Действительно, если не разбираться в видах мотор-колес и наборах для электрификации, то переоборудование велосипеда становится страшной и невыполнимой задачей. Какой вид мотор-колеса выбрать? Приобрести переднее или заднее? Чем отличается редукторное мотор-колесо от прямого? И вообще, что нужно именно мне? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Начнем с того, что же такое мотор-колесо. Мотор-колесо – это велосипедное колесо, в центре которого на оси установлен электрический мотор. Именно они (мотор-колеса) устанавливаются вместо обычных: передних или задних.
Итак, первым делом начинающий изобретатель электровелосипеда задается вопросом: «Какое мотор-колесо мне нужно?». Видов всего два: редукторный и прямой. Если знать что каждое из себя представляет, то выбрать нужное получается не так уж и сложно. Самое главное – определиться с комфортной для Вас скоростью на будущем электровелосипеде. Чтобы Вы смогли зрительно быстрее запомнить эту информацию, представим ее в простых формулах. Если Вы хотите скорость:
меньше 35 км/ч = редукторное мотор-колесо
больше 35 км/ч = мотор-колесо с прямым мотором
Так просто? Так просто. Есть еще кареточный электромотор, но как говориться обо всем по порядку.
Редукторное мотор-колесо – колесо, внутри которого (невероятно, но факт!) установлен редуктор. Именно он снижает скорость и повышает крутящий момент в велосипедном колесе. За счет этого мотор получается медленнее, но тяговитее. Благодаря редукторному мотор-колесу обеспечивается свободный накат велосипеда, в момент когда электродвигатель отключен. Т.е. Вы получаете фактически бОльшую мощность мотора, при ее меньшей потребляемости.
Плюсы:
- компактность мотора;
- малый размер и легкий вес;
- высокий крутящий момент (мотор даже небольшой мощности обеспечивает высокую тягу в горку);
- легкий накат (колесо крутится легко, без сопротивления, как колесо обычного велосипеда).
Минусы:
- ограниченная скорость, в среднем до 30-35 км/ч.
Мотор-колесо с прямым приводом (или безредукторное) – колесо очень высокой мощности (до 5 кВт и более) предназначенное для высокой скорости. С таким мотор-колесом ваш электровелосипед смело может потягаться с электроскутером или даже (о Боже!) электромотоциклом. Прямые мотор-колеса хороши тем, что состоят только из ротора и статора, что обеспечивает их надежность.
Ввиду отсутствия редуктора у этих мотор-колес низкий КПД на низких скоростях. Это значит, что крутить педали будет тяжелее, при отключенном моторе, и передвигаться по холмистой местности или забраться в гору – тоже непросто.
Плюсы:
- высокая скорость;
- наличие моторов с высокой мощностью;
- надежность. Отсутствие трущихся деталей и простейшая конструкция.
Минусы:
- большой вес и размеры.
С определениями немного разобрались, идем дальше. Какое же теперь мотор-колесо выбрать: переднее или заднее? В чем их существенные различия?
Чаще всего предпочтение отдают заднему мотор-колесу и все потому, что переднее может просто-напросто увеличить износ вилки. Вилка обычного велосипеда не рассчитана на подобного рода нагрузки, которые ей устраивает переднее мотор-колесо, поэтому ее приходится оснащать дополнительными усилителями. При этом установить переднее мотор-колесо проще, чем заднее, ведь так Вам не придется возиться с цепью и звездочками. Нередко переднее мотор-колесо может пробуксовывать – это тоже далеко не всем нравится. Поэтому в этой нелегкой борьбе пальму первенства одерживает заднее мотор-колесо.
Но есть случаи, когда кроме как переднее мотор-колесо другое установить нельзя. Например, если Ваш велосипед сзади оснащен: ножным тормозом, планетарной втулкой, сложной трансмиссией – в конструкции которых нет желания вмешиваться.
С редукторными и мотор-колесами прямого привода, надеемся, Вы немного разобрались. Но у нас остался еще один вид электромоторов – кареточные. И о них нельзя не рассказать.
Кареточные электромоторы, в отличие от тех, что мы описали выше, являются более узконаправленными в своем применении и не так часто используются для переоборудования обычных велосипедов. Во-первых, эти электромоторы устанавливают в центре велосипеда. Во-вторых, кареточные моторы больше подходят для двухподвесных велосипедов предназначенных именно для езды по бездорожью. Это связано с их установкой в каретку велосипеда и передачей крутящего момента через цепь на заднее колесо. Таким образом, используя передачи, Вы самостоятельно влияете на величину этого крутящего момента, получая очень большую тягу или очень большую скорость.
Плюсы:
- широкий диапазон передач;
- расположение (мотор расположен в центре велосипеда и не встроен ни в одно из колес);
- возможность регулярного использования передач.
Минусы:
- износ трансмиссии, при работе электродвигателя;
Важно отметить, что на мощность электровелосипеда влияет не мотор, а контроллер – «мозг» всей системы. Но это уже совсем другая история и о ней мы расскажем в нашей следующей статье.