Во дворе дома № 6 по Богатырскому проспекту расположен сквер-музей имени Л. М. Мациевича. В начале века на этом месте происходило зарождение отечественного воздухоплавания, здесь находился первый в России аэродром – Комендантский. Здесь совершали испытательные и показательные полеты первые российские пилоты. Здесь начинали свой путь выдающиеся конструкторы и основоположники авиационной техники, такие как Котельников, Гаккель, Ильюшин, Сикорский. С 1924 года с этого аэродрома начал поднимать в воздух самолеты легендарный советский летчик Валерий Чкалов.
Но место славы русского воздухоплавания отмечено также и трагическими событиями – именно здесь произошла первая авиационная катастрофа в Российской империи, памятным знаком отмечено место гибели российского летчика, Льва Мациевича, «Фарман» которого развалился в воздухе 24 сентября (7 октября) 1910 года, во время показательных выступлений на Всероссийском Празднике воздухоплавания.
Похоронен Мациевич был на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, а на месте его гибели через два года был установлен памятный знак (архитектор И. А. Фомин).
С тех пор облик города разительно изменился. Последний самолет взлетел в воздух с комендантского аэродрома в 1963 году, а с 1970х на этой территории началась массовая жилая застройка. Сейчас памятный сквер стоит в окружении жилых домов. О летном прошлом напоминает топонимика района, многие улицы которого названы именами выдающихся летчиков и авиаконструкторов начала двадцатого века, а также большое количество мемориалов.
На улице Савушкина, в сквере между домами 64 и 66 установлена памятная стела, посвященная Героям Советского Союза, участникам обороны Ленинграда, летчикам-истребителям А. П. Савушкину, Д. Е. Оскаленко, П. А. Покрышеву (архитектор Р. А. Вафеев.). С именем А. П. Савушкина связано и художественное оформление недавно открывшейся станции метро «Беговая», носившей проектное название «Улица Савушкина». Название сменили, но авиационная тематика осталась, и станцию украсили четырнадцать лентикулярных стерео-варио панно, посвященных героям, защищавшим небо Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (автор И. И. Баранова). Смысловым центром декоративного комплекса является композиция с монументальным портретом самого Савушкина.
На Приморском проспекте, в сквере им. В. Ф. Маргелова находится памятник Герою Советского Союза, генералу Маргелову, командующему Воздушно-десантных войск с 1954 по 1979 год (скульптор В.В. Никифоров, Н.В. Никифоров).
На Ольховой улице, в сквере генерала Селезнева в 2018 году появился монумент, увековечивший память первых российских летчиков. Композиция состоит из двух стремительно «взлетающих» на каменных пьедесталах самолетов У2 (архитектор В. Г. Федоренко).
На Аэродромной улице дом 11 корпус 2, в гимназии № 66 расположен музей истории Комендантского аэродрома «Икар», и совсем рядом находится сквер имени Л. М. Мациевича, где мемориальной плитой отмечено место гибели летчика.
В 2019 году по инициативе Администрации Приморского района список летных памятников дополнился музеем авиации под открытым небом, объединившим часть сквера Мациевича в единый с историческим памятным знаком мемориальный комплекс. Сквер украсила гранитная памятная стела с мозаичными вставками и семь бюстов первых российских летчиков, изобретателей и конструкторов. Как и установленный в 1912 году памятный знак, обновленный ансамбль сквера был создан на благотворительной основе, на средства «УК Возрождение ТД» и Игоря Витальевича Букато, проект разрабатывался при участии фонда «Воинский собор», архитектором стала Е. В. Филиппова.
На замощенной гранитной площади посреди сквера, на одной оси со стелой и исторической мемориальной плитой встал бюст самого Мациевича. Справа и слева от него расположились бюсты Михаила Ефимова, летчика международного класса, вошедшего в число первых российских пилотов, первой женщины-пилота России Лидии Зверевой, изобретателя ранцевого парашюта Глеба Котельникова, первого пилота Петербурга, авиационного промышленника Владимира Лебедева, летчика-аса истребительной авиации Первой мировой войны Ивана Орлова, авиаконструктора Игоря Сикорского.
Памятная стела, ставшая доминантой мемориального комплекса, изготовлена из известного и часто используемого в России серого гранита месторождения «Возрождение» в Ленинградской области. Это ручная работа каменотесов, выполненная на заводе компании «Камнеобрабатывающий завод «Возрождение».
Подножие стелы двумя ступенями подводит зрителя к золоченым надписям-посвящениям, нанесенным со всех четырех сторон. В сером граните горят золотые буквы:
«Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945».
«Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, погибших при исполнении служебного долга, защите Отечества, боевых действиях».
«Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Первой Мировой войне 1914-1918».
«Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Гражданской войне 1918-1922 и Советско-Финской войне 1939-1940».
Над памятными надписями располагаются два пояса мозаичных панно, увенчанных гранитными кокошниками. Нижний пояс представляет собой четыре мозаичных тимпана с изображением эмблемы военно-воздушных сил СССР на синем, небесном фоне.
Верхний пояс состоит из четырех круглых медальонов с образами Христа Пантократора, Богородицы с младенцем и небесных покровителей военно-воздушных сил России: Святого Великомученика Георгия Победоносца и Пророка Илии. Иконный мозаичный пояс также исполнен на насыщенном голубом фоне, объединяющем все мозаики стелы.
Все восемь панно выполнены по классической мозаичной технологии прямого набора на временный грунт. Суть технологии заключается в том, что изначально набор ведется на временный подвижный состав прямым (то есть позволяющим мастеру видеть лицевую сторону работы) способом. По окончании набора лицевая поверхность мозаики закрепляется, временный грунт счищается и заменяется жестким и долговечным постоянным. Возможность в процессе набора сразу видеть лицевую сторону изображения, а также возможность вносить в него правки в течение всего времени работы за счет мягкого временного грунта, позволяет получать тонкие по рисунку и живописи мозаичные изображения. Как правило, на сегодняшний день, этот способ применяется при создании мозаик, предназначенных для восприятия с относительно небольшого расстояния. Это могут быть низко расположенные в архитектуре мозаичные панно, мозаики, связанные с малой архитектурной формой или станковые мозаичные картины.
Считается, что впервые в России этот способ набора был применен при работе над мозаиками Исаакиевского собора [2,5]. Суть принципа не изменилась за полтора столетия, несмотря на то, что на сегодняшний день мастера-мозаичисты используют отличающиеся от тех, первых, смальты и мозаичные грунты [3]. Остановимся на сравнении технологических процессов подробнее.
Основополагающие различия начинаются с материала, из которого производится набор – так называемые «императорские» смальты, из которых набраны мозаики Исаакиевского собора, и «колошинские» смальты, появившиеся в двадцатом веке, имеют разный химический состав, так как произведены по различной рецептуре. Будет неверно сравнивать их по системе лучше/хуже, так как они изначально разрабатывались под решение различных художественных задач и вдобавок в различных технологических условиях.
В середине девятнадцатого столетия смальты производились в печах-каленицах на березовых дровах при температуре порядка 900 градусов Цельсия и имели четко выраженную кристаллическую структуру. За счет этого они были матовыми, довольно мягкими и при расколе давали относительно ровную поверхность без острых граней. Чрезвычайно дорогой материал ценился наравне с полудрагоценными поделочными камнями, каждая плитка маркировалась именем технолога и императора, при котором смальта была произведена, отсюда и название «императорские». Набор производился исключительно «на раскол» и, как правило, после переведения на постоянный грунт подвергался полировке с затиркой швов цветной мастикой [5]. Такая технология, в сочетании с тем фактом, что палитра смальт насчитывала около двенадцати тысяч оттенков, позволяла добиться полной имитации масляной живописи в смальте [2]. Результат, несомненно, отвечал поставленной перед мастерами, набиравшими мозаики Исаакиевского собора задаче перевода вечной живописи в вечные краски, однако существовал ряд проблем, связанных с использованием «императорских» смальт.
Самой главной из них можно считать то, что эти смальты оказались малопригодны для использования в фасадных работах в условия климата Санкт-Петербурга. Кристаллическая структура смальт помимо благородной матовости и удобства обработки при помощи ручного распила, раскола и полировки, обуславливала также высокую пористость этого материала. В Санкт-Петербурге, для климата которого характерны многократные циклы замерзания и оттаивания в течение осенне-зимнего периода, это приводит к активному выветриванию фасадных мозаик из «императорских» смальт. Вода попадает в поры материала и, замерзая, расширяется, что приводит к образованию микротрещин. Одним из наиболее ярких примеров этого процесса можно считать фасадные мозаики Спаса-на-Крови, реставрация которых продолжается уже более тридцати лет [1]
Решением вопроса выветривания фасадных мозаик стала разработка в середине двадцатого века Санкт-Петербургским Государственным Технологическим Институтом [4,6] смальт, производимых по стекольной технологии. Они получили разговорное название «колошинских» по фамилии технолога, составившего рецептуру. Авторами патента стали Колошин Эдгард Борисович, Халилев Владимир Давлетович, Евстишенков Валерий Сергеевич [6].
