Найти тему
Планета людей

Мешает ли Россия Западу. Ответ идеологический

Оглавление

В прошлый раз мы поговорили о том, что Россия мешает Западу зарабатывать много денег и обеспечивать себе хорошую жизнь. И поэтому с экономической точки зрения Запад мечтает, чтобы России не было в ее нынешнем виде.

Но уже в экономической части проскакивали некоторые моменты идейные. И сегодня мы говорим, почему Запад ненавидит нашу страну по идейным соображениям.

Система "свой-чужой"

Биологически мы приспособлены к тому, что внешне похожие на нас - друзья, а непохожие - враги. Мы улыбаемся при виде котика и содрогаемся при виде сороконожки. Хотя котик для нас куда опаснее во многих отношениях.

Хотите погладить? Фото из интернета
Хотите погладить? Фото из интернета

Поэтому нам тяжело общаться с людьми других рас. Понятно, что воспитанием нам прививают некую терпимость, но по умолчанию большинству людей проблематичнее общаться с человеком другой расы, другой национальности, другого пола и всё такое.

И когда человек начинает вести себя непривычно, это вызывает диссонанс. Ну то есть, смотрите, вроде человек. Две руки, две ноги, голова. Одет как обычный россиянин. И вдруг он увольняется с работы и уходит в монастырь. Буддийский. В Таиланде. На десять лет. Это вот сейчас что такое произошло? Мы не понимаем, это звучит дико. Эпатажно. Выбивается из картины мира и выглядит откровенной неадекватностью! Вот спорим, большинство родителей не хотели бы, чтобы их ребенок в 19 лет так собрался и исчез? Это чуждо. Так быть не должно.

Цивилизационный подход

Историки и социологи сегодня сходятся в том, что народы проходят исторические этапы не совсем одинаково. Ну вот, к примеру, у античных греков были рабы, у викингов были рабы и у монголов были рабы. Но это было очень разное рабство.

Из-за разности исторических событий у разных народов формируется очень разный склад. Испанцы потеряли из-за нашествия арабов свою страну и потом ее долго отвоевывали, причем для этого пришлось прибегать к религиозной тематике - и это сработало, под знаком борьбы за веру вся Европа помогала выбить мавров с Пиренейского полуострова, а потом католическая церковь помогла вычистить иноагентов и укрепить испанское государство. Поэтому у испанцев воспиталась нелюбовь к разным иноверцам, арабам и неграм, серьезное отношение к религии. А русичи видели арабских купцов, зарабатывали на них, порой грабили. А еще сталкивались с татарами, башкирами, хазарами, данами и свеями, китайцами и евреями - и в итоге сформировалась определенная терпимость к другим народам и религиям.

Поэтому мы сегодня смотрим на то, как испанская инквизиция гнобила еретиков, и поражаемся их жестокости. А испанцы смотря на нашу мешанину культур и поражаются, как это вообще возможно, спокойно допускать исламизм в своей стране. Аналогично китайцы с их историей в тысячи лет смотрят на потуги американцев устроить им торговую войну и хихикают. Потому что торговые войны им объявляли еще Македонский и Цезарь. Где те Македония и Римская империя? Эти варвары вечно что-то мутят против вечной Поднебесной. А американцы, эта молодая напористая нация, уверены, что китайцы на их давление будут прогибаться. И не понимают, почему их торговая война не работает.

Западный проект VS Россия

Чем страннее идея, тем больше внутреннего протеста она вызывает.

И идея Запада - это идея личного биологического приоритета. Человек, который воспринимается как потребитель. Все люди конкурируют друг с другом за ресурсы, которые можно потребить. Надо быть эффективным, чтобы победить в этой войне всех против всех. Собственность свята - и неважно, что у тебя в собственности. Дом, машина, работа, собака, жена, дети - это твое! Нельзя это отдать никому. Если что-то мешает в гонке, надо это отбросить. Да, понятно, что государство должно существовать как некая страхующая от кризисов сила, но если оно начинает мешать чрезмерно, можно и нужно сместить власть. А лучше сделать власти, которые автоматически меняются с определенной частотой и не успевают серьезно напрячь граждан. Послушные власти. В крайнем случае, можно отколоться от мешающей власти.

В этой картине мира этика вредна. Если какой-то ресурс нужен бизнесу, то надо его получить? Нельзя получить по закону, потому что он находится в историческом месте, принадлежит другой фирме или другой стране? Значит, надо дать денег специалисту, чтобы он изменил закон. Или чтобы против той страны устроили войну. Или еще что-то.

Они <американцы> так и говорят "наша нефть". Арабы сидят на нашей нефти
Ф. Писперс

Именно поэтому западные СМИ кричат про "ах-ах, Путин недемократично уже правит страной 20 лет". В рамках их картины мира это абсолютный непорядок. Это как если бы к вам в квартиру или дом вошла бы какая-то бабушка чужая. Напоить ее чаем - это гостеприимно, но она осталась у вас жить на 20 лет, и вы ее не выгоняете? Как? Почему?

