Найти тему

Социоэкономика как теория. Социальная экономика как практика

Я с удивлением обнаруживаю, что ещё что-то могу! Неделю назад я радовался, что смог отыскать почти никому не интересную и потому совсем не заезженную тему, так как на Дзене присутствовало по ней лишь две ссылки (это я про науковедение). И вот новая радость! Тема, по которой на Дзене всего лишь одна ссылка! То есть откопал я нечто уж совсем!

Начинается история с того, что в классической экономической теории ещё времён Адама Смита сформировали следующую модель экономического поведения людей:

Человек функционирует в условиях конкурентного рынка, где другие индивиды представляют собой его конкурентов. Человек повышает свое благосостояние через экономический обмен (основанный на максимизации полезности) со своими контрагентами, не испытывая при этом внешних ограничений на этот процесс. Человеку присуща рациональность, выражающаяся в его способности ставить перед собой цели, последовательно их достигать, а также оценивать издержки и выбирать наиболее эффективные средства для их достижения. В своей деятельности человек обладает всей полнотой информации относительно ситуации, в которой он действует. По своей природе человек склонен к эгоизму, что означает его стремление к максимизации собственной выгоды. При этом ему не важно, как его действия отразятся на благосостоянии других людей.

Надо отметить, что за подобную теоретическую разработку соответствующих экономистов признали великими учёными.

Спустя пару веков учёные выдумали совсем другую модель:

Человек действует в обстоятельствах значительной неопределённости. Поступки осуществляются не из рациональной выгоды, а из привычек и обычаев. Выбор решения строится не на расчёте оптимальности, а на расчёте приемлемости. В интерпретации мотивационного аспекта значительное место занимает поддержка непротиворечивой системы ценностей, собственного душевного мира и так далее. Человек не столько индивидуализированное существо, столько общественное.

Как вы, надеюсь, догадываетесь, за эту, можно сказать, противоположную точку зрения великими признали уже совсем новых учёных. Конкретно: в 2002 году вручили Нобелевскую премию по экономике Д.Канеману, который показал, что вместо рационального расчета своей выгоды люди просто следуют привычкам и традициям, недооценивают возможность отрицательного исхода в «привычных» ситуациях, а рисковать готовы, как правило, только для того, чтобы избежать поражения, а не для получения победы.

Естественным следствием от подобного видоизменения теоретических установок стало внимание к социальным сторонам экономики.

Взаимосвязь экономического и социального обычно изучала экономическая социология. Однако рамки экономической социологии оказались слишком малы для нового понимания. Поэтому в 2002 году американский социолог А. Этциони выдумал новую науку - социоэкономику. Если в рамках экономической социологии исследуются социальные структуры, действия и взаимодействия в различных системах экономики, то социоэкономика акцентирует внимание на воспроизводственных связях между экономическими и социальными элементами при функционировании экономических систем.

Социоэкономика тесно переплетена с концепцией социальной экономики. В принципе, словосочетание «социальная экономика» может рассматриваться и как название науки. Звучит потенциально ничуть не хуже, чем, скажем, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия или экономика труда. В англоязычной культуре, насколько я заметил, удобно подошли к этой теме, разделяя «economy» и «economics». В русской же культуре слова «экономия» и «экономика» воспринимаются всё-таки по-другому. И словосочетание «социальная экономика» у русских людей тоже ассоциируется в первую очередь не с наукой, а с практикой.

Постараюсь всё же изложить тему большей частью не очень практично. Для этого введу ещё два понятия: социально-экономический статус (социально-экономическое положение), социально-экономическое поведение. Соль состоит в том, что социально-экономический статус влияет на социально-экономическое поведение, а поведение, в свою очередь, влияет на статус.

Социально-экономический статус часто понимается как мера доступа человека или группы к ресурсам и возможностям, а также их общего благосостояния и качества жизни. Люди из более низкого социально-экономического положения часто сталкиваются с большими трудностями при доступе к здравоохранению, образованию и другим основным услугам. У них также могут быть ограниченные возможности трудоустройства, что может привести к финансовой нестабильности и бедности. С другой стороны, люди с более высоким социально-экономическим статусом имеют доступ к лучшему образованию, здравоохранению и возможностям трудоустройства, что может привести к лучшим общим результатам. Понимание данных закономерностей имеет важное значение для создания более равноправного и справедливого общества. Устраняя социально-экономическое неравенство и предоставляя возможности всем людям, мы можем создать лучшее будущее для себя и будущих поколений.

