Найти тему
КиноВояж и не только

Разговор о русском языке продолжаем с профессором филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Михаил Михайлович Голубков.
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Михаил Михайлович Голубков.

Даже не спрашивайте нас, как нам удалось на свой канал заманить целого профессора и доктора наук. Пусть это останется нашим маленьким секретом.

А начнём мы с интересных факты в тему:

- На факультетах журналистики в российских вузах литературу больше не преподают. Литература осталась (пока) только на журфаке МГУ.
- Чтобы поступить в педвуз на специальность учителя русского языка и литературы, сдавать литературу больше не нужно.
- В советское время сочинение нужно было написать при поступлении в любой вуз, включая технические. Этого давно нет, а с этого года на инженерные специальности важен только сам факт сдачи ЕГЭ по русскому языку, баллы не важны.
- Филологические факультеты всех российских университетов (пока еще кроме МГУ) теперь будут учить филологии только как методической основе для преподавания русского языка в школе.
- Вечерние отделения на филфаке и истфаке МГУ с этого года закрыли – нет смысла. Туда приходят учиться люди, которые набирают минимум баллов на ЕГЭ.

Большинство россиян не хотят, чтобы их дети, когда вырастут, обвивались вокруг шеста и участвовали в голых вечеринках. Все хотят вырастить умных, культурных и образованных деток. Но…

Почему в СМИ работают безграмотные и малообразованные люди? Почему наши дети перестают читать, а в речи, которую мы слышим с телеэкрана, так исковеркан русский язык, что порой невозможно понять, что имел в виду журналист? Почему книжные магазины превратились в выставки канцелярской продукции и дорогущих изданий малоизвестных авторов? И что можно сделать, чтобы это, наконец, закончилось?

Об этом наш корреспондент беседует с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова профессором Михаилом Михайловичем Голубковым.

И глаза у него добрые - хотя и профессор. Фото Яндекс.Картинки.
И глаза у него добрые - хотя и профессор. Фото Яндекс.Картинки.

- Михаил Михайлович, что происходит с русским языком? Я несколько дней собирала безграмотные «перлы», которые выдают журналисты на ТВ и в других СМИ для нашего канала. Им просто несть числа. В итоге сама почти перестала понимать, как говорить правильно. Почему вы, как филологи, не хотите сделать какие-нибудь курсы, давать рекомендации работникам СМИ? Ну, хоть что-то предпринять?

- Такие курсы есть. В любом университете сегодня преподаются курс «Русский язык и культура речи". Есть они и на всех факультетах МГУ, и туда посылаются очень хорошие преподаватели с кафедры русского языка нашего факультета. И нужно сдать по нему зачет или экзамен, а это совсем непросто.

С чем связано огромное количество неграмотных и полуграмотных суждений, в частности, на ТВ? Причин несколько. Сейчас практикуется спонтанная речь, что, конечно, хорошо. Такому подходу учат и на журфаках, но она требует высокого уровня образованности.

- Но я не говорю о спонтанной речи. Все ошибки были из новостей, репортажей, которые готовятся заранее. Понятно, что в жизни мы говорим проще и свободнее, там могут проскакивать ляпы.

- Все равно, на любом телеканале, да и в других СМИ, все делается по принципу скорей-скорей, проверять некогда. Нет больше института редакторов, которые все это правили. Это же лишние люди и лишние затраты.

Раньше говорить неправильно было просто неприлично. Неграмотная речь, если появлялась в СМИ, становилась предметом всеобщего осмеяния и осуждения. Могу привести такой пример. В советское время в одной газете, выпускавшейся на Севере, опубликовали заметку под заголовком «Самолет с яйцами». Речь шла о самолете, который доставил в область яйца. Так над автором заметки после этого потом долго смеялись.

А сейчас нет никакой требовательности – ни редакторской, ни со стороны общества.

- Что же с нами случилось, почему дела обстоят так печально? Почему язык стал впускать в себя все эти странные для русского уха англицизмы – тренды, кейсы, компетенции?

- Если говорить о заимствованиях из других языков, то это процесс естественный. Язык - система открытая, он не может существовать в законсервированном виде. Попытки законсервировать язык предпринимались много раз, например адмирал Шишков основал «Беседы любителей русского слова» и как раз предлагал избавиться от заимствований. Ему приписывается такая фраза: (на самом деле он ее не говорил, это пародия): «Хорошилище идет по пешнику на ристалище» А это всего лишь «Кавалер идет по тротуару на место состязания». Уже тогда было понятно, что невозможно административным путем запретить заимствования, в те времена – из французского.

Есть и противоположные примеры.

Помните, у Пушкина «Зима, крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь»? Это, используя заимствования, можно сказать так: «Зима, пейзанин экстазуя, ренувелирует шоссе»…

- Ужасно смешно! Значит, закрыть язык невозможно…

- Конечно. Вот, французское слово тротуар мы же не воспринимаем как иностранное? И многие другие слова тоже.

Со словами иногда происходят интересные метаморфозы. Например, немецкое слово парикмахерская – переводится дословно как мастер парика. Но в немецком языке нет нет слова парикмахерская, а есть слово фрезюр, пришедшее из французского языка. А в русском - немецкое слово парикмахер, парикмахерская. То есть немецкий язык его вытолкнул, обратившись к французскому заимствованию, а русский принял. Почему так произошло, мы не знаем.

