Найти в Дзене

«Любая некоммерческая организация должна стремиться к тому, чтобы прекратить своё существование»

Интервью с Натальей Соколовой, исполнительным директором Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» – Наталья, как вы пришли в инклюзивную сферу? – В общественных организациях я работаю с 2010 года. В 2014 году был создан Фонд, и с самого начала я была вовлечена в разные PR-проекты в качестве волонтера. Через три года я стала директором по пиару и фандрайзингу в Фонде. Интересно, что до этого я никогда не слышала и не сталкивалась со слепоглухими людьми. Это был мой первый опыт. Спустя некоторое время я возглавила Фонд, сменив первого президента Дмитрия Поликанова и исполнительного директора Татьяну Константинову. – Что значит быть исполнительным директором? – На самом деле работа Фонда отлажена настолько хорошо моими предшественниками, что мне важно поддерживать планку и стремится к еще более высоким результатам. Я слежу за всеми процессами, контролирую работу коллектива, калибрую вектор, по которому мы все двигаемся и развиваемся. Занимаюсь внутренним документооборотом, выступаю на ме

Интервью с Натальей Соколовой, исполнительным директором Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

– Наталья, как вы пришли в инклюзивную сферу?

– В общественных организациях я работаю с 2010 года. В 2014 году был создан Фонд, и с самого начала я была вовлечена в разные PR-проекты в качестве волонтера. Через три года я стала директором по пиару и фандрайзингу в Фонде. Интересно, что до этого я никогда не слышала и не сталкивалась со слепоглухими людьми. Это был мой первый опыт. Спустя некоторое время я возглавила Фонд, сменив первого президента Дмитрия Поликанова и исполнительного директора Татьяну Константинову.

– Что значит быть исполнительным директором?

– На самом деле работа Фонда отлажена настолько хорошо моими предшественниками, что мне важно поддерживать планку и стремится к еще более высоким результатам.

Я слежу за всеми процессами, контролирую работу коллектива, калибрую вектор, по которому мы все двигаемся и развиваемся. Занимаюсь внутренним документооборотом, выступаю на мероприятиях и рассказываю о Фонде. Даже учитывая всю работу с бумагами, я бы назвала свою работу творческой. Я люблю участвовать в разработке новых проектов, много уделяю времени PR.

Наталья Соколова на Петербургском международном экономическом форуме
Наталья Соколова на Петербургском международном экономическом форуме

Всегда с удовольствием общаюсь со слепоглухими подопечными на наших мероприятиях. Со многими из них я дружу.

– Как так получилось, что благотворительный Фонд основал инновационную компанию – Лабораторию «Сенсор-Тех»?

– Появление всех наших дочерних организаций связано с тем, что невозможно каждый раз корректировать устав Фонда, расширяя сферу деятельности и влияния. В процессе работы мы поняли, что есть необходимость разделить часть проектов между направлениями. Можно делегировать управление и сузить фокус работы. А еще нам было бы сложно фандрайзить, потому что бюджет был бы запредельный. Сейчас каждая дочерняя организация может привлекать собственных доноров и зарабатывать средства из других источников. Так постепенно у нас появляется созвездие «дочек», в том числе и Лаборатория «Сенсор-Тех».

Существует мнение, что благотворительные фонды, как правило, не занимаются технической или научной стороной решения проблем. Нам нужна была отдельная команда, которая будет разрабатывать инновации для людей с ОВЗ.

Нет предела совершенству, поэтому коллеги из Лаборатории занимаются не только разработками для слепоглухих людей, но и для слепых, и для глухих, и для людей с неврологическими заболеваниями и для пациентов с нарушениями речи.

– Как именно Фонд взаимодействует с Лабораторией?

– В России нет аналогов нашему Фонду в деле помощи слепоглухим людям. Вообще для нас лучше подходит объемное определение “foundation”, которого нет в русском языке. Все «дочки» частично финансируются через фонд, то есть мы собираем деньги с наших доноров и перераспределяем средства дальше в разные проекты, в зависимости от запросов дочек.

