Найти тему
МГУ | 270

Памятник М. В. Ломоносову у Главного здания Московского университета на Воробьевых (Ленинских) горах

Когда И. И. Козловский в 1957 году возвел во дворе бывшего Аудиторного корпуса (ныне ‒ факультет журналистики) на Моховой улице новый памятник М. В. Ломоносову, он уже был не единственным монументом Московского университета своему основателю. У Главного здания МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах был спроектирован и установлен более ранний памятник М. В. Ломоносову.

Как известно, сначала 3 января 1947 года Постановлением № 53 Совмина СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» в рамках подготовки к празднованию 800-летия Москвы было принято решение о строительстве восьми высотных зданий в камне в центре столицы, из которых было воплощено семь. И сегодня эти здания формируют хорошо узнаваемый архитектурный силуэт Москвы.

Одновременно в связи с существенным расширением в ходе Великой Отечественной войны числа факультетов и, соответственно, увеличением числа учащихся Московского университета очень остро встал вопрос о его расширении. Шутка ли ‒ в 1941 году Московский университет встретил Великую Отечественную войну, имея в своем составе 6 факультетов, а к концу войны их было уже 11 (Источник: Летопись Московского университета 1755-1979. М.. МГУ. 1979. С.257. – прим. ред.). Численность студентов только дневного отделения увеличилась с 5 500 до 11 000 человек. Возросло число профессоров и преподавателей, а также вспомогательных служб и подразделений. Расширилось число книг в библиотечных собраниях и разнообразного научного оборудования, которое требовало места для нормального функционирования и обслуживания. Все эти факты были приведены Президентом АН СССР А. Н. Несмеяновым на приеме у Главы правительства СССР И. В. Сталина 4 июня 1947 года. И. В. Сталин согласился с аргументами руководителя Академии наук. Сразу после этой встречи началась работа по подготовке предложений о строительстве нового здания университета. А сам Несмеянов был назначен ректором Московского университета.

Однако, согласившись в целом с необходимостью строительства новых зданий для МГУ, руководство страны ввиду тяжелых экономических условий послевоенного восстановления решило объединить проекты строительства уже запланированных к тому времени восьми высоток в Москве и нового университетского комплекса. Так родилась идея разместить Московский университет в одном из проектируемых высотных зданий. Поэтому на усмотрение университетской общественности было предложено либо выбрать любое из числа готовящихся к строительству высотных зданий в Москве, либо подождать, пока все они будут построены, и после этого приступить к строительству нового университетского городка. Московский университет выбрал первый вариант и в качестве пожелания указал на здание на Ленинских (Воробьевых) горах для его приспособления под заранее запланированные учебные цели. Выбор этот был обусловлен причинами историческими (я уже писал о тех неудачных попытках «застолбить» место под университет на Воробьевых горах, которые в свое время предпринимались сначала основателями университета, а позже и университетской конференцией, когда университет переезжал с Красной площади на Моховую улицу). С другой стороны, резоны, по которым основатели Московского университета пытались его открыть на окраине города, никто не отменял: обширные незастроенные территории позволяли не ограничивать себя рамками существующей застройки, давая возможность разбить Ботанический сад, построить астрономическую обсерваторию и многие другие здания. 15 марта 1948 года И. В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР № 803 «О строительстве нового здания для Московского государственного университета». Началось проектирование и строительство первой очереди новых зданий МГУ на Ленинских горах.

О том, как это происходило, об основных этапах строительства новых зданий МГУ я расскажу в другой раз, чтобы не отвлекаться от основной темы этой статьи ‒ памятника М. В. Ломоносову. Параллельно с проектированием и строительством Главного здания МГУ, зданий химического и физического факультетов, трехзального спортивного комплекса и ряда других сооружений первой очереди, большая группа ведущих советских скульпторов и художников получила заказ на оформление новых зданий и территорий МГУ. Не будем забывать, что господствующим архитектурным стилем той эпохи был так называемый «сталинский ампир», предполагавший широкое использование в украшении зданий не только архитектурного декора, но и скульптурных композиций, которые устанавливались как на сооружениях общественного назначения, так и на жилых домах. А уж для советской молодежи архитекторы и скульпторы постарались на славу. К художественному оформлению учебных корпусов и территории МГУ были привлечены лучшие мастера – Вера Мухина, Георгий Мотовилов, Михаил Бабурин, Александр Дейнека, Сергей Орлов и другие.

