Найти в Дзене
Алиса Танкистка

История испытаний американской САУ GMC T70 советской армией

Оглавление

Эта военная машина с броней и пушкой размером 76 миллиметров, которую прозвали “Адская кошка”, была самым известным видом американской военной техники в период Второй мировой. Благодаря мощной пушке и умению быстро двигаться, машина хорошо сражалась с танками врага. Говорят, в Советский Союз отправили пять таких машин, но подробной информации мало, потому что в отличие от остальных подобных машин, эти так и не закончили все испытания и не участвовали в боях. И в СССР прислали не готовые для массового производства модели, а пробные образцы под названием Пушка на Машинном Дворе T70. Их дальнейшая судьба пока что не известна.

Советский специалист нашел болтливого американца

Проект Пушка на Машинном Дворе T70 стартовал в январе 1943. Они хотели сделать лучше боевую машину для сражений с танками и поэтому усовершенствовали свои старые модели, T49 и T67. Первая пробная версия T70, которую они сделали в апреле 1943, сильно отличалась от предыдущей модели, T67. Инженеры убрали старую подвеску и установили новую, с торсионами. Вместо двух моторов Buick они использовали один авиамотор, Continental R-975-C1. Они переместили коробку передач с задней части машины на переднюю. Они также поменяли форму корпуса и башенки машины. В основном, осталась только общая идея и оружие из предыдущей модели.

Эти опытные модели танков отправились на тестирование в июле 1943 года. Тогда T70 не была еще включена в список танков, которые обсуждало советское командование. Это был секрет. Интересно, как в СССР узнали об этой машине.

В 1943 году делегация советских инженеров отправилась на завод компании General Motors. Они хотели узнать больше о новых танках. Американцы не были рады визиту и не поделились всеми подробностями. Однако, одному из советских инженеров, Сорвину, удалось узнать много интересного.

Рисунок «танк-истребитель Т-70» выполненный по воспоминаниям. (фото в открытом доступе)
Рисунок «танк-истребитель Т-70» выполненный по воспоминаниям. (фото в открытом доступе)

Когда советские инженеры осматривали американские танки, они случайно услышали разговор американских коллег о новом танке T-70, созданном для уничтожения других танков по заказу командования. Капитан Карлсон рассказал, что этот танк может быстро перемещаться и атаковать другие танки, а затем быстро скрыться. Сорвин не согласился, считая, что быстрое перемещение возможно только на ровной местности.

Акт приема самоходных установок, доставленных в город Молотовск, а также дополнительных принадлежностей к ним. (фото в открытом доступе)
Акт приема самоходных установок, доставленных в город Молотовск, а также дополнительных принадлежностей к ним. (фото в открытом доступе)

Американский майор Берг поделился некоторыми деталями о новом танке. Он рассказал, что корпус и башня этого танка были разработаны тем же человеком, который создал другой танк - GMC M10. Оба танка имеют схожие черты, так что можно предположить, что Берг был честен. Он также рассказал о технических характеристиках своего танка. Это не странно, потому что Берг участвовал в создании танка и отвечал за его ходовые качества.

Эта информация позволяет по-новому взглянуть на испытания американских танков Т-34 и КВ-1 в США. Оказывается, новая ходовая часть американского танка была создана на основе изучения этих советских моделей. За основу была взята ходовая часть Т-34, но с изменениями из ходовой части КВ-1. Берг внес свои коррективы в эту подвеску: увеличил диаметр торсионных валов на первой и последней паре опорных колес, расположил их под углом 2 градуса и установил на роликовые подшипники, добавил дополнительные элементы упругости. Благодаря этим изменениям движение танка значительно улучшилось.

«Танк-истребитель Т-70» на Научно-Испытательном Артиллерийском и Бронетанковом Полигоне (НИАБТ Полигон), весна 1944 года. (фото в открытом доступе)
«Танк-истребитель Т-70» на Научно-Испытательном Артиллерийском и Бронетанковом Полигоне (НИАБТ Полигон), весна 1944 года. (фото в открытом доступе)

Берг не просто так так много рассказывал о новом танке, который они разрабатывали. Вскоре стало ясно, почему он так делал. Они находились в процессе создания проекта GMC T70, и Берг надеялся, что советские специалисты поделятся с ним полезной информацией о ходовой части.

