Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

РУССКИЙ РОМАНС В РЕСТОРАНЕ

Друзья!

Я хочу пригласить вас на концерт русского романса в … ресторан!!

Непривычно?

Думаю, да!

Между тем, когда-то это было абсолютно в порядке вещей. Более того, некоторые исполнители чувствовали себя на ресторанной сцене более уверенно, знатоки утверждали, что «Божественную» Варю Панину, знаменитую московскую цыганскую примадонну, нужно было слушать именно в кабинетах знаменитого московского «Яра», потому что там она пела «как никогда».

Она пела в тот вечер много, очень много ... Прошло уже немало лет с тех пор, но предо мною все стоит так живо. Желтоватый свет тусклых огней, клубы дыма, стелющиеся в воздухе наверху под потолком, и все, кто тут были, все эти столь разные, столь непохожие друг на друга люди, раскинувшиеся или притаившиеся в истомных, жаждущих, внимательных позах, и ловившие звуки, каждый по-своему, сообразно строю души своей и воспоминаниям пережитого, но все со сладкой тоской, с жаждою страдания ... Она пела голосом почти грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями. Какие-то смутные образы рождались из ее песен и щемили душу. Грусть в ее песнях была бесконечная, безысходная... Что она пела? Не все ли равно?
Знаменитый ресторан "Яр". Москва. Летний зал. Фото начала ХХ века.
Знаменитый ресторан "Яр". Москва. Летний зал. Фото начала ХХ века.

Проходили месяцы, годы, а в памяти слышавших ее именно в «Яре», остались эти сильные ощущения, эти воспоминания от встречи с большим талантом.

Как-то раз в 1909 году в дни проведения Нижегородской ярмарки в ресторан зашел поужинать после спектакля находившийся здесь же в Нижнем на гастролях Леонид Витальевич Собинов. В зале было шумно, между столиками сновали официанты, слышался раскатистый мужской смех, стучали ножи и вилки, грохотали бутылки с шампанским. Играл оркестр, с эстрады звучала игривая песенка. Молодую, хорошенькую артистку проводили со сцены шумными аплодисментами. По заведенной здесь традиции вывесили афишу, объявляющую следующий номер. Фамилия «Плевицкая», обозначенная на афише, Леониду Витальевичу ни о чем не говорила.

Солист Большого театра Леонид Витальевич Собинов.
Солист Большого театра Леонид Витальевич Собинов.

Вдруг наступила какая-то странная тишина. Ножи и вилки были отложены, смех и разговоры смолкли, официанты замерли вдоль стен, боясь звякнуть посудой. Собинов удивленно обвел взглядом зал, отложил вилку и тоже приготовился слушать. На эстраду вышла стройная молодая женщина, черноглазая, с собранными вокруг головы густыми черными волосами. Публика ждала. Прозвучали первые вступительные аккорды рояля, и под сводами увеселительного заведения, минуту назад ходившего ходуном от топота ног развеселых гуляк, поплыла протяжная русская песня:

Тихо тощая лошадка по пути бредет,

Гроб, рогожею покрытый, на санях везет,

На санях в худой шубенке мужичек сидит,

Понукает он лошадку, на нее кричит.

Певица вкладывала в нехитрые слова всю душу, и поэтому сцена деревенских похорон трогала слушателей до слез. Она пела очень просто, как поют деревенские бабы, это было пронзительно, даже как-то обыденно и потому страшно.

Надежда Васильевна Плевицкая.
Надежда Васильевна Плевицкая.

Все полчаса, пока артистка была на сцене, посетители ресторана сидели, как в хорошем концертном зале. С эстрады она ушла под грохот восторженных аплодисментов, публика провожала ее стоя.

Леонид Витальевич был взволнован. Он прошел к артистке за кулисы, представился. «Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы - талант», - заявил он смущенной певице. Собинов чрезвычайно заинтересовался своим неожиданным открытием, подробно расспросил новую знакомую где и как она работает. Выяснилось, что здесь она ненадолго, до истечения срока контракта, работает там, где пригласят, поет народные песни, а ее муж - танцор, выступает вместе с ней, исполняет в программе русские плясовые. Великий русский певец предложил ей принять участие в большом благотворительном концерте, который он устраивал в городской опере. Ожидалось выступление многих российских звезд, солистов Императорских театров. Взяв с певицы слово, что после окончания работы в Нижнем она обязательно найдет его в Москве, Леонид Витальевич попрощался.

На другой день он вновь появился в ресторане Наумова, на этот раз с большим букетом чайных роз и подтвердил свое приглашение Плевицкой выступить на сцене городского оперного театра.

Нужно было видеть его радость, блеск его счастливых глаз, когда стало ясно, что на академической сцене в одной программе с звездами российской оперы ее ждал тот же успех, что и на ресторанных подмостках.