Выполнение ответственного государственного заказа поручили и известному советскому скульптору Николаю Васильевичу Томскому (1900–1984). Он участвовал в Гражданской войне, затем поступил на скульптурный факультет Петроградского художественно-педагогического техникума (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха), который окончил в 1927 году. После он довольно долго работал на реставрации монументально-декоративных скульптур Ленинграда, где приобрел навыки работы с произведениями классического искусства и выработал свой художественный стиль. Как скульптор-монументалист Н. В. Томский впервые заявил о себе в качестве создателя памятника С. М. Кирову на Кировской площади Ленинграда, открытого в 1938 году. В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, Н. В. Томский принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осажденного города. После войны скульптор переехал в Москву и создал целую скульптурную галерею героев войны. Он изваял скульптурные портреты И. Д. Черняховского (мрамор, 1947), М. Г. Гареева (базальт, 1947), П. А. Покрышева (мрамор, 1948), А. С. Смирнова (мрамор, 1948) и др. Именно Томского назначили руководителем бригад скульпторов, создававших монументальные фигуры для всех московских высоток. И именно он в соавторстве с главным архитектором Главного здания МГУ Л. В. Рудневым стал автором нового памятника М. В. Ломоносову на Ленинских горах.

-2

При этом свое место этот памятник обрел не сразу. Первоначально его предполагалось поставить перед центральным портиком Главного здания, обращенного на Москву-реку. Затем созрело решение установить там статуи Ленина и Сталина, а монумент М. В. Ломоносову разместить с противоположной стороны, напротив Клубной части МГУ. Как известно, Клубная часть вкупе со зданиями физического и химического факультетов образуют площадь, получившую название Ломоносовской, а сам новый памятник должен был находиться посередине этого пространства. Он и был установлен на центральной оси как всего архитектурного комплекса зданий Московского университета, так и недавно возведенного здания Фундаментальной библиотеки МГУ. В результате вокруг монумента образовалось центрическое пространство, обеспечившее его важнейшую роль в композиции всего юго-западного фасада высотной части здания университета и перспективы в противоположном направлении. Эта роль подчеркнута расположенными по углам площади четырьмя фонтанами.

Установленный к открытию Главного здания МГУ в 1953 году новый памятник М. В. Ломоносову обращен лицом к Ломоносовскому проспекту и представляет собой бронзовую фигуру ученого в полный рост, установленную на цилиндрическом гранитном постаменте. Молодой Ломоносов держит в руках перо и бумагу, символизирующие правила и принципы работы созданного его усилиями университета. Это ‒ образ молодого ученого, стремящегося к знаниям. В иконографическом плане в созданном Н. В. Томским образе основателя Московского университета угадывается влияние русского парадного портрета XVIII века, как его понимали в первой половине ХХ столетия. Этому соответствует и едва заметная улыбка, и направленный вниз доброжелательный взгляд. Расшитые в духе рококо кафтан и камзол, а также кружевное жабо и локоны парика отсылают зрителя к теме придворной моды елизаветинской эпохи. Высота всего памятника с постаментом и основанием ‒ 905 см. В центре лицевой стороны постамента на картуше (элемент оформления в архитектуре и декоративном искусстве в виде обрамлённого завитками щита или полуразвёрнутого рулона бумаги, свитка. – прим. ред.) надпись «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711‒1765».

Памятник М. В. Ломоносову на Воробьевых (Ленинских) горах. Скульптор Н. В. Томский, архитектор Л. В. Руднев. источник: Летопись Московского университета.
Памятник М. В. Ломоносову на Воробьевых (Ленинских) горах. Скульптор Н. В. Томский, архитектор Л. В. Руднев. источник: Летопись Московского университета.

Кстати говоря, такая мощная смысловая пространственная нагрузка монумента послужила причиной шуточного спора, который по сей день ведется между физическим и химическим факультетами по поводу того, к кому из них Ломоносов ближе. Для разрешения данной проблемы было проведено целое научное исследование, достойное Шнобелевской премии (символическая награда «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом ‒ задуматься»). Однако же, несмотря на признанную чистоту эксперимента и строго научный подход, приоритет ни одного из этих двух факультетов так и не удалось доказать: выяснилось, что памятник расположен на три метра ближе к химическому факультету (который находится по правую руку Ломоносова), но это компенсируется тем, что бронзовый Ломоносов на три градуса повернут в сторону физического факультета. Поэтому искомый ответ упирается в вопрос, что понимать под словом «ближе». А это выходит за рамки компетенции естественных наук и, скорее, находится в поле зрения наук гуманитарных.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера