Найти тему
Mayapur Parama Karuna Ashram

Явление Шрилы Нароттамы Даса Тхакура

  Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудиа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Он был совершенным преданным, архитипом посланца Божественного, чьи черты описывают Шесть Госвами каждый раз, когда их перо касалось пальмовых листьев. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудиа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудиа Вайшнавизма в каждой из его песен. 

  Описание жизни Шри Нароттама Даса Тхакура можно узнать из «Према Виласы». Шри Нароттама Даса Тхакур, также известный как Шри Тхакура Махасайя, родился в 1534 году в cемье царя Кришнананды Даты и его жены Нараяни-деви. Он имел все признаки махапуруши (возвышенной святой личности): длинные руки, глубокий пупок, золотое лицо, прекрасные лотосоподобные глаза. В школе он был шрути дхара (способным запоминать всё услышанное). Также он быстро стал знатоком санскрита и ведических писаний. Всю жизнь он оставался в ашраме брахмачари. 

  Примечателен тот факт, что Нароттама Даса Тхакур отказался съесть зерновую пищу во время обряда анна-прашнам (традиционного обряда для новорожденных, когда ребенку предлагают зерновые). Hароттам, будучи младенцем, с отвращением отказался от еды. Когда же в отчий дом пришел благочестивый вайшнав с такой же пищей, но предложенной сначала Кришне, Hароттам съел её. Всем стала ясна причина отказа - эта пища не была прасадом. Это говорило о высоком уровне преданности ребенка, что не могло не радовать родителей.

  Повзрослев, Нароттам стал образцовым учеником и овладел всеми академическими предметами, а также религиозными писаниями. Однако его любимым занятием было - сидеть у стоп Кришнадаса, пожилого брахмана, внимая его повествованиям о лилах Чайтаньи Махапрабху. Эти истории увлекали его и дарили ни с чем несравнимое наслаждение. Еще тогда он предался Господу Чайтанье без оглядки.

  Однажды, вскоре после того, как Нароттаму исполнилось 13 лет, к нему во сне пришел Нитьянанда Прабху и сказал: “Завтра на восходе солнца ты должен искупаться в реке Падма. В это время ты получишь всю полноту Гаура-премы, любви к Богу”. Проснувшись, Нароттам немедленно исполнил волю Нитьянанды Прабху и побежал к реке.

  Войдя в Падму, Нароттам почувствовал, как в нем происходит необыкновенное превращение. В этот момент перед ним появился Махапрабху и нежно обнял его. Когда их тела слились, он почувствовал, как сама сущность Махапрабху охватила его душу. Говорится, что в этот момент смуглая кожа Нароттама приобрела цвет расплавленного золота - отличительный цвет тела самого Махапрабху. В наши дни Према-тали Гхат в Бангладеш, где произошло это историческое событие, посещают многие паломники.

Нароттама Даса Тхакур мечтал служить Кришне.

Царь Кришнананда, отец Нароттама, боялся, что его сын убежит из дома и станет отшельником. Для царя это было бы ужасно - его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства мира ничего не стоят. У Кришнананды были и планы на женитьбу Нароттама. Отреченный образ жизни - это совсем не то, что он готовил для своего юного Нару.

  Чтобы его планы сбылись, Радж Кришнананда поручил лучшим охранникам караулить Нароттама день и ночь. Из любви к сыну он сделал Нароттама узником в собственном доме. Тем не менее, Нароттам продолжал лишь воспевать имена Чайтаньи Махапрабху, Радхи и Кришны.

  День и ночь Нароттам молился: “О мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной жизни, семейной привязанности и позволь служить Тебе в обществе осознавших себя вайшнавов!” Его единственное стремление стало настолько сильным, что он уже не спал, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией.

  Нароттам нашел-таки возможность уйти. “Теперь или никогда” - решил он. Осторожно обойдя стражу, он сумел убежать в лес, полный решимости найти дорогу в священный Вриндаван. Но чтобы попасть во Вриндаван, нужно было пройти пешком через большую часть Индии. Нежное и холеное тело царского сына с трудом переносило тяготы пути, и он начал испытывать утомление и голод. Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент от истощения он потерял сознание.

  Тогда к изможденному Нароттаму под видом брахмана с золотистой кожей и горшком молока пришел Махапрабху. Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттам просто заснул, снова поддавшись истощению. Рупа и Санатана пришли к нему во сне, чтобы подбодрить. “Нароттам, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху принес молока, чтобы поддержать тебя. Выпей все до дна и продолжай свой путь во Вриндаван”. Когда он проснулся, в его сердце все звучали слова Рупы и Санатаны, и Нароттам разрыдался от счастья.

  В вечных лилах Кришны одно из служений Нароттама в качестве манджари - обеспечивать Шри Радху и ее ближайших подруг гопи молоком. На сей раз Кришна в форме Махапрабху отвечал ему тем же, подавая молоко своему чистому преданному. Размышление об этих любовных отношениях - вот что по-настоящему подкрепило Нароттама, и скоро он с новой силой продолжил свой путь во Враджу. 

  Во Вриндаване состоялась встреча Нароттама Даса Тхакура, Рупы Госвами и Санатаны Госвами. По мере того, как Нароттам знакомился с наиболее знаменитыми преданными, наибольшее впечатление на него произвел Локанатха Госвами, чья исключительная скромность и аскетизм были признаны всеми вайшнавами.

  Он принял шикшу в Гаудия философии от Шри Дживы Госвами и дикшу (духовное посвящение) от Шри Локанатхи Госвами. Два года Нароттама преданно служил Локанатхе Госвами, выполняя всю работу, и удостоился чести стать его единственным учеником. Ни до, ни после этого, Локанатха Госвами никому никогда не давал посвящения. Локанатха Госвами дал Hаротаму Радха-Кришна-мантру, а также мантру Гаятри. Он открыл Hароттаму его служение в духовном мире как Чампака-манджари, которая служит Радхе.

  Впоследствии во время совместного путешествия с другими садху по Бенгалии, Нароттама Даса Тхакур распространял труды Гаудия-вайшнавизма, авторами которых были Рупа и Санатана Госвами.

  В 1611 году Нароттама Даса Тхакура оставил этот бренный мир. Было ему тогда 77 лет, а произошло это следующим образом.

Узнав о том, что его близкие друзья-вайшнавы - Рамачандра-Кавирадж и Шриниваса верну-лись в духовную обитель, Нароттама Даса Тхакур, преисполненный чувства разлуки, провел нектарный киртан в храме Господа Чайтаньи. Не в силах больше быть в разлуке с Кришной, Нароттама Даса принял решение уйти к нему в духовный мир, он вошел в транс, и погрузился в Радха-Кришна-лилу.

  Через несколько дней Hароттама Даса Тхакур оставил этот мир. При этом присутсвовали его ученики и другие вайшнавы. Нароттама вошёл в Гангу, неустанно воспевая имена Кришны вместе с Рама Кришной и Ганганараяной Чакраварти. А затем тело его просто исчезло в священных водах Ганги.

  Нароттама Даса служит Шримати Радхике как Чампака Манджари. Его самадхи находится во внутреннем дворе храма Радхи Гокулананды.

Наш телеграмм канал:

https://t.me/mayapur_pka