Я так рада, что спектакль снова появился в репертуаре театра, давно хотела на него сходить. Режиссер Дмитрий Бозин поставил "Царь-девицу" по трагической поэме Марины Цветаевой, продолжая традиции Романа Виктюка. В роли царя и няньки в этот день дебютировал Иван Исьянов. Его герои великолепно вписались в картину происходящего.
Сюжет наполнен фольклорными образами, ритмичностью и мелодичностью цветаевского слога, здесь встречаются и напевы, и шепотки, и заклинания, и заговоры. Мифические герои повелевают морями, просят совета у ветра и своими руками вершат судьбы, по крайней мере отчаянно пытаются это делать.
В центре сюжета молодой и прекрасный гусляр Царевич (Станислав Мотырев), в которого влюбляется его мачеха (Виктория Савельева), жена старого и немощного Царя (Иван Исьянов). Чтобы приворожить наивного красавца царица обращается к старику-колдуну (Дмитрий Бозин).
"Голосочек тут в ночи: “Дядь, а дядь!
Научи меня, старик, колдовать!..."
В это время могучая дева-воительница (ее тоже играет Виктория Савельева) слышит волшебное пение Царевича и решает взять его в мужья, только завороженный юнец спит крепким сном, не просыпается.
Декорациями для этого необычного сюжета служит сценография художника Владимира Боера, это огромная лодка-колыбель, которая то убаюкивает принца, то служит кораблем в его странствии по морю. Принц юный, хрупкий и наивный, образ героя подчеркивают его коротенькие штанишки и длинные рукава рубашки. Окружающие используют Царевича как красивую игрушку ради любой своей прихоти.
Костюмы у всех героев здесь необычайно интересны и фантазийны, Евгения Панфилова создала их в сказочном стиле. Черный наряд мачехи с кружевным кокошником и фатином необычайно красив, а длинная накидка царя с шапкой воплощает старинный, как с картинки детской книжки, образ.
Наряд Дмитрия Бозина в роли старика-колдуна - это сочетание мистики и фантазийности: черные длинные иголки по всему телу, перья, маска, а на ногах настоящие копыта. Он скачет на этих приспособлениях, высвобождая внутреннюю энергию, буквально ловит баланс и даже носит мачеху на руках, в этой сцене, как мне показалось, весь зал затаил дыхание. На протяжении всего спектакля Дмитрий демонстрирует невообразимую пластичность и грацию, его магический голос и экстравагантный наряд будто уносят зрителя в другую реальность.
Невозможно не упомянуть образ Царь-девицы. Эта героиня существует будто в параллельном мире, отдельно от остальной картины бытия. На ногах у нее огромные ботинки, украшенные костями и черепами сраженных врагов, на груди у нее золотые латы, а лицо закрывает фантастический шлем, могучий меч служит ей верной службой. Голос у нее низкий, а походка тяжелая, образ сильной мифической женщины-воина передан невероятно точно, особенно, на контрасте с мягкой и нежной мачехой. Для Царь-девицы юный царевич, как крохотный младенчик:
"Что шелка — щека,
Что шелка — рука!
Ни разочку, чай, в атаку
Не водил полка"
Финал в этом спектакле печальный, это трагическая история, сказка для взрослых, где большая роль отведена природе, олицетворению стихии, перед которой все люди равны и беззащитны. После просмотра спектакля у меня возникло желание прочитать поэму и поглубже окунуться в смысл текста, здесь каждое слово имеет значение, строки нужны читать, перечитывать и смаковать. Отправиться в удивительное путешествие по страницам цветаевской поэмы можно в дорогом сердцу театре Виктюка.
Фотограф: Полина Капица.