Социально-экономическое поведение, по мнению профессора Т. Заславской, представляет собой систему взаимосвязанных поступков и действий, которые люди совершают в социальной и экономической сферах под влиянием личных и групповых интересов ради удовлетворения своих потребностей. Социально-экономическое поведение представлено множеством разновидностей. Одним из них является демографическое поведение, которое связано с процессом сохранения и воспроизводства жизни. Миграция и мобильность населения также играют важную роль в социально-экономическом поведении, выражающуюся в перемещениях населения между различными сферами занятости и экономическими секторами в соответствии с личными интересами. Поведение людей в области образования связано с выбором профессии, форм обучения, повышения квалификации и качества учебы. Профессионально-трудовая деятельность тоже хороша. В частном секторе экономики важную роль играет хозяйственное поведение. Наконец, потребительское поведение - оно вообще того это!

Статус и поведение формируются совокупностью социальных и экономических факторов.

Одним из наиболее значимых факторов является здоровье человека. Нередко в виде мудрости говорится, что главное - это здоровье, а всё остальное, дескать, приложится.

Люди из более низкого социально-экономического положения с большей вероятностью имеют плохие показатели здоровья из-за ограниченного доступа к здравоохранению, нездоровых условий жизни и отсутствия образования в отношении выбора здорового образа жизни. Они также могут с большей вероятностью заниматься нездоровым поведением, таким как курение или употребление алкоголя, из-за стресса или нехватки ресурсов. Социально-экономические факторы влияют и на психическое здоровье человека. Финансовый стресс и социальная изоляция могут привести к тревоге и депрессии. Кроме того, люди из более низкого социально-экономического положения могут столкнуться с дискриминацией.

Доход. Это наиболее распространенный показатель социально-экономического статуса. Он относится к сумме денег, заработанной отдельным лицом или семьей, и часто используется для определения права на участие в государственных программах или финансовой помощи.

Когда значительная часть населения не может получить доступ к основным ресурсам, таким как еда, жилье и здравоохранение, из-за экономического неравенства, это может привести к увеличению уровня бедности. Это, в свою очередь, может привести к другим социальным проблемам, таким как преступность, плохое здоровье и снижение продолжительности жизни.

Когда существует значительный разрыв между богатыми и бедными, людям из семей с низкими доходами может быть трудно подняться по социальной лестнице. Это может привести к отсутствию разнообразия на руководящих должностях и увековечить порочный круг бедности.

Когда существует значительный разрыв между богатыми и бедными, это может привести к снижению экономического роста. Это связано с тем, что люди с низкими доходами имеют меньшую покупательную способность, что может привести к снижению спроса на товаы и услуги.

Существует несколько политик и программ, направленных на сокращение социально-экономического неравенства:

Прогрессивное налогообложение: это налоговая система, при которой люди, которые зарабатывают больше, платят более высокий процент своего дохода в виде налогов. Это помогает перераспределить богатство и уменьшить неравенство доходов.

Законы о минимальной заработной плате. Эти законы устанавливают минимальную заработную плату, которую работодатели должны платить своим работникам. Помогает гарантировать, что работникам платят справедливую заработную плату и они могут позволить себе предметы первой необходимости.

Программы образования и профессиональной подготовки: эти программы дают людям навыки и знания, необходимые для достижения успеха на работе. Это может помочь снизить безработицу и увеличить потенциальный доход.

Программы социального обеспечения. Эти программы предоставляют финансовую помощь людям, которые изо всех сил пытаются свести концы с концами. Это может включать в себя такие вещи, как талоны на питание, жилищную помощь и здравоохранение.

Борьба с дискриминацией: эта политика может помочь выровнять правила игры для людей, которые находятся в неблагоприятном положении.

Интересно, что некие научные исследования счастья, помню, засвидетельствовали, что наиболее счастливы лица со средним размером дохода. С низким и высоким одинаково испытывают счастья меньше. Что бы это значило?

Образование – еще одна область, на которую могут оказать влияние социально-экономические факторы.

Уровень образования и социально-экономический статус тесно связаны между собой.

Лица с более высоким уровнем образования с большей вероятностью будут иметь более высокооплачиваемую работу и лучшую гарантию занятости, что может привести к более высокому статусу. С другой стороны, люди с более низким уровнем образования могут иметь ограниченные возможности трудоустройства и низкооплачиваемую работу, что может привести к снижению статуса.

Образование также играет роль в определении доступа к ресурсам и возможностям. Например, люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью будут иметь доступ к здравоохранению, финансовым ресурсам и социальным сетям, которые могут обеспечить поддержку и возможности для развития.