Это предположение подтвердилось: Берг сразу заинтересовался тем, что в состав советской команды входили инженеры-конструкторы танков. Не желая терять время, через 15 минут после осмотра тяжелых танков он предложил всем вместе поехать в Детройт, чтобы увидеть опытный образец нового танка. По пути Берг задавал множество вопросов о торсионной подвеске: как она устроена, какие материалы использовались при ее создании и т.д. На основании этих вопросов Сорвин сделал вывод, что у американцев возникли проблемы с торсионной подвеской.

Бортовые экраны, которые должны были защищать от грязи, на большей части самоходных машин быстро приходили в негодность. (фото в открытом доступе)
Бортовые экраны, которые должны были защищать от грязи, на большей части самоходных машин быстро приходили в негодность. (фото в открытом доступе)

Берг, пытаясь узнать необходимую информацию, рассказал больше, чем следовало. В результате этого разговора советские инженеры узнали о новых образцах средних танков – Medium Tank T20 и Medium Tank T23, которые находились на стадии разработки. Скорее всего, майор имел отношение к разработке модификации T20 – T20E3, оснащенной торсионной подвеской. Говоря о «танке-истребителе», советские специалисты видели его лишь мельком. Им удалось наблюдать его в действии во время испытаний. Им разрешили его осмотреть, однако представитель фирмы «Buick» запретил это делать, сославшись на секретность информации о танке. Тем не менее, Сорвин сумел добыть важные сведения и позже восстановил внешний вид засекреченного танка по памяти.

Легкая, но неудобная

Танкетка Gun Motor Garriage T70 не долго оставалась тайной. В июле 1943 армия США начала использовать эти транспортные средства. Разработка от компании Buick имела несколько недоработок, о чем свидетельствует статус “условно стандартная машина”. Под номером T70, эти машины в первый раз участвовали в сражениях. Только в марте 1944 этот номер был заменен на M18, а до тех пор уже выпущенные машины были отправлены на завод Buick для улучшения. Итак, введение этой самоходной машины было довольно сложным процессом.

Такое расположение боекомплекта было очень опасным, но значительно ускоряло процесс перезарядки. (фото в открытом доступе)
Такое расположение боекомплекта было очень опасным, но значительно ускоряло процесс перезарядки. (фото в открытом доступе)

Мы не знаем точной даты подписания договора о поставке американских танков. Скорее всего, это случилось в конце 1943 года. Нам известно только, что 12 января 1944 года из шотландского порта Лох-Эве отправился конвой JW-56A. На одном из кораблей, транспорте “SS Thorstein Veblen”, относящемся к типу судов “Либерти”, находились 11 танков М4А2 и запчасти к ним. Также на этом корабле были три танкетки T-70 и два комплекта запчастей к ним. 1 февраля 1944 года транспорт прибыл в Мурманск и доставил груз в СССР.

22 января 1944 года из порта Лох-Эве вышел еще один конвой - JW-56B. Он прибыл в порт Молотовск (сейчас Северодвинск) 3 февраля. Один из кораблей, “SS Albert C. Ritchie”, вез 12 танков M4A2 и две танкетки калибра 76 мм.

Внешний вид американской самоходной установки больше напоминал легкий танк. (фото в открытом доступе)
Внешний вид американской самоходной установки больше напоминал легкий танк. (фото в открытом доступе)

Один из образцов американской самоходной артиллерийской установки имел номер U.S.A. 40108549 и был отправлен на полигон для испытаний. Машина была изготовлена на заводе Buick в конце 1943 года, она была 446-й в серии. Она была оснащена 76-мм пушкой M1A1 производства завода Oldsmobile (также входит в концерн General Motors). В этом случае не было проблем с документами, в отличие от ситуации с GMC M10 – эта машина так и не прибыла. Большинство чертежей для технической документации были взяты специалистами Научно-испытательного бронетанкового полигона из американских источников. Это относится и к общему описанию машины.

