Найти тему
Крымская газета

Зарплата, хитрости пассажиров и рабочий день с 4 утра: будни водителя троллейбуса

Из крымского троллейбуса можно полюбоваться красотами ЮБК, горными пейзажами, подумать в нём о насущном. Но редко мы задаёмся вопросом, о чём размышляет в это время шофёр. О необычных пассажирах, нелепых стереотипах и радостях в работе рассказал водитель троллейбуса Павел Прошковский.

РАБОТАЕТ НЕСМОТРЯ НА «ЛАПКИ»

– Как начинается рабочий день водителя троллейбуса?

– Рабочий день делится на две смены и в среднем длится 7-8 часов. В дневную смену приходится очень рано вставать. Люди подходят к остановке, чтобы только отправиться на работу, а наш рабочий день уже в разгаре. Чтобы добраться до (троллейбусного. – Ред.) парка и выйти на маршрут в 4:00, встаём в 3:00. Начиная день, первым делом мы направляемся к диспетчеру, отмечаемся, показываем документы и идём к врачу за печатью о том, что мы здоровы: медработник оценивает наше состояние и измеряет давление. К концу смены мы возвращаемся к врачу, который нас «закрывает», ставя вторую печать.

– Расскажите о курьёзах или необычных историях, которые произошли с вами в дороге.

– Мне 51 год, и пошёл уже 21-й год работы водителем троллейбуса. Могу выпустить томик об интересных пассажирах.

Запомнилась женщина, которая доезжала до конечной, издавала звериный крик, после чего выходила. Сначала было страшно, потом привык. В последнее время она куда-то пропала.

У нашего троллейбусного парка есть талисман – это собака, которая приходит в парк к открытию вместе с водителями, катается с ними и в конце смены возвращается домой.

А недавно в салон вошла группа пьяных людей и начала разминаться перед походом в кара-оке. Я был в шоке в хорошем понимании этого слова, не прерывал их пение.

Летом забрал на остановке жениха и невесту при полном параде. Они сели в Марьине, оплатили проезд и вышли в ботаническом саду. При этом в транспорте было очень много людей, за нами ехал свадебный кортеж, но они почему-то решили проехаться в троллейбусе.

Иногда бронируют целые троллейбусы. Так, я возил выпускников в украшенном салоне по городу, отработал полсмены. А как-то клиент попросил перевезти очень много кошек. Конечно, я отказался, но было бы забавно, если бы пассажиры вошли, а половину салона занимают животные.

– Представители каких профессий встречались среди коллег?

– Бывший водитель трамвая из Евпатории, дальнобойщики, врачи, юристы и адвокаты... Я часто интересуюсь у коллег, что привело их в профессию, и всегда удивляюсь тому, как складываются судьбы.

ЛЮБОВЬ ВИТАЕТ В САЛОНЕ

– Много ли женщин среди ваших коллег?

– Даже очень! Например, одна из моих молодых коллег всю жизнь мечтала работать за рулём, но муж ей запрещал. Несмотря на наличие двоих детей, она решила развестись и всё-таки воплотить мечту в реальность. Говорит мне: «Теперь я на своём месте!» Я как-то пошутил: «Ты пришла куда надо, встретишь здесь своего мужа». На это она категорически ответила, что зареклась: никакой любви! В результате влюбилась в водителя автобуса.

– Есть ли место приметам и суевериям в вашей работе? Бывают ли счастливые смены?

– Не могу вспомнить какие-либо приметы. Живы-здоровы – и хорошо. Если говорить о счастливых сменах, то это работа в выходные дни. Тогда проще работать: легковых машин и пробок мало, благодаря чему мы ходим чётко по графику. Меньше и пассажиров. Часто с ностальгией вспоминаю январские каникулы… В это время ездить особенно комфортно!

– Сколько может зарабатывать водитель троллейбуса? Из чего складывается заработная плата?

– Её размер зависит от стажа водителя и количества рабочих часов. Если ты ночью работаешь, начисляется отдельная «копеечка». В среднем можно заработать от 85 тысяч рублей в месяц.

СВОБОДА МАНЁВРА

– Часто ли возникают конфликты с пассажирами и по каким причинам?

– Да... Даже на днях пассажир в нетрезвом виде начал буянить, а водитель легковой машины тем временем спровоцировал аварийную ситуацию. Поэтому водителям приходится учиться купировать любые конфликты на корню и более внимательно следить за тем, что происходит на дороге и в салоне. Иногда провода падают, а там 600 вольт! Ответственность на плечах водителя очень большая. Как-то между подвыпившим мужчиной и другим пассажиром словесная перепалка по поводу того, что не уступили место, перешла в драку. Отзывчивые пассажиры помогли мне вывести зачинщика ссоры из салона.

– Поддерживаете ли связь с другими водителями троллейбусов и автобусов? Подсказываете ли друг другу о пробках или об авариях?

– Такие чаты и сообщества у водителей есть, но я в них не участвую. О пробках и авариях сообщает диспетчер, который находится на конечной станции любого маршрута. Он же контролирует соблюдение нами графика.

– Какие стереотипы связаны с вашей профессией?

– Часты возмущения несоблюдением графика. Как правило, такое нарушение зависит не от водителя, а от ситуации на дороге. Сказывается и дефицит кадров.

– На какие хитрости идут пассажиры, чтобы не оплачивать проезд?

– Я стараюсь не запоминать эти хитрости. В последнюю поездку зашёл мальчик 7-8 лет вечером, говорит: «Дядечка, у меня нет денег. Довезёте?» Конечно, довёз. Не выгонять же! Часто у пассажиров карты не срабатывают. Но это не хитрость, а обстоятельства.

Диана МАСЛОВА