Кроме того, образование также может влиять на социальную мобильность человека. Более высокий уровень образования может предоставить людям навыки и знания, необходимые для продвижения по социально-экономической лестнице и улучшения своего экономического и социального положения.
Однако не стоит забывать и народное наблюдение «многия знания - многия печали». Исследования показывают, что уровень образования обратно корреллирует с ощущением собственного счастья. Словно бы психологически становится труднее жить, когда среди окружающих становится всё больше людей тёмных и дремучих, и всё меньше - знающих и просветлённых.

Район: это относится к территории, на которой живёт человек или семья. Район проживания играет важную роль для социально-экономического положения человека, поскольку он определяет доступ к различным ресурсам и возможностям, таким как образование, здравоохранение, рабочие места, транспорт и т.д. В некоторых районах могут быть более высокие уровни бедности, преступности и других социальных проблем, что может негативно сказаться на социально-экономическом положении жителей. С другой стороны, районы с развитой инфраструктурой, образованием и здравоохранением могут способствовать улучшению социально-экономического положения жителей. Район проживания может влиять на восприятие человеком своего социально-экономического статуса, поскольку люди, живущие в более престижных районах, могут иметь более высокое мнение о своем положении, даже если их другие жизненные показатели не отличаются от жителей других районов.

Нужно учитывать, что плотность застройки района влияет на ощущения счастья не так сильно, как казалось ранее. Долгое время считалось, что огромные человейники на тысячи квартир ведут к неизбежной депрессии жителей, но исследования показали, что в реальности на настроение влияют другие вещи, а заселенность района хоть и важный, но вторичный фактор. Гораздо важнее: простор собственной квартиры, развитость инфраструктуры, зелёные насаждения. Если рядом с домом есть ландшафтный или природный парк, а еще лучше - водоём, человек становится спокойнее и гармоничнее. Особенно привлекательны панорамные окна с видом на природу. Интересно, что по уровню доходов лучше всех выглядят представители столичных городов, однако по уровню ощущений счастья их опережают жители провинции. «Уровень счастья связан не с уровнем жизни, а с уровнем запросов. Жители российских столиц менее счастливы потому, что у них шире выбор и выше уровень притязаний. И в этой связи они менее удовлетворены тем, что имеют»,- поясняет этот парадокс Михаил Чураков из Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика».

Род занятий: это относится к типу работы, которую выполняет человек, и уровню требуемых навыков. Профессии с более высоким статусом часто связаны с более высоким доходом и большим социальным престижем.

Регулярно в бытовых дискуссиях вспыхивает мысль, что негоже держаться за плохую работу, и что надо иметь храбрость решиться на перемены. При этом главным мерилом плохизны стандартно называется размер зарплаты. Естественно, не в смысле, что размер слишком высокий, а что слишком низкий...

Публикации с результатами исследования различий между потенциальной и фактической текучестью кадров когда-то мне показали, что хоть зарплата и очень важна, но о ней больше говорят, чем она того стоит. Незарплатная сторона работы намного важнее, чем многим кажется.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть универсальным: акробатом - утром, парикмахером - днём и виноделом - вечером? Учёные отвечают, что может, но кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: соединение усилий, обучение в процессе деятельности и выбор вида специализации с учётом сравнительных преимуществ перед другими работниками.

В заключение отметим, что социально-экономический статус играет решающую роль в формировании политических взглядов и убеждений. Это влияет на доступность человеку политической информации и ресурсов, чувство политической эффективности и доверие к государственным институтам.
Исследования показывают, что люди из разных социально-экономических слоев имеют разные политические взгляды и убеждения. Например, люди с более высоким социально-экономическим статусом, как правило, имеют более консервативные взгляды на экономические вопросы, такие как налоги и государственные расходы, в то время как люди с более низким статусом, как правило, поддерживают большее государственное вмешательство и перераспределение богатства.

Cоциально-экономическое положение также влияет на чувство политической эффективности и доверия человека к государственным институтам. Люди с более высоким статусом, как правило, больше доверяют государственным институтам и чувствуют себя более уполномоченными участвовать в политике, в то время как люди с более низким статусом могут чувствовать себя маргинализированными и бессильными.

В целом, проблемы с социально-экономическим положением - вопрос государственной важности, так они могут привести к народным бунтам и лихачествам.

Теперь немного практики. На Дзене обнаружил вот какую заметку:

Социальная политика вывела Россию на пятое место экономик мира

С подробностями заметки вы можете ознакомиться сами, а меня заинтриговала мысль, что перейти на ещё более высокое место России трудно, так как у конкурентов «большее количество населения, больше рабочих мест и общий объем производства товаров». Я немного в растерянности. Брать количеством вместо качества - ну такое себе!