Общая схема компонентов GMC T70. (фото в открытом доступе)
Общая схема компонентов GMC T70. (фото в открытом доступе)

Специалисты полигона внимательно изучили трансмиссию. Двигатель связан с коробкой передач, которая передает вращение через карданный вал на гидротрансформатор. Гидротрансформатор состоит из трех ступеней, затем вращение передается на планетарный механизм, затем на дифференциал и, наконец, на бортовые передачи. Все эти элементы объединены в одном блоке. Чтобы снять этот блок, спереди машины есть большой люк с болтами.

Схема работы трансмиссии американской самоходной артиллерийской установки. (фото в открытом доступе)
Схема работы трансмиссии американской самоходной артиллерийской установки. (фото в открытом доступе)

Если судить по тому, как машина выдерживала попадания снарядов, такой большой люк кажется странным решением. Однако, если знать цифры по толщине брони, эта странность исчезает. Самая толстая броня (51 мм) была на стволе орудия, на задней и передней частях башни (40 и 35 мм соответственно). Такое расположение брони на башне обусловлено тем, что она служит дополнительным грузом. Толщина брони на других поверхностях не превышает 12,7 мм. Это связано с тем, что для достижения высокой скорости и мощности двигателя в 23,5 лошадиных силы на тонну веса пришлось пойти на некоторые компромиссы.

Схема брони. Как можно видеть, брони здесь очень мало, пришлось пожертвовать ею ради подвижности. (фото в открытом доступе)
Схема брони. Как можно видеть, брони здесь очень мало, пришлось пожертвовать ею ради подвижности. (фото в открытом доступе)

На этот раз у испытателей была инструкция, в которой указано, как экипаж должен располагаться в машине. Они не допустили ошибок, как с GMC M10. Но в отличие от нее, экипажу пришлось работать сидя, из-за чего возникли проблемы. Особенно сложно было заряжающему, его сиденье не откидывалось и было слишком низко, что доставляло неудобства. Если он поднимался, чтобы взять снаряд, ему было тяжело это сделать. Из-за такой неудачной организации рабочего места скорострельность зависела не от скорости наводки орудия, а от скорости заряжания.

Расположение экипажа в боевом отсеке. У советских тестировщиков возникло много вопросов по этому поводу. (фото в открытом доступе)
Расположение экипажа в боевом отсеке. У советских тестировщиков возникло много вопросов по этому поводу. (фото в открытом доступе)

Место командира вызвало много вопросов. Он должен был стоять и обслуживать пулемет, в то время как заряжающий работал сидя. Это место было признано неудобным и опасным. Командир мог ориентироваться только с помощью зрения, и риск получения пули в голову был довольно высок. Единственным членом экипажа, который чувствовал себя комфортно, был наводчик. Его место не вызвало претензий у испытателей.

Схема обзора из GMC T70. (фото в открытом доступе)
Схема обзора из GMC T70. (фото в открытом доступе)

Обзорность и маневренность

Одной из проблем модели САУ была T70. Наводчик имел в своем распоряжении телескоп и перископ для обзора. Как упоминалось ранее, у командира не было других средств наблюдения, кроме своих глаз, и он находился сзади, что затрудняло ему просмотр местности перед машиной. Водитель и его помощник также испытывали трудности с обзором. Полный сектор обзора должен составлять 180-200 градусов, но перископы сдвинуты в сторону и их использование усложняется.

Скорость и расход топлива

Как и в случае с GMC M10, огневые испытания не были проведены из-за отсутствия боеприпасов для орудия этой САУ. После изучения конструкции машины, испытания на проходимость были проведены. По стандартной программе машина должна была пройти 1000 км. Фактически она прошла чуть больше - 1022 км. Из них: 172 км по булыжнику, 214 км по асфальту, 530 км по грунту и 132 км по снегу.

