Найти тему
24,7K подписчиков

Можно ли апеллировать к разуму толпы? (о проблеме демократии)

407 прочитали
 Есть мнение, что одна голова - хорошо, две - лучше, а три или четыре - тем более. Следовательно, при наличии сотен, тысяч или миллионов голов уж точно должно наступить торжество разума.

Есть мнение, что одна голова - хорошо, две - лучше, а три или четыре - тем более. Следовательно, при наличии сотен, тысяч или миллионов голов уж точно должно наступить торжество разума. Но не тут-то было. По факту мы имеем бунты, революции, суды Линча, религиозные секты и Гитлера. Поскольку "интеллектуальный уровень толпы равняется интеллектуальному уровню самого глупого ее представителя, поделенному на число ее членов". (цитата из фэнтези "Плоский мир" Терри Пратчетта)
Почему же интеллект в толпе исчезает? И правда ли, что толпа нас выравнивает по низшему образцу?
Страх отвержения общиной и стремление быть в "стаде" присущ всем социальным животным, в том числе и нам. Это полезное эволюционное приобретение, позволяющее сохранить свою популяцию. Объединение в группы дает преимущество перед хищниками, помогает находить пищу и обеспечивает социальную поддержку. Все это заставляет каждого считаться с мнением окружающих. Благодаря "стадности" мы создали культурные, научные и социальные сообщества. Одно из самых ярких проявлений стадного инстинкта - мировые религии. Здесь можно увидеть как позитивное свойство людей сбиваться в толпу, так и негативное. Религии способны устанавливать не только нормы морали и уважения друг к другу, но и быть опасными и разрушительными, провоцируя религиозную вражду и крайние формы национализма.
Считается, что всякая индивидуальность способна раствориться в толпе. Учёные установили, что когда собирается группа людей, то она склонна к автосинхронизации. Если в такой группе 5% людей одновременно совершат определённое действие, то остальное большенство начнёт за ними не задумываясь повторять. Зеркальные нейроны играют важную роль в эффекте толпы. Они активируются, когда мы наблюдаем за поведением других людей, и помогают нам понять, что они чувствуют и думают. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному заражению, при котором чувства обостряются, а интеллектуальная сфера, напротив, в качественном отношении стоит ниже обычного уровня. Потому характерным свойством масс является снижение интеллекта отдельных индивидов. За счёт чего происходит резкий рост внушаемости и снижение способности к независимому мышлению. Что приводит к усилению стереотипов и тенденций к конформизму.
Толпа нуждается в вожде, который будет взывать не к рассудку и логике, а пленять воображение, опираясь на совместно переживаемые чувства. Это свойство толпы хорошо используют политики. Потому все их лозунги такие красочные и запоминающиеся.

 Есть мнение, что одна голова - хорошо, две - лучше, а три или четыре - тем более. Следовательно, при наличии сотен, тысяч или миллионов голов уж точно должно наступить торжество разума.-2

Многие примеры из жизни убеждают в неспособности большинством голосов принимать наиболее правильного решения. Из чего становится понятно, что сама идея демократии неизбежно разбивается о скалы суровой реальности. Когда сообщество на грани какого-либо кризиса, гораздо разумнее полагаться на авторитетное мнение. Ведь эксперты заведомо больше понимают, чем обычные люди.

Между тем коллективному мнению все-таки стоит доверять. Один человек, каким бы экспертом он ни был, ограничен своими знаниями и субъективным восприятием. В то время, как большая группа людей может оказаться ближе к истине, чем самые умные её члены. Даже групповой интеллект животных часто превосходит умственные способности одной особи. Например, по отдельности насекомые не самые умные существа на планете, но когда они собраны и синхронизированы вместе, то представляют собой силу, с которой нужно считаться.
Понятие, описывающее более высокую эффективность группового принятия решений по сравнению с индивидуальным, называется "мудростью толпы". Теория МТ не означает, что люди становятся умнее в группах, совсем нет. Само сообщество, в которым присутствуют правильная постановка задачи и правильные внутренние связи, может стать умнее. К такому выводу пришёл британский ученый Фрэнсис Гальтон. Будучи мизантропом, Гальтон обнаружил для себя, что средняя оценка, которую дает множество людей, зачастую ближе к истине, даже если каждый отдельный человек ошибается.

