Там где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль...
Помните строки из популярной песни ВИА "Веселые ребята"? Давно это было. Если нет, скорее всего вас и на свете тогда не было. Но речь не о том. Поговорить сегодня хочу об электромобилях, захвативших человечество в последнее десятилетие.
Сегодня уже никого не удивишь тележкой на электрической тяге. По комфорту тележка эта приближается, если не превосходит, привычные еще вчера бензиновые и дизельные автомобили. Пробег в нормальных условиях - не говорю о вечной мерзлоте и крайнем севере - приближается к 500 километрам (у всех по-разному, но тренд на увеличение налицо!), а стоимость эксплуатации зачистую ниже, чем у транспорта на ископаемом топливе. К тому же разные страны будто с цепи сорвались, придумывая льготы для владельцев экологически чистых машин.
Прогресс шагает по планете, и можем надеяться, что вскоре электрокар станет таким же привычным средством передвижения, как и автомобиль с ДВС. Когда-то и самодвижущаяся тележка вызывала вопросы у населения, привычного к гужевым повозкам. А сейчас - практически в каждой семье.
И нам кажется, что электрический транспорт (трамваи с троллейбусами не в счет) появился совсем недавно. Чуть раньше, чем Илон Маск запустил свою Теслу. Хотя, на самом деле, это не так. Тесла, конечно, стала огромным прорывом, привлекла внимание всего мира и стала предметом зависти, но Маск не был первым. И даже рядом с истоками не стоял.
И уж тем более многие удивятся, если узнают, что первые самоходные тележки на электрической тяге появились более 100 лет назад. И не единичные образцы, собранные энтузиастами, а вполне себе серийные по современным меркам.
Какой автомобиль приходит на ум, если мы говорим о начале прошлого века?
Скорее всего, многие вспомнят Ford Model T, известный как "Жестяная Лиззи" в США с 1908 по 1927 годы миллионными тиражами. Генри Форд "посадил Америку на колёса", сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса.
Известна его расхожая фраза:
Вы можете выбрать машину любого цвета при условии, что она будет черной...
Между тем, уже тогда инженерная мысль не дремала. Помимо бензинового двигателя инженеры рассматривали и другие варианты. И тогда же появилась идея использовать в качестве энергии для движения электричество.
Параллельно с Фордом, даже чуть раньше, свое производство в Америке запустила Pope Motor Car Company, представившая собственную линейку автомобилей на электрической тяге Pope-Waverley.
Уже в 1904 году появилась первая 2-х местная модель, Pope-Waverley Chelsea. Она оснащалась электрическим двигателем в 2,2 кВт. (3 л.с.) и продавалась за 1 100 долларов США. Также был представлен электрокар с кузовом для перевозки грузов Pope-Waverley Road Wagon. Он стоил 850 долларов. А самым топовым стал Pope-Waverley Edison Battery Wagon, сегодня его посчитали бы luxury — 2-х местный прототип с аккумуляторами Эдисона за 2 250 долларов.
Увидели покупатели и 5-местную модель Pope-Waverley Tonneau, которую желающие могли приобрести за 1 800 долларов. Два электродвигателя мощностью по 2,2 кВт. (3 л.с.) позволяли разогнаться до 24 км/ч.
И этот электромобильный бренд не был единственным.
Производством электромобилей также занималась Anderson Electric Car Company, представившая миру свой Detroit Electric. Первый электромобиль этой марки со свинцово-кислотным аккумулятором появился на свет в 1907 году. С 1911 по 1916 годы за дополнительную плату в 600 долларов США на него можно было установить железо-никелевый аккумулятор Эдисона. На одной зарядке электрокар преодолевал расстояние в 130 км при максимальной скорости 32 км/ч.
В 1910-е годы ежегодно удавалось продавать 1 - 2 тыс. экземпляров. Огромной популярности авто на электротяге послужила начавшаяся Первая мировая война, из-за которой стоимость бензина устремилась в космос. Основными покупателями Detroit Electric оказались женщины, так как в отличие от автомобиля с ДВС, для запуска электромобиля не требовалось прилагать больших физических усилий.
Новой вехой в производстве электромобилей стал Henney Kilowatt, попытка производить который была предпринята на стыке 50-60 годов. Именно ему удалось открыть эру производства современных электрокаров. Он развивал скорость до 64 км/ч и мог проехать на одной зарядке около 60 км. После замены аккумуляторов на более совершенные удалось увеличить скорость до 97 км/ч, а пробег без подзарядки почти до 100 км. Но этого явно не хватало, чтобы конкурировать с привычными бензиновыми автомобилями.
Этих очаровательных машинок удалось продать менее сотни. Но внешне он очень хорош. Не находите?
Так начиналась эра электромобилей. Посмотрим, как долго она продолжится, и каким транспорт станет в ближайшие десятилетия.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Третий понедельник, чтобы не пропустить новые интересные материалы.