Попробуйте закрыть глаза и представить, где у вас находится левый мизинец, правый локоть, макушка головы?
Получается? Наверное, да, раз вы читаете эту статью. Ведь умение читать - это сложный навык, в основе которого лежит много разных "кирпичиков", один из которых - пространственные представления. А схема тела - это, в свою очередь, фундамент, без которого полноценное формирование пространственных представлений невозможно!
Поэтому нам так важно заложить у ребёнка правильные и своевременные представления о "собственном пространстве".
Для чего это нужно?
Если какие-то этапы формирования пространственных представлений окажутся пройденными не достаточно, в школе могут возникать самые разные ошибки и проблемы:
- Поведение. Сложно двигаться в определенном направлении по требованию учителя, неправильное расположение на парте учебных принадлежностей.
- Чтение. Маленькое поле зрения, сложно различать буквы, похожие по написанию.
- Письмо. Зеркальные ошибки, трудно написать букву, не вылезая за пределы строчки, сложно переписать в тетрадь с доски.
- Математика. Глазомерные ошибки, отождествление некоторых цифр.
- Рисование. Неумение правильно расположить рисунок на пространстве листа (например, очень мелко в углу), несоблюдение пропорций предметов.
- Физкультура. Неправильные перестроения из-за того, что ребенок плохо ориентируется в сторонах пространства и своего тела.
Хотелось бы подробнее остановиться на поведении...
Ребёнок, который плохо чувствует свое тело и не может мысленно представить, где у него рука, а где нога, испытывает дискомфорт. Нам нужно чувствовать своё тело в каждый момент времени, чтобы просто понимать, что мы живы! Плохо сформированные представления о схеме тела - одна из причин гиперактивного поведения, когда ребёнок не может долго находиться на месте спокойно. Постоянное движение и излишняя активность - это его способ почувствовать свое тело, убедиться в своём существовании.
Как можно поиграть?
Все игры по активизации представлений о схеме тела я бы разделила на два типа: телесные и когнитивные (умственные).
Телесные игры.
1. В первую очередь, это те самые песенки и потешки с тактильным взаимодействием, которые мы все знаем с детства:
- "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила..." (пальчики).
- "Ладушки, ладушки, где были? У бабушки..." (ладошки).
2. Всевозможные раскачивания и верчения ребёнка в разных плоскостях, подбрасывания, которые развивают вестибулярный аппарат и глубокую чувствительность мышц.
- "Идёт коза рогатая..." Взрослый с улыбкой "нападает" на ребёнка, а заканчивается все, как правило, тесным телесный контактом.
- "Самолётик". Игра, в которую любят играть с малышом папы и дедушки, поднимая его высоко на руках и давая "полетать".
- "По дорожке гладкой, гладкой..." Взрослый сажает ребёнка на колени, обнимает, потряхивает и обжимает в такт потешкам:
- "Вот как едут офицеры..." Ребенок снова на коленях у взрослого. Раскачиваем его по-разному, в зависимости от того, кто едет на лошадке: офицеры - средний темп, кавалеры - быстро-быстро, стары бабки - медленно раскачиваясь из стороны в сторону.
- "Кую, кую ножку..." Взрослый сажает ребёнка на колени или на пол спиной к себе. Массируя, растирая и похлопывая поочерёдно обе стопы ребёнка, взрослый проговаривает потешку:
3. Игры на установление своих границ и понимание чужих:
- "...придёт серенький волчок..." Колыбельная песенка про волчонка формирует у ребёнка понятие своего (внутреннего, безопасного) мира и внешнего пространства, которое начинается "за краем".
- Ручейки и хороводы. Такие игры учат телесному взаимодействию с другими детьми, помогают усвоить социальные нормы и правила.
Очень важно, чтобы при играх на телесное взаимодействие между взрослым и ребенком установилось доверие, дружеское общение. Играть нужно до тех пор, пока этого хочет сам ребенок. Если он начинает отказываться от подобного взаимодействия, его необходимо прекратить!
Когнитивные игры.
