Однажды талантливый скульптор по имени Пигмалион вырезал из слоновой кости скульптуру девушки. Надо сказать, работа удалась на славу, скульптор остался весьма доволен своим изделием. Более того, он в статую влюбился. Пигмалион часами просиживал возле любимой, заваливал статую цветами, дарил дорогие подарки. В ответ прекрасная скульптура молчала и смотрела в одну точку. По-моему, идеальная возлюбленная: все понимает, со всем согласна, претензий не предъявляет, да еще и собой хороша. Но Пигмалиону хотелось большего. И он затосковал. На помощь как всегда пришли всемогущие боги. Тронутая такой беззаветной любовью, богиня Афродита вдохнула в девушку из слоновой кости жизнь. И стала прекрасная скульптура женой Пигмалиона. Вот тут как раз и начинается самое интересное. Только история об этом умалчивает. Осталась ли прекрасная статуя такой же покорной и молчаливой, или превратилась в сварливую бабу, которая сковородкой гоняла Пигмалиона по кухне, жаловалась, что мало зарабатывает, отбирала заначки и строго следила, чтобы не пил слишком много вина? Пожалел ли Пигмалион о том, что оживил статую, или они жили долго и счастливо и умерли в один день? Ничего в мифе про это не сказано. Мы знаем только то, что она родила Пигмалиону троих детей. Кстати, имени прекрасной статуи в истории не осталось. Это исключительно благодаря Жану-Жаку Руссо мы называем ее Галатеей, это он придумал ей такое имя в своем бессмертном произведении «Пигмалион». Настоящая Галатея была нереидой, любила она вовсе не Пигмалиона, а прекрасного юношу Акида, а ее в свою очередь, любил циклоп Полифем… Впрочем, эта печальная история к нашей истории никакого отношения не имеет, поскольку нереида Галатея и скульптор Пигмалион знакомы не были.
В общем, оживив прекрасную статую, Афродита одарила ее не только жизнью, но и всеми вытекающими отсюда последствиями: старение, послеродовая полнота, дряхление, болезни, страдание, печали. А еще сделала ее смертной. Думала ли Пигмалион, что его любимая умрет? Вероятно, нет. Людям вообще не свойственно заглядывать вперед, «хочу здесь и сейчас» вполне естественное желание для человека. Но оживив статую, Пигмалион лишил ее бессмертия.
Коллеги по цеху учли ошибки незадачливого скульптора и пошли совершенно другим путем и сделали все наоборот: сварливых и не очень жен и подруг они воплощали в камне, отливали в металле, вырезали из дерева, даровав им таким образом бессмертие, а заодно и безмолвие.
А знаете кому возлагают моряки со всего света цветы? Ну конечно Русалочке. Так они хотят задобрить морскую деву, а заодно и ее отца, морского царя, дабы помогали им в море и не слишком лютовали. А то любят водные обитатели порезвиться: то бурую нагонят и корабли затопят, то распоясавшиеся водяные девы насмерть защекотят, или еще сирен привлекут, чтобы чудесным пением заманивали на скалы проходящие мимо корабли. В общем, с ними не забалуешь.
Стоит статуя Русалочки в порту Копенгагена на пристани Лангелиние и является символом этого города. Статуя установили 23 августа 1913 г. Заказал ее сын основателя пивоваренной компании «Карлсберг» бизнесмен и коллекционер Карл Якобсон. Однажды Карл пришел в Королевский театр Дании, где давали премьеру балета «Русалочки» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена на музыку Фини Хенрикеса, главную роль исполняла прима-балерина Эллен Прайс. Что именно потрясло Карла, трогательная история или прекрасная балерина, сказать трудно, но Карл решил обессмертить прекрасный образ водяной девы, лепить ее поручил датскому скульптору Эдварду Эриксену, а моделью должна была стать Эллен. Однако балерина категорически отказалась позировать нагой. Эллен происходила из аристократической и артистической семьи, ее родители были артистами балета, а мама приходилась внучкой известному государственному деятелю Йонасу Коллину. В общем, она была приличной девушкой, и ей совершенно не хотелось, чтобы весь Копенгаген глазел на ее обнаженное тело. Пришлось Эдварду Эриксону в качестве модели использовать собственную жену Элину. Однако голову он все же слепил с Эллин Прайс – все-таки заказ есть заказ, и Карл Якобсон хотел видеть в скульптуре Эллин, а не другую женщину. Таким образом получился очень симпатичный симбиоз из жены и балерины.