А наша идеология - она принципиально другая. И прежде всего, она рассчитана на общество и его приоритетность перед личным. У нас слово "эгоист" - это ругательство. У нас можно жить хорошо - но некрасиво жить сильно лучше других. Можно похвастаться крутой обновкой - но если ты похвастаешься новым Bugatti, то все с кислыми минами покивают, а потом пойдут обсуждать зажравшегося мажора. У нас важны человеческие качества, позволяющие создать хорошую атмосферу в обществе, а не богатство. Поэтому наши люди могли дружно жить в коммуналке и радовались переселению в тесные хрущевки.

У нас чуть не до конца ХХ века свадьбу отмечали всей родней, особенно в деревнях! Фото из интернетов
У нас чуть не до конца ХХ века свадьбу отмечали всей родней, особенно в деревнях! Фото из интернетов

При этом наша идеология всегда строилась на "счастье для всех". И эта идея фактически уничтожала конкуренцию. Как конкурировать с соседом за освещение для всей улицы? Как конкурировать с коллегой за общее повышение зарплат на фирме? Только сотрудничество! Конкурировать можно с природой, но это не то, природу мы совместно точно побеждаем. Мы, конечно, присоединяли территории - но не конкурировали с местными жителями при этом. Присоединив Казань, Иван Грозный не стал сгонять татар в резервацию на остров, чтобы завладеть их богатствами, нет - он начал встраивать татар в российскую систему, чтобы у нас потом появились Гоголь и Тургенев, Нахимов и Менделеев, Зарипов и Дасаев.

Представляете американцев, которые захватили земли делаваров и апачей и начали выстраивать систему, как можно так обучить индейцев и организовать систему, чтобы самым известным ученым стал Генри Быстрый Глаз, а самым известным полководцем - Виннету Верная Рука? Ха!

Одно из самых интересных зрелищ современного хоккея! Команчи против апачей... пардон, нет, так не бывает. Это в России Башкирия с Татарией соревнуются!
Одно из самых интересных зрелищ современного хоккея! Команчи против апачей... пардон, нет, так не бывает. Это в России Башкирия с Татарией соревнуются!
Русские варваpы вpывались в кишлaки, аyлы, cтойбищa, оcтaвляя после себя гоpoда, библиoтеки, yниверситeты и теaтpы
М. Задорнов

Но в итоге наша идеология предполагает честное всеобщее развитие. Мы не обмениваем бусики на золото туземцев. Мы честно торгуем, откликаемся на чужие беды. Мы готовы жить в мире со всеми. А если с нами воюют, то мы вспоминаем про приоритет общественного. И враг сталкивается с огромным народом, который готов остервенело биться с врагом, не щадя своей жизни. Но при этом, победив врага мы не порабощаем его, а смещаем мерзкое правительство на более соответствующее нашей идеологии. И отпускаем в свободное плавание.

Причем русским не припишешь "отрыв от естественного" - мы как раз подчеркиваем приоритет естественного, любовь к природе.

Фото с foto-ram.ru
Фото с foto-ram.ru

При этом существование на стыке Европы и Азии привело к естественной мультикультурности. У нас в городах одновременно тусили северяне-свеи, смуглые арабы, желтокожие степняки, кучерявые греки. В Киеве уже в IX веке стояли параллельно идолы славян, христианская церковь, синагога и мечеть, а князь Киевский вдумчиво решал, какая религия для русичей больше подходит (а не просто следовал единственной пришедшей, как франки или арабы).

Чем же это плохо?

А плохо конкурентностью.

Условный Катар обладает своими ресурсами. И Запад, которому нужно наложить лапу на все ресурсы мира, пытается отжать у Катара эти ресурсы.

И если бы альтернативы не было, то бедный маленький Катар вынужденно пошел бы на сотрудничество на условиях Запада. Или его бы заставили. Потому что Катар не в состоянии конкурировать с США, Германией или Францией даже по отдельности, не говоря уже об общей конкуренции с глобальным Западом.

Потому что Катар - это вот такая маленькая страна. Карта с интернетов
Потому что Катар - это вот такая маленькая страна. Карта с интернетов

Но Россия дает альтернативу. Потому что если власти Катара придут к русским и скажут волшебные слова "давайте сотрудничать", то они получат, скорее всего, куда больше, чем дадут. И уж точно больше, чем получили бы от Запада. И потратить на это надо будет меньше. Потому что Россия не жадная, не конкурирующая, а стремящаяся помочь партнеру. Для России это естественное следствие.