Эта машина не достигла заявленной скорости 55 миль/ч на испытаниях. В четырех заездах ее максимальная скорость составила 75,6 км/ч. Разгон с места до 70 км/ч занял 64 секунды, пройденное расстояние составило 700 м. Если скорость была выше 50 км/ч, машину заносило при торможении. Заносы прекращались при плавном торможении, но тормозной путь составлял 70-80 м до полной остановки. Средняя скорость движения составила 38,4 км/ч по булыжнику и 47,6 км/ч по асфальту. Максимальная скорость ограничивалась устойчивостью машины, что было особенно заметно на скользкой дороге - при скорости 60-70 км/ч начинался занос.

Расход топлива составил 203 л на 100 км. Использование двойного дифференциала увеличило радиус поворота до 12,3 м. С другой стороны, система подвески работала очень хорошо. Благодаря дополнительным пружинам (гидравлические амортизаторы и вертикальные рессоры) удалось достичь очень мягкого хода при движении по хорошим дорогам.

При движении по грунтовым дорогам произошло значительное увеличение потребления топлива. (фото в открытом доступе)
При движении по грунтовым дорогам произошло значительное увеличение потребления топлива. (фото в открытом доступе)

Когда машина начала движение по грунтовой дороге стало ясно что все не так идеально. Сорвин оказался прав когда говорил что эта САУ подходит только для ровной поверхности. На грунтовой дороге скорость машины упала до 23,8 км\ч, что значительно меньше чем может развить легкий танк M3L на такой же поверхности (29км\ч) или немецкий Pz Kpfw III Ausf H (25км\ч). Приходилось переключаться на вторую передачу так как на третьей машине не хватало мощности из за гидротрансформатора. Из за его особенностей машина была не способна передвигаться по грунтовой дороге с большими ямами и преодолевать бордюр высотой 0.75 метра. На грунтовых дорогах американский танк расходовал много топлива, для прохождения 100км пути ему требовалось 357л бензина и 11.3л масла. Также обнаружилось что гусеницы танка не достаточно хорошо сцепляются с поверхностью земли.

При движении по труднопроходимой местности легкая САУ расходовала столько топлива, сколько иной тяжелый танк не потреблял. (фото в открытом доступе)
При движении по труднопроходимой местности легкая САУ расходовала столько топлива, сколько иной тяжелый танк не потреблял. (фото в открытом доступе)

Танку-истребителю было трудно передвигаться по заснеженной территории. Гидротрансформатор не давал возможности переключиться на передачу выше первой. При попытках включить вторую передачу, гидротрансформатор буксовал и терял сцепку, поэтому скорость передвижения составляла всего 19,4 км\ч. Танк был не способен преодолеть сугробы выше полуметра, так как гидротрансформатору было не под силу справиться с такой задачей. Расход топлива в этой ситуации достигал невероятных показателей: на каждые 100 километров требовалось 708 литров бензина и 20,2 литра масла - больше чем у других тяжелых танков.

Такой большой расход топлива объясняется тем, что двигатель работал на постоянной скорости, соответствующей его максимальной мощности. Отношение передаточного числа автоматически подстраивалось под условия ландшафта с помощью гидротрансформатора, однако скорость двигателя не изменялась. В таких условиях, ручная коробка передач была бы лучшим решением.

Тесты на преодоление склонов. (фото в открытом доступе)
Тесты на преодоление склонов. (фото в открытом доступе)

Эта машина не развила заявленную скорость в 55 миль в час во время испытаний. Во время четырех заездов её максимальная скорость составила 75,6 км/ч. Она разогналась с места до 70 км/ч за 64 секунды и проехала при этом 700 метров. Если машина двигалась со скоростью выше 50 км/ч, то при торможении ее начинало заносить. Если тормозить плавно, то занос прекращался, но тормозной путь был от 70 до 80 метров, пока машина полностью не остановится. Средняя скорость машины по булыжникам составила 38,4 км/ч и по асфальту 47,6 км/ч. Максимальная скорость была ограничена устойчивостью машины, и это было особенно заметно на скользкой дороге: при скорости от 60 до 70 км начинался занос.

