Найти тему
popscierusca

В Китае создали плазменное устройство-невидимку, которое позволит самолетам и ракетам исчезнуть с радаров врага

Согласно недавнему сообщению издания South China Morning Post (SCMP), китайские ученые и инженеры утверждают, что разработали плазменное стелс-устройство для военных самолетов, которое способно сделать практически любой самолет необнаруживаемым для радаров. В отличие от старых версий, которые создавали плазменное одеяло, покрывающее весь самолет, новая технология может нацеливаться на конкретные области, такие как купол радара или кабина пилота, чтобы заставить их исчезнуть с экранов радаров.

Технология называется «закрытым электронно-лучевым плазменным стелс-устройством», она может быть быстро активирована, чтобы обмануть операторов радаров. Стелс-технология - это концепция, направленная на снижение обнаруживаемости или радарного сечения (RCS) самолета с помощью ионизированного газа или плазмы.

Гиперзвуковые аппараты или оружие движутся невероятно быстро, в результате чего в воздухе перед ними образуется облако плазмы. Это облако поглощает или прерывает радиолокационные волны, эффективно скрывая объект от радиолокационных систем. Идея состоит в том, чтобы создать вокруг самолета слой плазмы, который будет поглощать или отклонять радиолокационные волны, делая самолет менее заметным для систем радиолокационного обнаружения. Хотя концепция плазменной стелс-технологии изучается и исследуется уже несколько десятилетий, практическая реализация и ее эффективность остаются предметом постоянных дебатов и исследований в оборонном сообществе. Среди проблем - потребность в энергии для поддержания плазмы, контроль ее плотности и распределения, а также обеспечение совместимости с общей конструкцией и функциональностью самолета.

В традиционных самолетах-невидимках, таких как F-22 Raptor или B-2 Spirit, для минимизации радиолокационного отражения используются материалы, поглощающие радиолокационные лучи, и специальная форма. Однако плазменная стелс-технология использует другой подход, применяя облако ионизированного газа для достижения аналогичных стелс-характеристик.

Ученый Тан Чанг, работающий над проектом, подчеркнул в опубликованной статье на SCMP, что новая технология обладает рядом преимуществ, таких как простая конструкция, регулируемый диапазон мощности и высокая плотность плазмы. Тан и его коллеги из Центра плазменных технологий Сианьского института аэрокосмического движения, предполагают, что это решение вскоре может быть применено на различных военных самолетах, чтобы удовлетворить растущие потребности Китая в передовом военном потенциале.

-2

Команда Тана испытала два типа плазменных стелс-устройств. Один из них покрывает радиоактивным изотопом участки, подверженные воздействию радаров, испуская лучи, которые ионизируют воздух и создают плотный плазменный слой, рассеивающий сигналы радаров. Другой использует высокочастотное электричество для ионизации газа снаружи самолета, формируя плазменную область. Оба метода на февраль 2024 года прошли летные испытания и доказали свою эффективность, сообщают китайские инженеры.

Команда Тана разработала устройство, использующее электронно-лучевой разряд для генерации больших областей ограниченной плазмы, - метод, впервые представленный широкой публике, говорится в сообщении SCMP. В отличие от других методов, таких как закрытые устройства радиочастотного плазменного разряда, этот подход отделяет плазму от генератора, что позволяет более гибко проектировать полости для различных конструкций самолетов. Команда отметила, что плазма, генерируемая электронными пучками, обладает лучшей регулируемостью, энергоэффективностью, меньшей потребляемой мощностью и малым весом, что делает ее пригодной для практического использования. Наземные испытания прототипов показали целесообразность их разработки.