«The French Lieutenant's Woman» (Великобритания, 1981, реж. Карел Рейш)
Викторианская Англия. Чарльз (Джереми Айронс), учёный-палеонтолог, прибывает в приморский городок, чтобы жениться на дочери коммерсанта. Его внимание привлекает удивительная история подвергнутой остракизму женщины Сары (Мерил Стрип), которая каждый день ожидает на берегу, кажется, навсегда оставившего её любовника. Впоследствии интерес к жизни таинственной незнакомки и её падению начинает овладевать всеми его мыслями…
Можно сказать, что «Женщина французского лейтенанта» рассказывает о силе чувства, вдохновляющего отринуть опостылевшие социальные нормы. Или о власти женщин над мужчинами. Или о женской эмансипации, весьма условной, ведь, если верить фильму, независимость некоторых женщин, их умение владеть собой и чувствами мужчин актуальны сейчас так же, как и двести лет назад.
Но, кажется, при анализе этой картины нужно обращать внимание на схематичность, сконструированность истории, её внутреннюю рифмовку. Всё-таки «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза – произведение постмодернистское. Это стилизация под викторианский роман, а не викторианский роман как таковой. Отсюда и приём «кино в кино», и параллельно развивающиеся сюжетные линии (Чарльза и Сары из XIX века и актёров, играющих их в экранизации).
Для меня этот фильм скорее о власти иллюзий, обмана. Сара, подобно актрисе, режиссирует свою жизнь, чтобы в финале выйти победительницей, тогда как герой в социальном смысле неизбежно деградирует. Обман в данном случае – это не только вымышленная драматичная история героини, в которую поверил и Чарльз, и весь городок; это и искусство актёрской игры, которая, будучи искусственной, может быть ещё и искусной, а, значит, заставляющей зрителя (а то и коллегу по съёмочной площадке) поверить в правдивость происходящего.
Это происходит и с Майком, играющим Чарльза в экранизации «Женщины французского лейтенанта», который влюбляется в свою экранную партнёршу. Его одержимость в стремлении добиться её любви рифмуется сюжетно с помешательством Чарльза, который не только открывает в себе чувства, о которых он не подозревал, но и заходит куда дальше в исследованиях социального дна, чем он, учёный-теоретик, специализирующийся на окаменелостях, мог предполагать.
По большому счёту, героиня манипулирует им, заставляет его пережить тот сценарий, что отчасти сама прожила, отчасти запрограммировала. Интересно, что Чарльз, становясь изгоем и персоной нон грата в светском обществе, ждёт у моря новостей о ней точно так же, как и она ждала информации об оставившем её лейтенанте.
Но этот фильм стоит посмотреть не только любителям постмодернизма в кино, историй о власти обмана, о сильных женских характерах, но и поклонникам мелодрам. Несмотря на то, что и роман, и фильм во многом постмодернистские, а, значит, «головные» и деконструирующие, Айронс и Стрип играют викторианские сегменты истории с полной искренностью и самоотдачей. Мощнейшая химия, которая до поры во времени скрыта во взглядах и касаниях рук, действительно заставляет следить за развитием любовной истории с неподдельным интересом. Магия кино! Неслучайно тот же Фаулз в заметках о создании фильма писал об «ужасающей скудности человеческого словаря» в сравнении с умением актёров передавать бесконечные оттенки чувств и эмоций.
7,5/10
Стоит ли смотреть: да