Найти тему
Радио 7 на семи холмах

Филипп Смирнов изучает генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

Филипп Смирнов цитирует один документ.

«В целях облегчения передвижения как транспорта, так и пешеходов приступить к выпрямлению и расширению существующих основных радиальных и кольцевых магистралей с доведением их ширины не менее чем до 30—40 м. Расширение улиц произвести за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов па улицах, а на некоторых улицах также и деревьев, насаженных вдоль улиц, сужающих проезжую ширину улиц и мешающих движению (например на Мещанской, Каляевской, Дорогомиловской, Тульской и др.). На всех пересечениях колец с радиальными магистралями произвести сломку торцовых зданий, закрывающих выходы бульваров, и образуемые площади архитектурно оформить. Развернуть в течение десятилетия работы по созданию трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов по следующим направлениям: Первое — от Измайловского парка до Ленинских гор на новую юго-западную территорию с образованием на Ленинских горах центрального городского парка и с использованием по этой трассе Б. Черкизовской ул., Преображенской, Стромынки, Русаковской, Краснопрудной, Каланчевской, Кировской, Театрального проезда, Охотного Ряда, Моховой, Волхонки, Остоженки, Чудовки, Хамовнического плаца, ул. Б. Кочек и Лужников. Второе — от Всехсвятского по Ленинградскому шоссе к заводу им. Сталина, с использованием по этой трассе — Ленинградского шоссе, ул. им. Горького, Кузнецкого Моста, Пушечной ул., Новой и Старой площади, улиц: Солянки, Яузской, Интернациональной, Радищевской, Б. Каменщиков, Крутицкого Вала, Симоновского Вала, Велозаводской ул. и Тюфелевого бульвара. Третье — от Останкинского парка через Марьину Рощу, Рождественку, Китай-город, Балчуг, Б. и М. Ордынки, Люсиновскую, Земляную, Б. Тульскую на Серпуховское шоссе».

Это – из генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. 8 параграф.

И сегодня, если взять бумажную карту города и длинную линейку, мы увидим то, что создатели этого плана имели в виду – Комсомольский проспект можно соединить с проспектом академика Сахарова, Ленинградку с Яузской, а Шереметьевскую улицу с бывшей Серпуховской трассой.

Да, конечно, на пути будет стоять старая Москва, так дорогие и любимые нами особняки и доходные дома. Но ведь сказка могла стать былью.

Коренное и планомерное переустройство города не случилось. Какие-то из положений плана были построены или реализованы, какие-то отложили из-за войны и экономических препятствий, а после забыли. Авторами этого манифеста переустройства называют архитекторов Владимира Николаевича Семенова (главный архитектор Москвы в 1932-34 годах) и Сергея Егоровича Чернышева (главный архитектор города в 1934-41 годах).

Оба этих архитектора начали свою практику до революции, строили в стиле модерн и эклектика. Например, Семенову принадлежит проект здания Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии в Успенском переулке, а Чернышев перестроил на Остоженке, 51 замечательный особняк Абрикосовых, а после, в 1924-26 годах – Институт марксизма-ленинизма на Тверской площади.

И откуда что берется?