство для жизни» форума «Сильные идеи для нового времени» по объектам культурного наследия можно посмотреть здесь:

Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!

#СильныеИдеи #АСИгорсреда #АСИрасскажет #АСИгорода