 Есть мнение, что одна голова - хорошо, две - лучше, а три или четыре - тем более. Следовательно, при наличии сотен, тысяч или миллионов голов уж точно должно наступить торжество разума.-3

В книге "Мудрость толпы" финансовый аналитик Джеймс Шуровьески (Суровецки) нарисовал оригинальную картину мира, где роль мозговых центров принадлежит не небольшой кучке политиков или просвещённых технократов, а миллионам людей, как правило даже не знакомых друг с другом. Концепция Wisdom of the crowd основывается на том, что толпа становится "мудрой" только при соблюдении нескольких принципов.
Многообразие мнений. Чем больше участников опроса - тем точнее результат. Каждый участник должен иметь возможность высказывать своё мнение без осуждения, даже если оно может показаться абсурдным другим.
Децентрализация мнений. Успешность опроса зависит от территориального разброса его участников. От различия в мировоззрении, опыте и багаже знаний. Всё это обеспечивает максимальное разнообразие и альтернативные точки зрения.
Независимость участников. Члены коллектива не должны испытывать постороннего влияния. Каждый участник опроса должен быть свободен от любого со стороны других респондентов. Поэтому наилучшая организация опроса - анонимное голосование. До того, как человек проголосует, он не должен знать, какое решение приняли другие респонденты. Иными словами, в ситуации выборов если каждый принимает решение свободно и без давления, то и ответ в общем и целом будет обязательно правильным, во всяком случае, совершенно точно будет отражать мнение общества в целом.
Агрегирование мнений. Важно не только собрать все варианты, но и объединить их и сформулировать оптимальное решение. Задача по агрегации мнений - одна из ключевых при организации работы "мудрой толпы". Ее можно сопоставить с проведением выборов - то есть по-настоящему честных выборов. Должны быть учтены все голоса, проведено объективное судейство, на основании которого и будет выработан конкретный ответ.
Если все эти условия выполняются, то от толпы, состоящей из тысяч незнакомых друг с другом людей, действительно можно ожидать очень высоких и эффективных результатов.

Всем известным примером использования мудрости толпы является народный суд - суд присяжных. Феномен "мудрости толпы" используется в бизнес-стратегиях и рекламных пространствах. Применением данной концепции в бизнесе стали крупные маркетинговые кампании, где краудсорсинг служит основой для притока свежих идей и выбора лучших вариантов. Чрезвычайно продуктивны и успешны Quora, Stack Exchange, Wikipedia и другие веб-ресурсы, основанные на коллективных человеческих знаниях. "Мудрость толпы" может быть идеальной моделью для обучения искусственного интеллекта.

Производитель детских конструкторов Lego создал платформу краудсорсинга Lego Ideas, привлекающую поклонников конструктора тем, что каждый может предложить свою идею новой игрушки и поставить ее на голосование. Предложение, собравшее более 10 000 голосов, может воплотиться в новом конструкторе. Кроме того, создатель модели получает 1% роялти от ее продаж. Сообщество с 2013 по 2017 год выросло до миллиона активных пользователей, предлагающих идеи для новых продуктов, а Lego увеличила выручку на 40%.
Производитель детских конструкторов Lego создал платформу краудсорсинга Lego Ideas, привлекающую поклонников конструктора тем, что каждый может предложить свою идею новой игрушки и поставить ее на голосование. Предложение, собравшее более 10 000 голосов, может воплотиться в новом конструкторе. Кроме того, создатель модели получает 1% роялти от ее продаж. Сообщество с 2013 по 2017 год выросло до миллиона активных пользователей, предлагающих идеи для новых продуктов, а Lego увеличила выручку на 40%.

Еще один знакомый механизм, который мог бы использовать мудрость толпы, - это концепция демократии и выборов. Чтобы демократия не была ложью и манипуляцией, завёрнутой в красивую упаковку, должны соблюдаться принципы "мудрой толпы". Может в этом случае демократия не будет способствовать элитам сохранить выгодную им форму организации социальной системы и легитимизации собственной власти. Благодаря развитию сети Интернет применение краудсорсинга при осуществлении демократии это вполне возможно. Интернет по своей природе демократичен. В условиях свободного доступа в Интернет всех членов общества роль органов законодательной власти смогут выполнять все небезразличные граждане. Они смогут получить возможность обсуждать, голосовать и принимать законы, оперативно реагировать на появление той или иной проблемы, используя специализированные интернет-ресурсы в режиме реального времени. А за порядком и организацией работы смогут следить модераторы, избираемые теми же гражданами. И, возможно, так организованная демократия никогда не превратится в охлократию и анархию. Которые, в свою очередь, всегда отягощены деспотией и властью тиранов. Но пока осуществление подобного рода демократии методом краудсорсинга кажется невозможным, имея как практические, так и теоретические проблемы.

 Есть мнение, что одна голова - хорошо, две - лучше, а три или четыре - тем более. Следовательно, при наличии сотен, тысяч или миллионов голов уж точно должно наступить торжество разума.-5

Автор: Ольга