Кстати, Эллин была по-своему права, когда отказалась предоставить собственное тело на всеобщее обозрение, часто переходящее в поругание. Теперь каждый турист со всего мира так и норовит то за хвост ухватить, то пощекотать Русалочку, да ладно бы просто потрогать, в 1964 году ей отпилили голову, пришлось восстанавливать по гипсовым слепкам, то руку отпили, то краской облили, то паранджу надели. В общем, что хотят, то и делают с бедной Русалочкой, а она, между прочим, согласия своего не давала. Равно как и ее правообладатели.
Вот такая история. Кстати, в качестве вдохновляющего образа Эдвард Эриксон использовал статую Жанны Д‘Арк, созданную скульптором Анри Чапу (Henri Chapu). Кто позировал для прекрасной Жанны, неизвестно, однако стилистически статуя очень сильно похожа на Русалочку, только одетая, конечно.
История Камиллы Клодель и знаменитого скульптора Огюста Родена это история безумной любви. Безумной в прямом смысле слова. На заметку девушкам, которые мечтают стать музами известных деятелей культуры и искусства. Иногда это заканчивается печально. К моменту знакомства с Роденом Камилла уже была подающим надежды скульптором. Она работала в салоне очень известного скульптора Альфреда Буше на улице Нотр-Дам-де-Шан. Буше считал ее талантливой и перспективной ученицей. Абсолютно все критики сходятся во мнении, что Камилла была блестящим скульптором. Она создавала самобытные и очень интересные работы. Ее талант был признан только после смерти, сегодня ее работы хранятся в Музее Орсе и Музее Родена в Париже. Большинство своих работ Камилла уничтожила. Ее любовь к Родену не принесла ей ничего, кроме страданий. Познакомились они в 1883 году, Роден преподавал ей и ее друзьям скульптуру. Роден был восхищён Камиллой, вот как она сам описывал ее: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи». Девушка становится музой, моделью и возлюбленной Родена.
Он был на 24 года старше ее. Свои отношения они достаточно долго скрывали, однако когда все же их связь открылась, родители Камиллы категорически воспротивилась этим отношения, но повлиять на чувства дочери не могли. Узнала и Розе Бёре, женщина с которой Роден жил 20 лет и имел общего сына. Камилла надеялась, что Роден оставит Розу и узаконит с ней отношения. Но это не случилось.
Камилла ушла от Родена, поселилась в небольшом домике. Творческим постскриптумом этих отношений стала скульптура «Вальсирующие», созданная Камиллой в 1905 году.
Вскоре у нее начинают проявляться первые признаки психического заболевания. Она обвиняет Родена, что тот ворует ее идеи. Она буквально начинает страдать манией преследования, жалуется брату Полю Клоделю, что натурщики Родена пытаются ее убить, она абсолютно убеждена, что Роден, создавая скульптуры, опирается на созданные ею с небольшими дополнениями. Чем более знаменитым становится Роден, тем сильнее мучается Камилла.
Она живет в крайней бедности, практически в нищете. В ее доме невероятно грязно, она начинает уничтожать все свои работы, не выходит из дома. Друзья приносят ей еду и ставят под дверь. Единственный, кто ее поддерживает, это отец. Однако после его смерти не остается никого, кто бы мог защитить Камиллу. Брат и мать отправляют ее в психиатрическую лечебницу, где она проведет 30 лет и умрет. Известно, что врачи неоднократно предлагали семье забрать Камиллу, считая, что нет никаких причин держать ее там. Однако мать, которая никогда не навещала Камиллу, категорически отказывалась. Так же как и брат Поль. По одной из версий Поль был заинтересован в том, чтобы Камилла никогда не вышла из больницы, поскольку сам был не только поэтом, но художником, и боялся остаться в тени более талантливой сестры. Роден посылал деньги в больницу, предположительно пытался навещать Камиллу, но врачи попросили не делать этого, чтобы не волновать пациентку. Никогда больше его работы не будут такими чувственными и глубокими, как те, которые он лепил с Камиллы. Камилла пережила Родена на 26 лет. Это были 26 лет тишины и забвения.
