Найти тему

Релокация. Особенности налогообложения

В прошлом году Госдума приняла закон о налогах для релокантов, он касается людей, которые работают на российскую компанию по трудовому договору, но провели в России менее 183 дней. С 1 января 2024 года ставка НДФЛ для них составит 13% или 15%, как и для резидентов. А в 2025-м норма заработает в отношении релокантов-фрилансеров, но резидентство им нужно будет сохранить, а денежные средства получать на российские счета.

Если гражданин сменил место жительства и находится за пределами территории Российской Федерации, ему целесообразно следить за возможными изменениями своего налогового статуса. В частности, важно понимать, является ли гражданин налоговым резидентом РФ или нет.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует такое понятие, как «релокант». Однако закреплены такие понятия, как «налоговой резидент РФ» и «налоговый нерезидент РФ».

Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев (согласно ст. 207 НК РФ). Окончательный налоговый статус определяется по итогам налогового периода, которым является календарный год.

От налогового статуса зависит ставка налогообложения. По общему правилу, для налоговых резидентов РФ налоговая ставка составляет 13%, а если налоговая база превышает 5 млн руб., то ставка составит 15% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Если прибыль была получена, например, по иностранным дивидендам, в таком случае брокер не является налоговым агентом, поэтому отчитываться о данном доходе человеку нужно самостоятельно, подав декларацию 3-НДФЛ (п. 3 ст. 208 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ). Если инвестор становится налоговым нерезидентом РФ, то его доходы облагаются по ставке 30%, а доходы в виде дивидендов от российских компаний — по ставке 15% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

По итогам года определяется окончательный налоговый статус лица. Если он изменился, то все доходы за этот год будут пересчитаны по соответствующим ставкам.

Например, если в начале 2023 г. лицо являлось налоговым резидентом РФ, его доходы облагались по ставке 13% или 15%, а в августе 2023 г. лицо сменило статус на налогового нерезидента РФ. В этом случае его доходы с начала 2023 г. будут пересчитаны по ставкам, предусмотренным для налоговых нерезидентов РФ.

Если же в течение года статус менялся с нерезидента РФ на резидента РФ, то аналогично происходит пересчёт налога за весь год. Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачёта осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, то возврат данной суммы осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик поставлен на учёт. Для возврата необходимо по окончании года подать декларацию 3-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают статус налогового резидента РФ в данном налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Гражданин может стать налоговым резидентом иностранного государства. В каждой стране предусмотрены условия для признания лица её налоговым резидентом. Если с данным государством у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН), то налоговые ставки определяются исходя из данного соглашения.

В году, в котором инвестор признаётся налоговым нерезидентом РФ, он не вправе применять налоговые вычеты. Речь идёт о следующих вычетах:

  • вычет по долгосрочному владению ценными бумагами более трёх лет (подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ);
  • вычет по переносу убытков на будущее (ст. 220.1 НК РФ);
  • вычет на взносы и на доход по ИИС (подп. 2 и 3, п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Интересным является опыт Италии в данном аспекте.

В соответствии с Конвенцией об устранении двойного налогообложения между Италией и Швейцарией, в случае смены налогового резидентства в течение года применяется критерий разделения (split year).

В ответе №73 от 18 января 2023 года Агентство по доходам разъяснило, что случаи двойного резидентства в случае переезда в Швейцарию в течение года резидента Италии разрешаются на основании критерия разделения налогового периода на основе дня смены места жительства. Согласно конвенционным нормам, действующим между Италией и Швейцарией, Италия осуществляет свою налоговую власть, основанную на резидентстве, до дня смены резидентства, в то время как Швейцария вправе предъявлять свои налоговые требования со следующего дня. Не имеет значения последующая дата регистрации в AIRE. Данная регистрация имеет силу исключительно для целей действующего внутреннего законодательства, но не влияет на применение конвенционных положений, направленных на устранение двойного налогообложения.

