История поездки в одиночку в Перу на Новый 2023/24 год. Проехал более 4700 км по самым интересным, на мой взгляд, местам в южной части страны. На мото ехать, правда, не рискнул - не знал, как организм отреагирует на горы высотой до 5 км. История сделана в виде ежедневных заметок, которые я вел во время поездки...
24 декабря я планировал перебраться в Куско, древнюю столицу империи Инков. Но уехать, так и не побывав на озере Титикака, я просто не мог )) Вариант встать и выехать пораньше не подходил - парковка открывалась только в 8 утра. Решил все же рискнуть не успеть посмотреть Радужные горы, но к озеру съездить. Спокойно позавтракал, прогулялся еще раз в центр (купить воды), и в 8 утра отправился в путь.
Проехал через центр Пуно. Своеобразная там все-таки архитектура и дорожное движение: улицы в центре невероятно узкие, с односторонним движением. Центральные сквозные улицы через весь город пошире, но все равно это 1,5 полосы в каждую сторону, да еще и состояние дорог так-себе (довольно много ям, очень опасных для колес). Хорошо еще, что это было утро воскресенья и траффика почти не было. Просто до точки, куда я хотел добраться, ехать было минимум час, а обратно надо было вообще проехать весь город насквозь. Учитывая специфику застройки Пуно и узкие улицы, пробки были бы смерти подобны.
Озеро Титикака
Моей целью была "Punta de Perka Norte" - точка, откуда, судя по картам Гугл, на озеро должен был быть интересный панорамный вид. Последние километры дороги туда были, конечно же, грунтовкой ) Через какие-то мелкие деревушки, с очень колоритными местными жителями. Точка оказалась на приличной высоте, так что спускаться к озеру я уже не стал. Зато дроном полетал без проблем, и вид на озеро Титикака там реально отличный!
Титикака - это огромное озеро, находящееся на территории сразу двух стран - Перу и Боливии. Около ста миллионов лет назад оно находилось на 3750 метров ниже, и было морским заливом. К нему применимо несколько разных характеристик со словом "самый":
- самое большое по запасам пресной воды в Южное Америке;
- самое высокое судоходное в мире (шутка ли - оно находится на высоте более 3800 метров!)
- самое большое по площади воды в Южной Америке (если считать Маракайбо в Венесуэле морским заливом)
- и, в конце концов, это озеро с самым смешным названием для русских ))
Титикака тесно связана с историей Инков. Вокруг озера и на его островах до сих пор проживают народы аймара и кечуа, причем часть населения живёт на плавучих тростниковых островах Урос. Согласно местным легендам, на дне озера находился город Ванаку, а также существуют мифы о несметных сокровищах инков, спрятанных от конкистадоров в глубинах озера. В целом Титикака имело огромное культурное и религиозное значение для инков, объединяя разрозненные народы в составе их империи.
После озера я поехал в сторону Куско. В один момент дорога вдруг стала абсолютно прямой и двухполосной в каждую сторону. Вроде и разогнаться можно, но высоченные лежачие полицейские через каждый километр не давали даже думать об этом. Лежачие полицейские в Перу - это вообще отдельная тема. Они очень "злые", и порой, чтобы их проехать без ущерба для потолка авто, надо сбрасывать скорость до 5 км/ч.
Хульяка
А затем случилась полная Хульяка. В смысле город Хульяка оказался очень проблемным в плане траффика и культуры вождения. Тук-туки, мопеды, коляски, машины, люди - все двигалось настолько хаотично, что я до сих пор не понимаю, как я там проехал, никого не зацепив. Еле прополз этот город.
Но я до последнего верил, что успею посмотреть Радужные горы. Вырвавшись из Хульяки, я полетел к перевалу Ла Райя. Дорога была ничем особо не примечательной, кроме постоянных ремонтов мостов и их объездов. Я ехал с открытыми окнами, и в один момент пыль от этих объездов конкретно меня достала - начало адски щипать глаза. Настолько, что даже пришлось дважды останавливаться, чтобы промыть их. Второй раз - как раз на перевале Ла Райя (La Raya) - я даже взял паузу минут на 20. Перевал, кстати, оказался даром что высокий - по пути не возникло ощущений, что я куда-то поднимаюсь.
