США не заинтересованы в выводе советских войск и прекращении кровопролития в Афганистане. Еще более абсурдно требование Пакистана о признании насильственно навязанной афганцам «линии Дюранда», что означало бы разделить нацию. На это не согласится ни один афганец, по какую бы сторону этой «линии» он ни находился. Вероятно, понимает это к Зия-уль-Хак. Но дело в том, что Пакистану, который ежедневно получает миллионы долларов на поддержку необъявленной войны против моего народа, выгодно затягивать решение афганской проблемы, длить братоубийство.
Тексты тогдашних репортажей намеренно лишены претензий на «художественность» - их ценность в том, что они передают документ времени. Это позволяет представить трагический и героический период в истории Афганистана и Советского Союза. К сожалению память стирает у нынешнего поколения быстротекущее время.
Статья опубликована в газете ПРАВДА воскресенье, 3 апреля 1988 года:
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Что думает видный деятель афганской оппозиции, прибывший на родную землю?
Самолет из Дели, который приземлился вчера поздно вечером в афганской столице, вез не совсем обычных пассажиров. По трапу сошли на родную землю люди, покинувшие ее несколько лет назад: Хаджи Гаусуддин, руководитель обосновавшихся в Индии организаций трех умеренных партий, которые входят в пешаварский «альянс семи», и 70 его сторонников.
Возвращение активного деятеля оппозиции— поступок, может быть, самый важный в жизни этого немолодого уже человека, покинувшего страну три года назад. За некоторое время до возвращения он направил письма своим руководителям в Пешавар—С. Моджаддеди («национальный фронт спасения Афганистана»), С. А. Гейланни («национальный исламский фронт Афганистана») к М. Наби Мохаммади («движение исламской революции»). Смысл письма Гаусуддин передал мне коротко так: «Хочу вернуться в Кабул и сделать все возможное для обеспечения мира на нашей земле. Я не порываю с вами. Но пусть мой поступок еще раз побудит вас задуматься о том, что происходит сейчас в Афганистане, и принять правильное решение». И сегодня на пресс-конференции перед афганскими и зарубежными журналистами и участниками завершившейся здесь международной конференции «Роль общественности в решении региональных конфликтов» он объяснил свою позицию подробнее.
— Я вернулся на родину потому, что убежден в искренности намерений президента Наджибуллы довести до конца политику национального примирения. Очень тяжело быть вдали от родной земли. Единственное, что мешает возвращению моих соотечественников домой — противодействие пакистанских и иранских властей. Как только будут подписаны женевские договоренности и советские войска покинут Афганистан, все беженцы вернутся домой и сделают это при любом правительстве в Кабуле. Мой пример — тому подтверждение. Так что создание предварительно некоего «переходного правительства», на котором настаивает Пакистан в Женеве,—не более чем искусственно возводимые препятствия для урегулирования.
Еще более абсурдно требование Пакистана о признании насильственно навязанной афганцам «линии Дюранда», что означало бы разделить нацию. На это не согласится ни один афганец, по какую бы сторону этой «линии» он ни находился. Вероятно, понимает это к Зия-уль-Хак. Но дело в том, что Пакистану, который ежедневно получает миллионы долларов на поддержку необъявленной войны против моего народа, выгодно затягивать решение афганской проблемы, длить братоубийство в соседней стране.
— Как вы относитесь к требованию США прекратить помощь Советского Союза афганскому правительству?
— Оно абсурдно. У нас давние, традиционные, добрососедские отношения. СССР всегда во все времена помогая Афганистану, и сейчас мы нуждаемся в его помощи. Эту дружбу мы намерены сохранять.
— Сворачивается ли военная помощь США афганской оппозиции?
— Напротив, в последнее время она увеличилась вдвое. И объяснение этому простое: США не заинтересованы в выводе советских войск и прекращении кровопролития в Афганистане.
—Вернутся ли на родину ваши лидеры из умеренного «альянса трех»?
— Нет никого, кто не хотел бы вернуться домой. Но есть препятствия, о которых я уже сказал.
— А Захир Шах?
— Я думаю, что он согласится вернуться.
— Что еще, кроме подписания женевских соглашений, прекращения вмешательства извне и возвращения советских войск в СССР, нужно предпринять для установления мира в Афганистане?
— Считаю, что руководители пешаварской «семерки» должны перестать играть на руку режиму Зия-уль-Хака и прекратить братоубийство «Семерка» не следует монополизировать право определять судьбу афганского народа...
По окончании пресс-конференции я продолжил беседу с Хаджи Гаусуддином.
— Как восприняли в «альянсе семи» заявления по Афганистану И. С. Горбачева и президента Наджибуллы?
— Трое руководителей партий оценили их положительно. Остальные четыре лидера реагировали отрицательно.
— Многие в Кабуле боятся, что с уходом советских частей против активных сторонников апрельской революции и НДПА будет организован террор?
— Убежден, что мы, афганцы, можем достигнуть согласия. В народе понимают так: если афганец пожимает руку соотечественнику, проблем между ними быть не должно.
— Какие силы, по вашему мнению, должны принять участие в коалиционном правительстве?
— Те, кто хочет мира и процветания родине. Если «альянс семи» не присоединится к нам, обойдемся и без него — важно только, чтобы беженцы вернулись и были представлены в органах власти.
— Как вы оцениваете перспективы афгано-советского сотрудничества?
— Думаю, что все честные афганцы понимают, мы с вами соседи, сотрудничаем много лет. Как не дружить с соседом, который всегда тебе помогал?..
Думаю, что взгляды этого влиятельного среди афганской оппозиции человека с непростой судьбой ясны читателю. Очевидно также, что число единомышленников Гаусуддина не ограничивается теми десятками человек, которые вчера вслед за ним снова сделали свои первые шаги на родной земле. Сделали для того, чтобы приблизить ее к миру. (В. ОКУЛОВ. Соб. корр. «Правды»)
Версию о том, что к устранению Зия-уль-Хака причастны агенты КГБ, западные газеты выдвинули практически сразу же после катастрофы. «Президент Зия был самым грозным противником Москвы в третьем мире», — отмечала 23 августа 1988 года газета «Нью-Йорк Таймс». В московской «Правде» даже была опубликована статья с опровержением этой версии, автор которой возлагал конечную ответственность за случившееся на Соединенные Штаты, которые якобы сделали Пакистан «гнездом террористов». Как вспоминал посол СССР в Афганистане Николай Егорычев, после гибели Зия-уль-Хака он отправился в американское посольство, чтобы выразить соболезнование в связи со смертью американского дипломата, летевшего вместе с главой Пакистана. «Есть подозрение, что это вы сбили самолет Зия-уль-Хака», — сказали ему американцы. В ответ Егорычев заявил, что вовсе не СССР поставляет моджахедам «стингеры».
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "Афганистан - наша боль". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.