А для Запада это такой элемент конкурентной борьбы, когда Катар вдруг получает неоправданное преимущество перед США или Германией. Потому что в их "честную" борьбу вдруг вмешивается третья нерыночная сила, которая готова предоставить Катару другие условия. И эта сила не ставит целью мегаэффективность с точки зрения персонального эффекта и готова помогать едва не в убыток себе. В экономике это называется "демпинг".

И эта сила не имеет строгих геополитических предпочтений. Она не относит себя персонально к Западу или строго к Востоку. Она готова работать с абсолютно любой силой мира, от американских республиканцев до афганских талибов, от малийских властей до бирманских военных. Лишь бы режим не был нацистским и был готов к симметричному сотрудничеству.

С конкурентной точки зрения такая сила незаконна и не должна существовать.

Персонально Россия

Когда мы говорили про экономику, то там была такая идея - Западу невыгодны любые конкуренты. Любая самостоятельная страна, не дающая качать ресурсы и пытающаяся продавать свои товары - потенциальный противник.

Но в плане идеологии все несколько страшнее. Потому что Китай - это, конечно, конкурент. Но с точки зрения идеологии Китай прекрасно вписывается в идею Запада. Они считают себя самыми крутыми и делают все, что полезно для самой великой страны в мире - для Китая. Ну то есть конкурент с высоким самомнением, с которым вполне можно иметь дело. Или арабы, контролирующие ОПЕК, - это неприятный конкурент, но, опять же, примерно понятно, как с этим работать, как можно в этих условиях зарабатывать. Их идеологические заморочки есть, но это можно легко списать на какие-то аналоги конкуренции - ну вот как Маск, у которого есть свои персональные закидоны "запустить теслу в космос", но он в целом действует в рамках понятной системы.

Си Цзиньпин хитро улыбается. Фото из интернетов
Си Цзиньпин хитро улыбается. Фото из интернетов

И только одна страна в мире никак не вписывается в это понимание. Потому что она не попадает в логику конкуренции. Она не заботится о персональной максимизации результата (на деле заботится, но это какой-то непросчитываемый в цифрах результат, и оттого ситуация выглядит неадекватной). Она не идет на сговор, потому что для нее ваши доводы - мерзкие.

А самое страшное, что это неубиваемый конкурент. Вы ничего не можете с ним сделать. Никак. Потому что вся таблица Менделеева, пахотные поля в 7 Германий, возможность замкнуть экономику на сколь угодно долгое время и всё такое. Потому что самое передовое вооружение, навыки перекидывания заводов с Украины за Урал и готовность всех от детей до стариков при необходимости встать на оборону Родины даже в условиях массовой антивластной пропаганды.

Поэтому с идейной точки зрения Россия - единственная сила, мешающая торжеству конкурентной системы. Единственный фактор, мешающий Западу в формально честной манере победить в конкурентной борьбе и обеспечить окончательное процветание.

Внутренняя конкуренция

Страшнее всего то, что идеи неконкурентного общества проникают на Запад. И становятся на Западе популярными. И в итоге часть электората начинает негативно относиться к конкуренции и проникается стремлением дружить с Катаром, а не зарабатывать на нем. И политики начинают чувствовать появление новой внутренней политической силы, с которой приходится дополнительно конкурировать.

Флаг компартии Объединенной социалистической... пардон Соединенных Штатов на Вики
Флаг компартии Объединенной социалистической... пардон Соединенных Штатов на Вики

Пожалуй, самое страшное в этой силе - она не создается сознательными усилиями России. Мы не финансируем, как США, тысячи фондов разноса демократии и общественные движения ЛГБТ. Всё происходит по завету дедушки Ильича, который еще в 1917 году предсказывал: если построить клевое общество в одной отдельно взятой стране, то всем остальным это так понравится, что они сами надавят на свои правительства с лозунгом "хотим такое же у себя". Россия создает политическую конкуренцию внутри стран Запада одним своим существованием, не вкладывая в это дело ни копейки. Представляете, как это бесит?

---

И вот на стыке экономики и идеологии рождается простой факт - Россия крайне мешает Западу на государственном уровне. Этот конфликт - не злая воля масонов или олигархов, он не вчера появился. Наше противостояние не связано с коммунизмом, Путиным или Украиной. Оно с XIX века было неизбежным просто в силу социально-экономического развития мира. И мы видим это противостояние при царях, Временном правительстве, советском строе, в демократии 90-х и сегодня.

Мы для них чужды, мы вызываем то же ощущение, что и сороконожка. Мерзость какая!

При этом противостояние - одностороннее, России Запад сам по себе не мешает, мы можем успешно сотрудничать. Но до тех пор, пока Россия не превратится в Папуа-Новую Гвинею по степени экономического развития, культуре, национальному самосознанию и желательно еще в размерах, мы будем мешать современному Западу.