Тесты на движение по склонам. (фото в открытом доступе)
Тесты на движение по склонам. (фото в открытом доступе)

Спускаясь по склону, гусеницы не теряли сцепление при наклоне до 24 градусов - это был максимум. Когда танк двигался по заснеженному склону, его наклон также был ограничен. Он мог безопасно проехать только при наклоне в 18 градусов. При помощи рычагов можно было выровнять машину при наклоне от 18 до 22 градусов.

Самым большим испытанием для подвески было преодоление водной преграды. Оказалось, что САУ (самоходная артиллерийская установка) может форсировать броды глубиной до 1,55 метра. Если глубина больше этого значения, вода начинает проникать через решетку моторного отсека. Это был хороший показатель - например, немецкий танк Pz. Kpfw. III (Panzerkampfwagen III) не мог пересекать броды глубже 1,4 метра.

Самоходная артиллерийская установка форсирует водную преграду. (фото в открытом доступе)
Самоходная артиллерийская установка форсирует водную преграду. (фото в открытом доступе)

Заключительным этапом испытаний стала стрельба из пушки М1А1. Так как ее характеристики полностью совпадают с 76-миллиметровой пушкой М7 на самоходке М10, тесты на пробивную силу не проводились. Только проверялась точность стрельбы. Для сравнения использовалась советская самоходная установка СУ-76М. Итоги стрельбы показали, что у американского танка с телескопическим прицелом точность выше, чем у советского. При использовании же перископического прицела точность уменьшается вдвое.

Стрельба с кратковременных остановок показала высокую результативность: все 10 выстрелов были точными. Но при стрельбе в движении результаты оказались совсем другими. На дистанции от 1000 до 700 м, ни один из 8 выпущенных снарядов не достиг цели, также как и при втором заходе. В конце испытания была измерена скорость стрельбы из пушки. Средняя прицельная скорость стрельбы составила от 7,7 до 9,7 выстрелов в минуту, максимальная - 11,4 выстрела в минуту.

Как противотанковая самоходка, GMC T70 проявила себя неплохо в плане вооружения, но советские эксперты отвергли ее ходовую по следующим причинам:

  • Слабая броня, защищающая только от пуль и мелких осколков.
  • Большой расход топлива, значительно превышающий аналогичный показатель у других самоходок в тех же условиях.
  • Используется высококачественный бензин в качестве топлива, из-за чего машина становится уязвимой для огневого воздействия.
  • Плохая проходимость у самоходки.

Как уже говорилось, после модификации GMC T70 в GMC M18, старые модели были усовершенствованы. Вероятно, американцы столкнулись с похожими проблемами при их использовании. Однако небольшое обновление не могло значительно изменить характеристики танка, особенно в области его подвижности. Кроме того, тестирование американского танка T26E3 c гидротрансформатором показало аналогичные сложности. И его потребление топлива также было весьма велико.

Как можно видеть, с пробивной способностью у орудия GMC T70 всё было хорошо. (фото в открытом доступе)
Как можно видеть, с пробивной способностью у орудия GMC T70 всё было хорошо. (фото в открытом доступе)

Американская самоходная артиллерийская установка (САУ), которую подвергли критическому анализу, использовалась на испытательном полигоне в Кубинке. В ходе тестовых стрельб обстреливали боковые и фронтальные стороны немецкого танка Pz.Kpfw Tiger Ausf B. Выяснилось, что снаряд калибра 76 миллиметров M62 способен пробить броню этого танка с дистанции два километра. Основная идея была хорошей, но эти САУ эффективно могли использоваться только в местах, где хорошо развита дорожная инфраструктура и есть асфальтированные дороги. Для советско-германской линии фронта, где зачастую проходили сражения в полевых условиях, без наличия асфальта, эти боевые машины не годились.