Что касается «Сенсор-Теха», то последние несколько лет самый амбициозный проект, который мы поддерживаем, – разработка линейки нейроимплантов ELVIS. Это проект будущего, благодаря которому слепые смогут видеть, а глухие слышать, и на эту работу уходит много сил и финансов.

Мы стараемся привлечь спонсоров, предпринимателей, потенциальных инвесторов, так как ELVIS вызывает восхищение и неподдельный интерес.

Нейроимплант для восстановления зрения ELVIS V
Нейроимплант для восстановления зрения ELVIS V

Также мы помогаем в разработке гаджетов (умный помощник «Робин» и устройство распознавания речи «Чарли»), которые востребованы по всей России и сейчас помогают многих людям с нарушенным слухом и зрением. Проводим совместные мероприятия, ведем работу с государственными органами с целью внедрения и продвижения наших проектов.

– Есть ли какая-то конечная цель у Фонда «Со-единение»?

– Когда речь заходит о глобальных целях, я считаю, что любой фонд, любая некоммерческая организация должны стремиться к тому, чтобы прекратить своё существование. Не просто фатально взять и закрыться, а закончить работу с точки зрения создания всех условий для своих подопечных. Неважно, на кого направлена поддержка, но фонды должны предоставить все условия для комфортной жизни, для возможности реализации собственного потенциала, решить или подготовить почву для решения тех или иных проблем, с которыми сталкиваются подопечные.

Мы стремимся к тому, чтобы когда-то всю эту историю завершить. На очень высокой ноте уйти, добившись хороших результатов. Наши коробочные решения передать государству или каким-то партнерским организациям.

– Как измеряется развитие Фонда?

– Фонду в этом году исполняется 10 лет. И за это время мы добились колоссальных результатов. Если говорим о работе с государством, то была сделана масса изменений в пользу наших подопечных – например, включение «Робина» и дисплея Брайля в Федеральный перечень ТСР, увеличение количества часов сопровождения для слепоглухих.

Год назад мы провели большое анкетирование среди подопечных. Мы спрашивали об изменении качества жизни благодаря проектам Фонда. Получили очень положительный результат, что, с одной стороны, позволяет считать нашу работу эффективной, а, с другой - расставлять приоритеты.

10 лет никто не мог и подумать о том, что мы будем разрабатывать нейроимпланты, тогда это была запредельная история. Мы вместе шагаем в будущее.

– Если человек хочет помочь Фонду, что он может сделать?

– Первый и самый простой путь – это подписаться на рекуррентные платежи. Даже 50 рублей в месяц в конечном итоге позволят поддерживать на плаву какие-то небольшие проекты. Любая сумма может помочь!

Другой способ – стать амбассадорами Фонда, рассказывать о нашей деятельности. Это поможет привлечь новых спонсоров. Вообще у нас каждый сможет найти что-то близкое к интересам: нравятся технологии – вот вам «Сенсор-Тех», если кому-то интересно узнать о слепоглухих с точки зрения научных методик – у нас есть «Ясенева Поляна», а если любите творчество – помогайте развивать театр «Инклюзион». Не обязательно быть известным блогером или выходить на крупные СМИ – просто рассказывайте о нас друзьям, знакомым. Сарафанное радио нам очень помогает в этом плане. Конечно, Фонду очень важно, чтобы даже в глубинках России знали, что слепоглухие могут обратиться к нам за помощью.

Всегда можно помочь в качестве интеллектуального волонтёра. Предложить свои услуги – например, юридические консультации, организации мастер-классов или лекций.

А если вы творческий человек, то можно прийти отфотографировать какой-нибудь мероприятие или сделать видеорепортаж. Большинство фондов нуждается в фотографах, потому что чаще всего стараются не тратить на это деньги, а визуальный контент тоже очень нужен для сайтов и социальных сетей.

Любой ваш вклад поможет работе Фонда и сделает жизнь подопечных немного комфортнее и интереснее.