В 2016 году между художественным агентством Pelham Europe, представляющим интересы королевской семьи государства Катар и американским арт-дилером Ларри Гагосяном возник юридический спор о праве собственности на скульптуру Пикассо «Бюст женщины». Гагосян купил «Бюст женщины» у наследницы Пикассо за 100 млн. долларов и продал Леону Блэку за неизвестную сумму. Однако в 2014 году бюст уже был продан Pelham Europe Майей Пикассо за 47 млн. долларов. В общем, разразился скандал за право владения бесценной скульптурой. В конце концов все споры были урегулированы, Блэйк получил скульптуру, а Pelham Europe некую сумму денег, которая осталась не раскрытой. На бюсте изображена любовница Пикассо Мария-Тереза Вальтер. Именно она послужила причиной ухода законной жены Пикассо Ольги Хохловой от художника. Перед нами голова женщины с огромным носом, изображающим половой член Пикассо. Лепил ли Пикассо Марию-Терезию с натуры или по памяти, сказать трудно. Как и увидеть с настоящей девушкой сходство. Американский художественный критик Блейк Гопник увидел в бюсте «проводника его (Пикассо) чрезмерной мужественности». Так это или иначе, но на сегодняшний день эта скульптура стоит целое состояние. Она гораздо, гораздо дороже «Вальсирующих» Камиллы Клодель.
Мария-Тереза Вальтер была художником, моделью, хореографом и любовницей Пикассо. Познакомились они предположительно между 1925 и 1928 гг. Их роман завязался, когда Пикассо еще жил с Ольгой Хохловой. Когда в 1935 году Ольга узнала о беременности Марии-Терезии, она оставила Пикассо. С тех пор Мария-Терезия стала музой и моделью. Но ненадолго. В 1935 году у Пикассо появилась новая возлюбленная фотограф Дора Маар. Между женщинами вспыхнуло соперничество, которое очень веселило Пикассо. В конечном итоге он не женился ни на той, ни на другой. А Дора Маар, тяжело переживавшая разрыв с Пикассо, случившийся через 9 лет, угодила в психиатрическую лечебницу. Мария-Терезия через 4 года после смерти Пикассо покончила жизнь самоубийством. Ей было 68 лет.
В национальной галерее искусства в Вашингтоне хранится скульптура маленькой балерины, сделанная из воска. Скульптура так и называется – «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». Ее автор Эдгар Дега. Он очень любил эту скульптуру, она до конца жизни стояла в его мастерской. Ему неоднократно предлагали отлить ее в бронзе, но он категорически отказывался. Уже после его смерти была сделана бронзовая копия, которая сейчас находится в музее Орсе. У восковой девочки настоящие волосы – парик был изготовлен изготовительницей париков мадам Кассет, настоящая пачка, которую художник покрыл воском, волосы завязаны настоящей атласной ленточкой. Только один раз восковая девочка была выставлена на шестой парижской выставке импрессионистов в 1881 году и вызвала бурю эмоций, от восхищения до неприятия.
Моделью для скульптуры послужила реальная 14-летняя балерина Мари Женевьева ван Гетем. Это была очень бедная девочка, ее отец работал портным, мать прачкой. Семья приехала из Бельгии. У Мари были еще две сестры, которые тоже учились балету. В Парижскую оперу в балетный класс мать поместила сестер не престижу ради, в те времена это был один из способов заработать деньги и выжить бедным девочкам. Их еще называли балетными крысами (petit rat). Каждый вечер эти девочки за кулисами ожидали состоятельных буржуа в надежде не просто лечь с ними в постель, но и получить путевку в жизнь. Дега был одним из них. Только его целью не были развлечения с малолетними танцовщицами, он вообще был сторонником безбрачия и женщин не любил, Дега подбирал там своих моделей, которые впоследствии оказывались на его полотнах. Мари и ее сестры были такими моделями.