После перевала остановился в какой-то деревушке в заведении «Feliphon» - довольно большом, даже по меркам более крупных городов, ресторанном комплексе. Быстро пообедал и поехал дальше к Радужным горам. Вообще по пути есть еще один трейл с похожим местом (Pallay Punchu - Layo Canas), но гораздо менее раскрученным - мне про него рассказал Асканио. Показал фото оттуда - реально интересное место. Но я решил не менять свои планы, тем более, что шансы пройти трейл в Радужных горах на закате у меня все-таки еще оставались ))
Виникунка, или Радужные горы
И вот, наконец-то, поворот к этим горам с шоссе 36. На грунтовку. По которой надо проехать еще 30 километров! Дорога оказалась очень узкой, и местами это был прям очень лютый серпантин! Не в том смысле, что дорога была слишком сложной - просто в некоторых поворотах обрывы по краям дороги были совершенно вертикальные на много метров вниз. И при этом никаких дорожных ограждений )) На одном таком участке я подумал, что было бы очень круто снять дроном проезд там со стороны. Но времени на остановку не было, была только утопичная надежда, что я быстро осилю трейл, и на пути обратно будет еще светло. А последние километры не мог отвести взгляд от горной гряды с ледяными вершинами в облаках слева от дороги. В общем, эмоции начались еще до того, как я доехал до парковки перед трейлом.
На старт маршрута я вышел в 16:30. На парковке была еще только одна машина, кроме моей. Но туристов из нее я встретил почти сразу же - они уже шли обратно. Причем мужик сказал мне, что можно проехать дальше на авто, а не идти пешком (там была отдельная дорога для скота и лошадей, по которой в теории можно было проехать на авто). Но я решил сделать все по-честному ))
Для меня этот трейл был знаковым: это был маршрут длиной 5 км в одну сторону, с перепадом высоты порядка 400 метров. Вроде ничего особенного, но... начало-то было с высоты 4.650! То есть наверху на хребте Радужных гор я должен был "разменять" 5 тысяч! То есть это было полноценное испытание на акклиматизацию в высокогорье. Нужно было только выдержать подъем по дыхалке...
И вот, я пошел по этому трейлу в полном одиночестве. Точнее, почти в полном - по пути мне встретились пара групп альпак, с которыми пришлось расходиться на тропе. Альпаки оказались очень пугливыми, и так смешно "мычали"... )) В общем, они сумели меня обойти, преодолев свои страхи ))
Подъем на самом деле был относительно пологий, но большая высота делала свое дело. В том смысле, что дышать было немного сложно: приходилось делать глубокие вдохи. Каждый раз после остановки надо было поймать свой темп и дыхание, но я чувствовал, что могу пройти маршрут до конца. Но куда же без "но"? ))
Мой темп был не самым быстрым - на первые 3 км с перепадом 215 у меня ушел час. Плюс я решил использовать потрясающее вечернее солнце для съемок дроном (картинка получилась просто чумовой!) - это еще 25 минут. И тут я понял, что если пойду маршрут до конца (до самого хребта), то идти буду еще час, и доберусь туда как раз, когда солнце уже сядет. Значит, обратно буду идти в горах 5 км в темноте. А вот этого как-то совсем не хотелось, хоть дорога и была простой.
И, главное, ради чего идти на хребет? Перепады цветов я вижу сбоку. Увидеть вживую то, что я увидел с помощью дрона - да, было бы интересно, но цвета будут уже совсем не те: помимо заката еще и небо быстро затягивало облаками. И стоит ли тогда устраивать себе экстремальный спуск? Я решил, что не стоит. И развернулся обратно на базу.
А "ночных впечатлений" мне хватило и по дороге в машине. С парковки я выехал уже в сумерках, и заснять крутейший серпантин уже не успел - стемнело. Вообще ехал бодро, но грунтовка есть грунтовка. Зато где-то в середине пути мне опять пришлось делить одну дорогу с толпой "местных" ))
Куско
После выезда на асфальт пошел траффик и дорога стала даваться довольно тяжело. При въезде в Куско к тому же опять стали болеть глаза и... какая же жесть творилась в центре в плане траффика! Возможно, это были остатки фестиваля Сантарантикуй, но ТОЛПЫ людей в центре, плюющие на ПДД, куча машин и НОЛЬ движения… минут 20 я крутился по центру, пытаясь найти место, куда воткнуться. В итоге плюнул на все это, поехал от центральной площади по прямой и зарулил в первый попавшийся паркинг. Который оказался чуть ли не в 15 минутах ходьбы пешком от отеля. Но я уже просто не мог находиться в таком траффике.
Так что сумки в руки - и вперед. На центральную площадь, где как раз разбирали палаточный городок. И буквально в 50 метрах от входа в отель оказался "лагерь бомжей" с соответствующим запахом. Ппц! Но я уже просто хотел в отель, а не гулять вокруг. Заселился, принял душ, и завалился отдыхать после нервного окончания дня. Как там говорится, утро вечера мудренее? Посмотрим, что принесет рождественское утро в Куско ;)