В русском языке, как в любом другом, огромное количество заимствований, и они либо приживаются, либо нет. Мне абсолютно непонятно, зачем нам слово саммит, если можно сказать встреча? Или кейс – я, когда первый раз услышал, подумал, что у какого-то дипломата украли кейс, то есть портфель. Но слова приходят и какие-то приживаются, какие-то нет.

- Кто поступает на филфак сегодня? Студенты стали другими, чем 20 лет назад?

- Нельзя даже сравнивать студентов, которые учились у нас 20 лет назад, и учатся сейчас. Это несравнимо. И связано с резким падением школьного образования. Те удары, которые были нанесены школе, не прошли даром. Это и ЕГЭ, и натаскивание на самодельные критерии, и нередко малообразованные учителя. Все это привело к тому, что чтение перестало быть престижным занятием. Школа стала выпускать людей, с трудом пишущих. Для моего поколения написать сочинение на семь страниц было нормальным делом, а современный выпускник не может написать даже три страницы связного текста.

- Но ведь в школу вернули сочинение!

- Сочинение, которое пишут в 11 классе, только мешает.

Я об этом много писал, в частности, в «Литературной газете», - можете посмотреть. Или же в моей книге «Зачем нужна русская литература». Там тоже много страниц этому посвящено, не хотелось бы тут повторяться.

- Ребята, которые приходят к вам учиться, они читали «Войну и мир»?

- Возможно, что полностью далеко не все. Формат ЕГЭ по литературе совсем не требует глубокого изучения текста. Есть некоторые формализованные критерии, которым надо соответствовать, вот и все. Несколько эпизодов, которые надо знать для доказательства той или иной своей мысли. Вся надежда на то, что у культурного человека потом, по мере взросления и становления, возникнет потребность прочитать. Вообще есть книги, к которым можно вернуться позднее, и не один раз.

- Людям сегодня трудно выбрать, что читать. Такой огромный поток псевдолитературы, в котором нормальный человек просто тонет. Я веду телеграмм-канал про литературу https://t.me/literaturomania, и одна из его задач – как раз сориентировать человека, что прочитать. В том числе детям. Кстати, малыши сейчас много читают, потому что родители понимают, как это важно. Но что же с ними происходит потом?

- Класса до 7-го дети очень любят читать, а потом родители им говорят: все, хватит, идем к репетитору по математике, будешь на экономический поступать. Там деньги, а за литературу кто тебе заплатит? Да и в школе бывает, что над детьми, которые читают книги, смеются. Это не модно, не престижно. Есть дети, которые хотят читать, но рынок все расставил по местам и литературе там, увы, места нет. Другие тенденции сейчас. Возможно, лет через 10-20 нормальность детей уже не будет заключаться в чтении книг. Будет что-то другое.

- Почему же тогда в начале ХХ века был такой расцвет литературы? Серебряный век. А ведь тоже был рынок, капитализм.

- Потому что тогда была литературоцентричная культура, и не было гаджетов, кино. Визуальные виды искусств не были массово доступны. Гаджеты окончательно убили книги. Читать сложно, особенно если нет навыка: нужно складывать буквы, слова, получать из этого образы. А в мультфильме или компьютерной игре уже всё есть. Не надо думать, что-то представлять, напрягать мозги. Это просто.

А читать трудно! В самом деле, вы смотрите на страницу и видите всего лишь значки – буквы – из которых складываются слова, затем фразы, потом целый текст, а из него надо составить образы, понять характеры героев, мотивировки развития сюжета и т.д. Само появление смысла из букв на бумаге в сознании читателя – это сложнейший нейро-психологический процесс. У людей, привыкших читать, он происходит автоматически и не требует усилий, но этот процесс еще нужно довести до автоматизма.

Поэтому так важен сам опыт чтения.

- А, правда, зачем нужна русская литература? Может, и бог с ней, останется как литературный памятник, который будут читать единицы профессиональных филологов?

- Мы много говорим о национальной идее, о консолидации общества. Но чтобы объединиться, люди должны чувствовать что-то общее, ощущать свою принадлежность к тысячелетней истории нашего государства, понимать, в чем заключается историческая цель существования русской цивилизации. Все это и делает литература.

Без русской литературы мы станем обществом, не имеющим корней и основ. Это если совсем кратко. Литература формирует смысловую сферу, в которой накапливается национально-исторический опыт, и передает этот опыт из поколения в поколение.

- И пока мы движемся по пути утраты литературоцентризма, традиционно свойственного русской культуре. И никакого просвета.

- Совсем нет. Помните, что было написано на кольце царя Соломона? «Всё пройдет». А если перевернуть кольцо, там было написано «Пройдет и это». Так что и этот этап в жизни нашего общества пройдет. Есть и еще одна замечательная фраза академика Аверинцева, которую я всегда вспоминаю в таких случаях: «История много раз заканчивалась. Но ещё ни разу не закончилась».

Так что я в будущее смотрю с оптимизмом!

Ольга Михайлова, ведущая телеграмм канала Литературомания https://t.me/literaturomania. Подписывайтесь на мой канал – там много интересного о поэтах и писателях, а также о том, что читать детям, чтобы они выросли умными и образованными.