Восковая Мари оказалась в жизни гораздо счастливее реальной. В 1879 году Мари и ее сестра оказались на улице и занялись проституцией. Далее их следы теряются. О Мари Женевьеве ван Гетем не осталось никаких записей в метрических книгах, нет свидетельства о смерти. Один из искусствоведов, изучавший творчество Дега, написал: «Маленькая танцовщица улетела. Ее смертные останки, скорее всего, лежат не в гробнице, а в братской могиле».
Скульптор Александр Стирлинг Колдер (11 января 1870 – 7 января 1945) один из самых известных американских скульпторов, представитель целой династии скульпторов, его отец и сын так же были скульпторами. Одними из самых известных работ Александр Стирлинг Колдер являются статуя Джорджа Вашингтона на арке на Вашингтон-сквер в Нью-Йорке, мемориальный фонтан Свона в Филадельфии, мемориал Шекспира в Филадельфии, мемориал Лейфа Эрикссона в Рейкьявике в Исландии. Это далеко не весь список. Александр Стирлинг Колдер оставил огромный след в культуре Америке, был не только скульптором, но и педагогом, неоднократным победителем различных конкурсов, соорганизатором Панамо-Тихоокеанская международная выставки, проходившей в Сан-Франциско в 1915 году в честь завершения строительства Панамского канала.
Любимой моделью Колдера была Одри Мари Мэнсон. Одри была не только моделью, но и актрисой театра и кино, выступала в мюзиклах на Бродвее, как модель пользовалась невероятным успехом, в прессе её называли Мисс Манхэттен, американской Венерой, выставочной девушкой. Она позировала самым модным художниками, фотографам и скульпторам своего времени. Именно Одри Колдер выбрал моделью для своих скульптур, украшавших Всемирную выставку. С нее он слепил свою знаменитую Деву-звезду. Всего было создано 94 скульптуры.
Одри Мари Мэнсон родилась в 1896 году в семье кондуктора трамвая и спекулянта Эдгара Мэнсона и Кэтрин К. "Китти" Махони, дочери ирландских эмигрантов. В раннем детстве переехала с матерью в Нью-Йорк, где зарабатывала торговлей на улицах. Позировать начала в 15 лет и так же рано стала невероятно популярной. Ее изображения есть даже на монетах в полдоллара и 10 центов, которые чеканились с 1916 года. До сих пор скульптуры с ее изображением можно увидеть в музее Метрополитен, Центре Помпиду, на Манхэттенском мосту. Президент Вильсон назвал ее «воплощении красоты американских женщин». Одри снялась в 4 немых фильмах, причем впервые в истории не порнографического американского кино в некоторых сценах абсолютно голой. Ее по праву называют первой супермоделью.
Ее карьера оборвалась так же внезапно, как и взлетела. В 1919 году у нее завязался роман с Уолтером Уилкинсоном, у которого она снимала квартиру. Для того, чтобы жениться на Одри, Уилкинсон убил жену Джулию. Однако убийство было раскрыто, и Уилкинсона приговорили к электрическому стулу. Одри подозревали в соучастии. Девушку оправдали. Одна с карьерой было покончено. Пуританское общество Америки начала ХХ века не желало больше знать Одри. Поначалу она пыталась сама снимать фильмы, но это принесло лишь разочарование. Потом было несколько попыток самоубийства, лечение от депрессии, диагноз шизофрения, в конечном итоге мать настояла на том, чтобы Одри поместили к клинику для душевно больных. Суд признал ее опасной для общества и изолировал навсегда. В государственной больнице Святого Лаврентия для душевнобольных в Огденсбурге Одри провела 65 лет. Когда она умерла, ей было 104 года. Ее мать, которая за счет Одри обеспечила себя финансово (именно она была фактическим импресарио Одри), ни разу не навестила ее в больнице. Один единственный раз ее навестил отец, но она его даже не узнала.