Найти в Дзене
Sailskipper Paint

Победить морскую болезнь.

Моя морская практика началась с 6-летнего возраста, когда мой отец привёл меня в Калининградский областной яхт-клуб. Сначала мы ходили по Калининградскому и Куршскому заливам, а в 1972 году появилась возможность ходить в походы по Балтийскому морю, и с 12-летнего возраста я начал «осваивать» морские просторы.

Меня сильно укачивало, но страдания от морской болезни не отвернули меня от морей. Закончил военно-морское училище, служил на СФ. Я не помню когда меня перестало укачивать, этот момент пришёл постепенно.

Картинка из Интернета.
Картинка из Интернета.

За тот немалый период времени, когда приходилось заботиться об экипаже, присматриваться к самочувствию и эмоциям, накопился опыт наблюдений и сформировалось мнение по вопросу этого крайне неприятного явления.

Фото из Интернета.
Фото из Интернета.

Уверен, что любой достаточно быстро привыкнет к качке, если не станет «расклеиваться» и умирать. Исключение составляют те особи, которых безнадёжно укачивает уже на плавпричале. Также хочу и предостеречь: многие моряки, и капитаны, утверждают, что «от морской болезни ещё никто не умирал». Это - неправильно! Излишние страдания могут привести к обезвоживанию организма, падению кровяного давления, после чего возможен отказ почек или остановка сердца. Такие случаи были.

Если болезнь проявляется в виде повышения аппетита или сонливости, то это не должно беспокоить. Плохо, когда ухудшается самочувствие, наступает тошнота, слабость, лихорадка.

Общие выводы такие:

· при хорошо видимом горизонте, если моряк видит или чувствует горизонт, то укачивает меньше и болезнь проходит быстрее. Достаточно быстро уходит болезнь, если стать за руль в хорошую видимость;

· сильнее укачивает при плохой погоде или ночью, когда не видно горизонт, при нахождении в каюте по той же причине. Надо научиться чувствовать горизонт. Часто после работы у мачты случаются приступы морской болезни, потому что пока работал, был сосредоточен на этой работе и забыл ощущать горизонт, т.е. некую ровную плоскость. Интересное наблюдение: на тренажерах по управлению кораблем при введении существенного волнения судоводителей иногда укачивает, несмотря на то, что сам тренажер не качается, а лишь перед глазами на экране виртуальная качка. Некоторые компьютерные игры тоже имеют опцию виртуального нахождения на судне, идущему по волнам. Через некоторое время такой виртуальности можно почувствовать признаки укачивания, хоть ни кресло и ни компьютер не качаются. Например, https://www.virtualregatta.com/ Это подтверждает важную роль зрительных восприятий.

· Не следует стесняться своего состояния - это естественно;

· Как бы ни было плохо, надо заставлять себя работать и хотя бы пить воду, а лучше и покушать, даже если всё это выйдет наружу. Заставлять организм работать - и тогда болезнь быстрее отступит;

· отрицательные эмоции, тяжелая психологическая обстановка усугубляют состояние.

В августе 2007 года, участвуя в регате “Rolex Fastnet Yacht Race”, все яхты попали в тяжелую погоду. Из 280 стартовавших 220 сошли с дистанции из-за поломок и шторма. У нас ночью сломалась мачта, и мы были вынуждены тоже выйти из гонки и укрыться в порту английского городка Бриксхэм. Через пару дней к нам попросилась пришвартоваться к борту английская яхта, на которой была эмблема участника этой регаты и на борту пожилая семейная пара. Разговорились. Они рассказали следующее: этот пожилой мужчина – капитан, у него был полноценный экипаж, с которым яхта вышла в море. Начавшийся шторм не нарушил бодрости духа моряков, все чувствовали себя хорошо. Мы были значительно впереди этой яхты, когда у нас ночью сломалась мачта. Занимаясь «укрощением» обломка, выниманием тросов из-за борта, закреплением остатков парусов, мы включили палубное освещение, и происходящее было видно со стороны. Проходя мимо нас, с английской яхты наблюдали грохот обломка, наши действия и крики. По словам английского капитана, всё это выглядело так жестоко, что сразу после того, как они нас миновали, весь экипаж свалился в каюте и их беспощадно сразила морская болезнь. Никого нельзя было поднять даже с применением физических усилий. Капитан понял, что остался один и решил укрыться в Плимуте. Сразу после швартовки в Плимуте, экипаж забрал свои вещи, заявил «идите к чёрту с вашим парусным спортом», и навсегда покинул яхту. Капитан вызвал жену , они вдвоем отмыли яхту от остатков «жизнедеятельности» желудков экипажа, и теперь перегоняли яхту домой.

Фото из Интернета.
Фото из Интернета.

Я наблюдал похожие явления и у себя на борту.

Например, не так давно, в 2019 году, подходя ночью к марине Лас Галетас на острове Тенерифе, мы оказались в зоне сильной толчеи. Когда до входа оставалось 30 минут, я скомандовал запустить двигатель, но он запустился и через три секунды заглох. Как выяснилось, от сильной болтанки в дизельном отсеке от переборки отбило пластмассовый патрубок водяного охлаждения, и этот патрубок сломался. Этот патрубок был пластмассовым в виде подковы, и когда он отлетел от переборки, то сломался посередине. При запуске двигателя вода полилась мимо, двигатель идентифицировал отсутствие охлаждения и выдавал сигнал остановки. Я решил под парусом идти за маяк Пунта де Раска и далее в сторону Лос Кристианос, предполагая найти там спокойный участок для постановки на якорь и ремонта. Вот с момента перемены курса и возникновения неопределенности (а найдём ли спокойное место?), настроение экипажа подавилось и начало укачивать. Хорошее место нашли, стали на якорь, настроение поднялось, болезни как ни бывало.

Ещё случай в океане. Наша яхта шла в бейдевинд против сильного ветра и высоких волн. Метеобуй, расположенный относительно недалеко, показывал высоту волн 6 метров, по мнению экипажа высота волн была не менее 12 метров. Всех укачало, хоть не было ни одного новичка. Наш экипаж состоял из граждан 6-ти стран. Я стоял за рулем, когда Раймонд заглянул в компьютер на расположение яхт в гонке и сказал, что пять яхт уже сошли с дистанции. Некоторые вопросительно посмотрели на меня. И тут я произнёс: «Мы не будем сходить с дистанции. И даже по колено в крови мы будем стоять как Семёновский полк! … Потому что офицеры Гельсингфорса и Ревеля, Либавы и Порт-Артура сквозь века смотрят нам в затылок пустыми глазницами!». Так как среди нас россиян лучше всех по-английски говорил Алексей, то его и спросил Марек: «Что сказал Павел?». Алексей перевёл, начались вопросы-ответы о том, что такое Семёновский полк и зачем он стоял по колено в крови, что за города Гельсингфорс, Ревель и остальные, почему у офицеров из этих городов пустые глазницы и когда они посмотрели на нас, и т.д. То ли перевод неточный, то ли они не поняли, но в любом случае стало весело и незаметно, но очень быстро – в минуты, всех перестало укачивать.

Из таблеток я в последние годы имею при себе испанские «биодрамина с кофеином» и «биодрамина без кофеина» на всякий случай кому-нибудь предложить. Раньше бывали таблетки «аэрон», еще какие-то. Однако я ни разу в жизни не принимал сам и никому не понадобилось принимать таблетки от укачивания. Так и лежат уже просроченные…

Ну а в заключение этой статьи, друзья, приведу фразу одного известного моряка:

« На вопрос, что надо делать, чтобы не укачивало, я отвечаю - оставайтесь на берегу»…