Декабрьский номер журнала русской культуры «Москва» за 2022 год затрагивает глубинные чувства, объединённые истинной верой и неиссякаемой надеждой.
Поэтическая подборка Владимира Скобцова под названием «Память» пронизана той болью, которую невозможно полностью высказать:
Все, что случается, – не вдруг,
судьба ли, кровь ли виновата,
сын на отца и брат на брата –
все возвращается на круг.
И ещё:
… но жить в России надо долго –
нас слишком долго убивали.
Молитвенное обращение к Богу дарует неиссякаемую надежду на лучшее:
Хлеб насущный даждь нам днесь,
сжалься, Господи, над нами...
Предостережение тем, кто идёт против родной страны, кратко, но ёмко:
а Россию обижать не надо –
бумеранг воротится назад.
Роман «Трое неизвестных» Михаила Попова отправляет читателя в Советскую Россию, в которой устраивают свою жизнь трое приятелей, познакомившихся на Всесоюзном совещании молодых писателей и поступивших в один Литинститут. Судьбы у этих парней, с одной стороны, переплетены общими интересами, но, с другой, разительно отличаются: «Знаете, ведь жизнь наша – это своего рода шагреневая кожа, это поначалу кажется, что все впереди. Вот с какого-то момента начинаешь замечать – стала убывать, убывать, и в конце концов всего-то и остается желать, чтобы вокруг было «чисто и светло». Миша Вартанов по молодости отбил возлюбленную у Леши Шардакова и, женившись на ней, в скором времени стал отцом и начал промышлять скупкой икон по деревням. Сережа Садофьев познакомился с дочерью авиаконструктора и в скором времени обязан был на ней жениться, хотя помышлял избежать этого всеми силами, но так и не смог. Леша Шардаков после предательства друга подрабатывал дворником, а в один из дней познакомился с уже немолодой женщиной Кларой прожил с ней недолгое время, пока она не умерла… Это описание судеб можно продолжать долго, но вывод напрашивается сам собой: каждый человек одновременно важен и неважен для других. Но «три подающих надежды сочинителя» так и не стали на момент окончания повествования известными писателями. Хотя «Продолжение следует»…
Поэзия Саши Ирбе под названием «Но хочется остаться…» насквозь пропитана душевными трансформациями в пространстве бытия:
Моя душа, рожденная цыганкой,
легка, бездомна, точно лист – чиста.
Или:
Твой корабль в облаках летает –
наш корабль по земле идет.
Лейтмотивом всему является отождествление поэтического творчества с душой:
…потому что стихи – это схоже
с пониманием слова «душа».
Рассказ Лидии Сычёвой «Перед исповедью» обнажает потаённые глубинные переживания паломника Павла, приехавшего в древний монастырь. Этот человек рассказывает труднику Ивану, старосте странноприимного дома, свою жизнь, обнажая все грехи, особенно нелюбовь к жене, повлёкшей смерть: «В глубине души я знал: все болезни от нелюбви. Потому что преступление мое – жизнь без любви и доведение человека до смерти через это – ужасно. Мучает меня чувство вины». Иван же, выслушав исповедальный рассказ, натолкнул собеседника на глубокомысленные размышления: «Пути неисповедимые... А я тебе так скажу: не веришь в прощение – не верь. Но и не усугубляй. Это тоже грех – лишку на себя наговаривать. А в Господа – верь. И молись. И все по твоему помыслу устроится. Господь наставит».