Налогоплательщик, имеющий как швейцарское, так и итальянское гражданства, проживал в Италии до 31 мая определенного года и со следующего дня навсегда переехал в Швейцарию. Он принял меры для уведомления об изменении места жительства Генеральному консульству Италии в Цюрихе и муниципалитету Швейцарии в течение 90 дней, предусмотренных статьей 6, пунктом 1 Закона 470/1988. Тот же муниципалитет подтвердил, что момент оказался резидентом за границей и зарегистрирован в Aire с августа того же года.

Агентство по доходам заявило, что в силу статьи 2 TUIR налоговыми резидентами Италии являются физические лица, которые в течение большей части налогового периода, то есть не менее 183 дней (или 184 дней в случае високосного года), зарегистрированы в реестрах постоянного населения или имеют на территории государства место жительства или место жительства в Италии в соответствии с Гражданским кодексом Италии.

В соответствии с пунктом 2a статьи 2 TUIR, итальянские граждане, исключенные из реестров постоянного населения и переехавшие в государства или иные территории, имеющие привилегированный налоговый режим, считаются резидентами Италии, если иное не доказано. Это относится и к гражданам, переехавшим в государства или территории, имеющие привилегированный налоговый режим, установленные министерским указом от 4 мая 1999 года.

Пункт 2а не создал дополнительный статус налогового резидента, а, введя относительную правовую презумпцию, ввёл иное распределение бремя доказывания между сторонами, возложив его на налогоплательщиков, сменивших место жительства. Это было сделано для того, чтобы существенные аспекты преобладали над формальными.

Таким образом, в данном случае даже после официальной регистрации в AIRE в отношении итальянских граждан, переехавших в Швейцарию, продолжает действовать относительная презумпция налогового резидентства Италии в силу статьи 2, параграфа 2а, поскольку Швейцария включена в список государств и территорий, имеющих привилегированный налоговый режим, указанный в министерском указе от 4 мая 1999 года.

Однако, отмечает Агентство по доходам, необходимо учитывать международно-правовые нормы, содержащиеся в соглашениях, заключённых Италией с иностранными государствами. Данные нормы имеют приоритет по сравнению с внутренним законодательством. В частности, статья 4 Конвенции об устранении двойного налогообложения, со Швейцарией, в отношении определения концепции резидентства устанавливает в соответствии с модельной Конвенцией ОЭСР так называемые правила tie-breakers для разрешения любых конфликтов резидентств договаривающихся государств. В силу данных правил преобладающим критерием является критерий постоянного проживания, за которым следуют в иерархическом порядке центр жизненных интересов, обычное место пребывания и национальность налогоплательщика.

В частности, Конвенция предусматривает для решения дел о двойном резидентстве разделение налогового года в случае переезда из одного государства в другое в течение года (см. статья 4 (4) Конвенции: «физическое лицо, окончательно переехавшее из одного Договаривающегося Государства в другое Договаривающееся Государство, перестаёт подлежать в первом Договаривающемся Государстве обложению налогам, для которых резидентство является определяющим, как только истечёт день переезда. Налогообложение, для которого резидентство является определяющим, начинается в другом государстве с той же даты»).

Таким образом, поясняет Агентство по доходам, в данном случае Италия может осуществлять свою налоговую власть, основанную на резидентстве, до 1-го июня рассматриваемого года, в то время как Швейцария может применять, в соответствии с вышеупомянутой конвенционной нормой, свои налоговые требования начиная со следующего дня. Регистрация налогоплательщика в AIRE осуществляется исключительно для целей национального законодательства и, следовательно, не влияет на применение конвенционных норм, содержащихся в договоре со Швейцарией.

За индивидуальной консультацией в сфере налогового права обращайтесь в наше бюро. Будем рады помочь!

Контакты:
+7 495 925 91 15
+7 985 925 91 15
info@labaznovpartners.ru
105005, г. Москва, ул. Бауманская, 43/1, стр.1, офис 310
http://www.labaznovpartners.ru/