Стеклистые смальты, в отличие от кристаллических, имеют аморфную структуру и практически не имеют пор, влияющих на сохранность материала на улице. Производятся в газовых плавильных печах при температуре 1200-1400 градусов по Цельсию, что позволило значительно сократить производственный цикл и, как следствие, существенно снизить стоимость смальты. Внешне это блестящий материал, дающий неровный скол с острыми гранями. Существенное повышение температуры варки привело к тому, что палитра материала стала значительно более насыщенной. Также среди основных отличий стоит назвать значительно более высокую твердость «колошинских» смальт относительно «императорских», что делает затруднительным (хотя и возможным) изготовление из них полированных мозаик. Именно вследствие повышенной твердости этого материала в широкое употребление вошли мозаичные молотки с победитовыми бойками, так как при помощи обычных стальных бойков работать с ним было уже невозможно. Молоток как основной универсальный инструмент мозаичиста это вообще примета именно двадцатого века в России и распространение его можно связать равно с появлением твердых смальт и с переходом на использование крупных сложной формы тессер, свойственных мозаикам эпохи модерна, когда мозаичисты стали использовать катаную сторону блина смальты вместо раскольной. Первым мозаичным памятником такого рода в Санкт-Петербурге стали декоративные панно на фасаде доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского, выполненные по эскизам художника С. Т. Шелкового в частной мозаичной мастерской В. А. Фролова в 1905 году. Для этого проекта была изготовлена специальная партия тонких смальт, имевших лицевую и изнаночную сторону, на изнаночной стороне которых присутствовала объемная решетка для лучшего сцепления крупных и достаточно тонких тессер с несущим раствором.
С этой мозаики начинается история мозаичных наборов практически в том самом виде, который практикуется в мозаичном отделении Академии Художеств и по сей день.
Постепенно, вместе с движением мозаичного искусства от буквального копирования живописи в Исаакиевском соборе к большей декоративности изображения, вместе с укрупнением тессеры в модерновых мозаиках и введением в мозаичную живопись катаной стороны смальты сменяется и тип временного грунта. Если в середине девятнадцатого века набор ведется преимущественно вертикально на временную мастику [3], составляемую на основе гипса и олифы, то в двадцатом веке мастера начинают часто набирать мозаику горизонтально и на смену мастике приходит сначала эглин, а затем и скульптурный пластилин, на который уже и были набраны мозаики памятной стелы в сквере Мациевича.
Мозаики выполнены по картонам И. И. Барановой и П. В. Степанова. В 2018 году был набран и смонтирован первый мозаичный пояс из четырех тимпанов. В 2019 году были исполнены мозаичные медальоны второго декоративного пояса.
По типу мозаичной трактовки эти наборы можно отнести к модерновым мозаикам, в них одновременно присутствует четкое гравюрное рисование, и применяются тессеры усложненной формы. Современный материал, из которого выполнены мозаики в сквере Мациевича – прямой наследник «колошинских» смальт и производится по стекольным ГОСТам. Есть немного магии и много индивидуальности в работе с горячим стеклом, каждый технолог привносит в рецептуру что-то от себя, и, зачастую, в точности повторить чужую палитру невозможно, даже имея максимально подробные записи. Но одно остается неизменным – стеклистые химически окрашенные смальты имеют яркую, насыщенную цветовую палитру и обладают превосходной стойкостью к атмосферным воздействиям. Фактически, на сегодняшний день, долговечность мозаики из такой смальты определяется тем, сколько прослужит ее основа.
В качестве временного грунта при наборе мозаик памятной стелы использовался скульптурный пластилин, в качестве постоянного – бетон, замешанный с использованием цемента марки М 500. Здесь нет больших принципиальных различий с технологией девятнадцатого века, после удаления временной мастики мозаики также заливались армированным цементным раствором, часто клеились на несущую каменную плиту для увеличения механической прочности [5]. И сегодня каждое мозаичное панно памятной стелы – это отдельный железобетонный блок толщиной три сантиметра, вмонтированный в посадочную нишу на двухкомпонентный клей по камню. Ориентировочный срок службы такого основания в отсутствие механических повреждений составляет более ста лет. Такие высокие показатели для бетона достигаются благодаря сочетанию нескольких факторов, в частности, отсутствию механических нагрузок на мозаику и минимальному контакту бетона с окружающей средой - с одной стороны он надежно защищен гранитом памятника, с дугой, практически полностью, стойкой к атмосферным воздействиям мозаикой. Немаловажную роль играет небольшой размер каждого отдельного блока, что позволяет произвести затворение смеси и заливку с высокой точностью и аккуратностью.
Баранова И. И.