Так начиналась карьера легендарной певицы Надежды Васильевны Плевицкой, которая первая в российской истории запела русскую народную песню со сцен больших, престижных концертных залов.

Алла Николаевна Баянова.
Алла Николаевна Баянова.

А вот фрагмент воспоминаний Аллы Николаевны Баяновой:

Не знаю, кто его субсидировал деньгами, но в Париже он открыл этот роскошный ресторан, который так и назывался – Большой Московский Эрмитаж.
Александр Николаевич Вертинский выступал в конце программы.
Вертинский всех нас забавлял своими рассказами …
И вдруг он говорит:
Я предлагаю пари вам на полдюжины шампанского. Видите, какое настроение в зале – все возбужденные, разгоряченные, а вот я сейчас буду выступать и петь на русском языке, а в зале, кроме нас, русских нет. И вот я на своем русском их сейчас всех усыплю, а потом я же их разбужу …
Александр Николаевич Вертинский.
Александр Николаевич Вертинский.
Итак, притушили свет, и к роялю подошел Александр Николаевич. Александр Николаевич всегда пел только в сопровождении рояля, под оркестр он никогда не пел. Вот вышел он в своем великолепном фраке, обвел зал взглядом. Все притихли. У него руки были необыкновенные – поющие руки, об этом много говорили и писали …
Когда зал утих, Вертинский начал петь «В синем и далеком океане». Все сидели, затаив дыхание, онемевшие, зачарованные. А когда он эту фразу произносил – «тихо опускаются на дно» - он обе руки тихо до плеч поднимал, а потом также медленно опускал. Длинные, длинные пальцы, красивые, словно вырисованные Мастером белые руки. И мы, околдованные, видели эти корабли, которые опускались на дно …!»
Сейчас я думаю, что Александр Николаевич обладал каким-то поистине волшебным даром воздействия на людей, у него был сильнейший заряд магнетизма. Люди сидели и слушали, открыв рты. А потом тишина и последние слова – «Где-то возле Огненной Земли ...» - и он делает жест своей божественной рукой, показывая куда-то далеко-далеко … Потом рука опускается и падает … Все. Мертвая тишина. Я думала, что задохнусь от волнения.
И тишину вдруг как изнутри взорвало: «Браво! Браво!» Вертинский смотрит на нас и подмигивает: мол, ну? Как насчет пари? Разбудил, ну, ставьте шампанское!

Оказывается, сильные ощущения и глубокие впечатления возможны не толь в престижных больших концертных залах!!

Юрий Спиридонович Морфесси. Эмиграция. 1922 год.
Юрий Спиридонович Морфесси. Эмиграция. 1922 год.

Мастером ресторанного жанра был и Юрий Спиридонович Морфесси. После выступления в программе ему, бывало, приходилось спасаться от поклонниц через черный ход. Грек по происхождению, смуглый, черноволосый, он выходил на сцену в сапогах и поддевке в период повального увлечения цыганским искусством, стараясь походить на цыгана.

Ольга Хмелевская.
Ольга Хмелевская.

Певица Ольга ХМЕЛЕВСКАЯ – актриса музыкального театра и кино. Она создала ряд запоминающихся образов на сцене театров страны. Это – Элиза Дулитл в оперетте «Моя прекрасная леди», Сильва в оперетте Кальмана.

-9

На концертной эстраде ее стихия – романсы «Серебряного века». Поэзия М. Цветаевой, А. Ахматовой, мелодии на эти стихи, песни и романсы из популярных кинофильмов нашли в ее лице талантливого и волнующего исполнителя.

Ее концертмейстер Дмитрий МАЛЬЦЕВ не только пианист-виртуоз, но и поэт, композитор и исполнитель в одном лице. Его авторские песни и романсы по-настоящему трогают и восхищают, ибо только автор действительно знает, что заложено изначально в каждом его сочинении, и как это действенно воплотить со сцены.

Пианист-виртуоз, поэт, композитор, исполнитель Дмитрий Мальцев. Слева - Ольга Хмелевская.
Пианист-виртуоз, поэт, композитор, исполнитель Дмитрий Мальцев. Слева - Ольга Хмелевская.

Итак, друзья, я хочу пригласить вас на концерт русского романса в … ресторан!!

Интерьер популярного московского ресторана "Петрович".
Интерьер популярного московского ресторана "Петрович".

Итак, друзья, встречаемся в "Петровиче" 25 февраля в 18.00.

Веду концерт я, ваш покорный слуга, Надир Ширинский, автор этого блога.

Старинный романс из кинофильма "Дни Турбиных". ("Белой акации гроздья душистые").

Поет Ольга ХМЕЛЕВСКАЯ