Здесь я сделала разбивку не по сложности игры, а по игровому оборудованию. Где-то нам понадобится кукла, где-то зеркало или мяч, а где-то достаточно будет просто общения со взрослым. Мы выбираем задания в зависимости от уровня развития малыша. Но всегда полезно заглянуть и чуть-чуть вперед, как говорится, поработать в "зоне ближайшего развития".
- Показывание частей тела на объёмной кукле.
Одно из самых базовых, простых, но тем не менее важных заданий для малышей. "Покажи, где у куклы голова, волосы, лоб, глаза, подбородок..."
- Называние частей тела на объёмной кукле.
Игра посложнее, для начинающих говорить детей. Взрослый показывает какую-либо часть тела куклы и просит ребенка ее назвать.
Игры на закрепление представлений о схеме тела:
- "Выше-ниже"
Ребёнок и взрослый, стоя перед зеркалом, анализируют расположение различных частей тела. Сначала можно найти части тела, которые находятся "выше всего" (голова, макушка), "ниже всего" (стопы, ноги), затем перейти к поиску частей тела, которые находятся "выше, чем...", "ниже, чем..." Для усложнения задания можно предложить ребёнку выполнить аналогичные задания, не глядя в зеркало. а затем с закрытыми глазами. В последнем случае допускается разрешить ребёнку ощупать руками части тела, о которых идет речь, или попросить действовать строго по памяти (без ощупывания).
- "Спереди-сзади"
Ребенок и взрослый перед зеркалом находят части тела, расположенные спереди (нос, грудь, колени и.т.д.) и сзади (спина, затылок, пятки и.т.д.). Затем ребенок с закрытыми глазами дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела, называя по инструкции взрослого, соответствующие части тела.
- "Дальше-ближе"
Выбирается любая часть тела (например, нос) и ребенку предлагается назвать части тела, расположенные "ближе", "дальше", "ближе, чем..., но дальше, чем..." эта часть тела.
- "Называние частей тела"
Умение называть части тела и определять их взаимное расположение.
Взрослый задает ребенку вопросы по взаимному расположению частей его тела. "Что находится у тебя над глазами, под носом, между носом и подбородком, сбоку ото рта, сзади головы, сбоку от уха, между плечами и головой, между бедром и голенью?"
"Посмотри на свою руку. Что у тебя выше: плечо или локоть? Подними руку вверх. А теперь что выше?"
- "Выполни действия"
Умение ориентироваться в пространственной схеме своего тела.
Взрослый просит ребенка выполнить задания по ориентировке в своем теле. "Подними правую руку (левую руку, правую ногу, левую ногу). Дотронься правой рукой до правого колена (левой рукой до левого бока, правой рукой до левого плеча, левой пяткой до правого колена, правым локтем до правого бока). Положи правую руку на живот, убери левую руку за спину."
- "Путаница"
Тренировка умений показывать части тела на себе.
Взрослый показывает ребёнку упражнения, одновременно их озвучивая. Например, "поднимаю правую руку вверх". Часть движений выполнена неправильно. Например, вместо правой руки, взрослый поднимает вверх левую руку. Ребёнок должен исправить ошибку.
- "Какая рука, какая нога?"
Упражнение для становление представлений о схеме тела человека, находящегося напротив.
Глядя на сюжетную картинку, дети должны определить, в какой руке у девочки корзина, в какой руке корзина у мальчика, в какой руке мальчик держит гриб, на какое колено опирается девочка на переднем плане?..
- Игра с мячом "Выше-ниже".
Закрепление представлений о взаиморасположении частей тела.
Игроки встают в круг. Ведущий с мячом встает в центр круга. Игроки выбирают какую-либо часть тела (живот, грудь, шея, нос или др.). Ведущий по очереди кидает мяч всем игрокам, называя при этом любые части тела, отличающиеся от выбранной в начале игры. При этом участники игры договариваются, что ловят мяч, если названная часть тела располагается выше (ниже) выбранной части тела. В противоположном случае мяч не ловят. Ошибившийся игрок встает в центр круга и становится ведущим.
Надеюсь, эта подборка игр окажется Вам полезной!
Если Вам понравилась статья, подпишитесь, пожалуйста, на канал. Это поможет мне развивать его дальше и делиться с Вами интересными и полезными материалами про детей!