Найти тему
Третий понедельник

Электромобили на заре автомобилестроения? Не может быть!

Там где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль...

Помните строки из популярной песни ВИА "Веселые ребята"? Давно это было. Если нет, скорее всего вас и на свете тогда не было. Но речь не о том. Поговорить сегодня хочу об электромобилях, захвативших человечество в последнее десятилетие.

Сегодня уже никого не удивишь тележкой на электрической тяге. По комфорту тележка эта приближается, если не превосходит, привычные еще вчера бензиновые и дизельные автомобили. Пробег в нормальных условиях - не говорю о вечной мерзлоте и крайнем севере - приближается к 500 километрам (у всех по-разному, но тренд на увеличение налицо!), а стоимость эксплуатации зачистую ниже, чем у транспорта на ископаемом топливе. К тому же разные страны будто с цепи сорвались, придумывая льготы для владельцев экологически чистых машин.

Прогресс шагает по планете, и можем надеяться, что вскоре электрокар станет таким же привычным средством передвижения, как и автомобиль с ДВС. Когда-то и самодвижущаяся тележка вызывала вопросы у населения, привычного к гужевым повозкам. А сейчас - практически в каждой семье.

И нам кажется, что электрический транспорт (трамваи с троллейбусами не в счет) появился совсем недавно. Чуть раньше, чем Илон Маск запустил свою Теслу. Хотя, на самом деле, это не так. Тесла, конечно, стала огромным прорывом, привлекла внимание всего мира и стала предметом зависти, но Маск не был первым. И даже рядом с истоками не стоял.

И уж тем более многие удивятся, если узнают, что первые самоходные тележки на электрической тяге появились более 100 лет назад. И не единичные образцы, собранные энтузиастами, а вполне себе серийные по современным меркам.

Какой автомобиль приходит на ум, если мы говорим о начале прошлого века?

Скорее всего, многие вспомнят Ford Model T, известный как "Жестяная Лиззи" в США с 1908 по 1927 годы миллионными тиражами. Генри Форд "посадил Америку на колёса", сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса.

-2

Известна его расхожая фраза:

Вы можете выбрать машину любого цвета при условии, что она будет черной...

Между тем, уже тогда инженерная мысль не дремала. Помимо бензинового двигателя инженеры рассматривали и другие варианты. И тогда же появилась идея использовать в качестве энергии для движения электричество.

Параллельно с Фордом, даже чуть раньше, свое производство в Америке запустила Pope Motor Car Company, представившая собственную линейку автомобилей на электрической тяге Pope-Waverley.

Реклама Waverley 1910 года. Фотография с сайта wikipedia.org
Реклама Waverley 1910 года. Фотография с сайта wikipedia.org

Уже в 1904 году появилась первая 2-х местная модель, Pope-Waverley Chelsea. Она оснащалась электрическим двигателем в 2,2 кВт. (3 л.с.) и продавалась за 1 100 долларов США. Также был представлен электрокар с кузовом для перевозки грузов Pope-Waverley Road Wagon. Он стоил 850 долларов. А самым топовым стал Pope-Waverley Edison Battery Wagon, сегодня его посчитали бы luxury — 2-х местный прототип с аккумуляторами Эдисона за 2 250 долларов.

Увидели покупатели и 5-местную модель Pope-Waverley Tonneau, которую желающие могли приобрести за 1 800 долларов. Два электродвигателя мощностью по 2,2 кВт. (3 л.с.) позволяли разогнаться до 24 км/ч.

И этот электромобильный бренд не был единственным.

Производством электромобилей также занималась Anderson Electric Car Company, представившая миру свой Detroit Electric. Первый электромобиль этой марки со свинцово-кислотным аккумулятором появился на свет в 1907 году. С 1911 по 1916 годы за дополнительную плату в 600 долларов США на него можно было установить железо-никелевый аккумулятор Эдисона. На одной зарядке электрокар преодолевал расстояние в 130 км при максимальной скорости 32 км/ч.

Фотография с сайта wikipedia.org
Фотография с сайта wikipedia.org

В 1910-е годы ежегодно удавалось продавать 1 - 2 тыс. экземпляров. Огромной популярности авто на электротяге послужила начавшаяся Первая мировая война, из-за которой стоимость бензина устремилась в космос. Основными покупателями Detroit Electric оказались женщины, так как в отличие от автомобиля с ДВС, для запуска электромобиля не требовалось прилагать больших физических усилий.

Новой вехой в производстве электромобилей стал Henney Kilowatt, попытка производить который была предпринята на стыке 50-60 годов. Именно ему удалось открыть эру производства современных электрокаров. Он развивал скорость до 64 км/ч и мог проехать на одной зарядке около 60 км. После замены аккумуляторов на более совершенные удалось увеличить скорость до 97 км/ч, а пробег без подзарядки почти до 100 км. Но этого явно не хватало, чтобы конкурировать с привычными бензиновыми автомобилями.

Этих очаровательных машинок удалось продать менее сотни. Но внешне он очень хорош. Не находите?

Так начиналась эра электромобилей. Посмотрим, как долго она продолжится, и каким транспорт станет в ближайшие десятилетия.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Третий понедельник, чтобы не пропустить новые интересные материалы.

-7

Авто
5,66 млн интересуются