Найти тему

«Пролетарии ЕС объединились: причины забастовок в Германии и во Франции»

Оглавление
used images: European farmers on tractors block roads // Internet
used images: European farmers on tractors block roads // Internet

Авторы: М.В. Хорольская, к.п.н., н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, П.П. Тимофеев, к.п.н., зав. сектором Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

В западноевропейской политической культуре протесты и забастовки являются не чем-то экстраординарным, а скорее ее органичной частью. Примерами могут служить ведущие государства ЕС, составляющие "мотор" интеграции – Германия и Франция.

О популярности забастовки во Франции как формы борьбы трудящихся за свои права говорит тот факт, что в 1791–1849 гг. в стране было издано не менее 4 законов, запрещающих профсоюзы и стачки. Впервые забастовку во Франции легализовали в 1864 г., а в 1946 г. право на стачку было вписано в конституцию IV Республики. Хотя в действующей конституции 1958 г. право на забастовку не упоминается, она не запрещена ни для госслужащих, ни для сотрудников частного сектора, а особенности ее проведения регулируются рядом законов и решений органов власти от 1963, 1979, 1982–1983 гг. и др. О регулярности, если не сказать – рутинности стачек во Франции красноречиво свидетельствует специальный сайт "Это – забастовка" (www.cestlagreve.fr), на котором размещается информация о текущих, прошедших и намеченных на будущее стачках, которые можно ранжировать по регионам или по профессиональной принадлежности бастующих.

Немецкое законодательство не регулирует право на забастовки, однако в Основном законе страны 1949 г. прописано разрешение на создание профессиональных ассоциаций (профсоюзов) и борьбу за улучшение условий труда[1], что трактуется как возможность стачек. В дальнейшем на основании судебных прецедентов было принято решение, что наемные работники могут бастовать "для достижения коллективно согласованных целей". Государственные служащие при этом данного права лишены.

В условиях, когда зимой 2023–2024 гг. из государств ЕС регулярно поступают новости о масштабных забастовках фермеров, железнодорожников и работников других сфер, может сложиться ложное впечатление, что речь идет о симптомах одной болезни. Но это не так: и в Германии, и во Франции протесты фермеров по своей природе отличаются от забастовок железнодорожников. Выступления аграриев организованы профессиональными ассоциациями, которые выражают интересы всей отрасли. Их протесты носят политический и экономический характер и выражают недовольство решениями правительств и отчасти ЕС. Забастовками железнодорожников руководят профсоюзы, выступающие не против государства, а против действий работодателя – руководства компаний (DeutscheBahn в Германии, SNCF во Франции). Эти акции не являются политическими, более того, правительства не должны напрямую вмешиваться в конфликт.

Специфика аграрных протестов

Протесты фермеров отражают недовольство правительственными мерами в области сельского хозяйства. В Германии поводом для выступления фермеров стало решение правительства сократить сельскохозяйственные субсидии. С началом украинского конфликта в 2022 г. Берлин столкнулся с необходимостью повысить расходы на поддержку пострадавших секторов экономики, индексацию зарплат и пенсий, перевооружение бундесвера, помощь Киеву. Кроме того, в конце 2023 г. Конституционный суд ФРГ заблокировал 60 млрд евро, сочтя противоправным решение государства перевести эти деньги из Фонда по ликвидации ущерба от пандемии в Фонд по трансформации и борьбе с изменениями климата. Соответственно, чтобы восполнить издержки, правящая коалиция решила в 2024 г. ввести налог на сельскохозяйственную технику и отменить дотации на "аграрный дизель" (фермеры покупают дизельное топливо по менее высоким ценам), надеясь получить в бюджет дополнительный 1 млрд евро.

Это решение правительства ожидаемо вызвало недовольство немецких аграриев. Профессиональные ассоциации фермеров смогли в короткий срок организовать массовые протесты: сельскохозяйственные работники на тракторах отправились в столицу, перекрывали дороги и даже заблокировали на пароме министра энергетики и проблем изменения климата Р. Хабека.

Оппозиционные партии поддержали требования протестующих, надеясь укрепить свои позиции. Вероятно, наибольший политический капитал по итогам протестов получит правоконсервативный блок Христианско-демократический союз/Христианский социальный союз (ХДС/ХСС), чьим традиционным электоратом являются фермеры.

В итоге правящая коалиция была вынуждена пойти на уступки. Государство отказалось от налога на сельскохозяйственную технику. Дотации на "аграрный дизель", видимо, будут отменены, однако не одномоментно в 2024 г., а постепенно до 2026 г. Компромиссная мера удовлетворила не всех фермеров, наиболее радикальные силы продолжили выступления, требуя сохранения льготных цен на топливо и в будущем.

Похожая ситуация складывается во Франции, где начиная с 18 января протесты фермеров охватили треть регионов (6 из 18), а 25 января фермерские профсоюзы призвали заблокировать Париж. Основной причиной протестующих являются экономические проблемы французского сельского хозяйства. Во-первых, налицо падение доходов фермеров (примерно на 5%[2]): как из-за инфляции (4,9% в 2023 г.)[3], так и из-за притока более дешевой продукции с Украины[4]. Кроме того, фермеры опасаются, что если ЕС договорится об учреждении зоны свободной торговли с МЕРКОСУР, то в ЕС хлынут недорогие продукты еще и от латиноамериканских конкурентов.

Во-вторых, у французских фермеров выросли расходы – в 2022 г. под влиянием украинского конфликта подорожали электроэнергия (на 41,6%[5]), химикаты (на 25,9%[6]) и корма для животных (на 24,9%[7]). Французское правительство, подобно немецкому, вынуждено постепенно повышать цены на дизель для тракторов.

Важно отметить, что противоречивую роль сыграла также "зеленая" политика ЕС: курс Брюсселя на сокращение к 2030 г. на 50% объема неэкологичных пестицидов (что означает необходимость закупок большего объема удобрений и ведет к росту цены на них) и введение нового пакета из 14 регламентирующих стандартов. Требования французских аграриев разрешить им обработку земли, находящуюся под паром, при этом отвергаются. Всё это закономерно возмущает крестьян, которые, хоть и представляют собой во Франции небольшую прослойку населения (1,5% или около 400 тыс. чел. по данным 2019 г.[8]), но опираются на два крепких профсоюза: FNSEA (Национальная федерация профсоюзов работников сельского хозяйства) и Jeunes agriculteurs (Молодые аграрии).

На руку активистам играют два политических фактора: внутренний и внешний. Внутренний фактор состоит в том, что 9 января во Франции сменилось правительство, которое возглавил Г. Атталь. Сейчас ему требуется показать себя эффективным управленцем. Уже через месяц, в конце февраля, в Париже должен открыться традиционный сельскохозяйственный салон – престижная выставка достижений французских фермеров, которую традиционно посещают президенты и министры. Расчет профсоюзов состоит в том, чтобы заставить новое правительство учесть их требования, в противном случае мероприятие может стать жертвой аграрной забастовки (перспектива открытия салона из-за забастовки может оказаться под вопросом). Внешний же фактор состоит в том, что традиционным защитником прав фермеров в ЕС является правоконсервативная Европейская народная партия, которая на выборах в Европарламент в июне 2024 г. попробует укрепить свои позиции. Согласно соцопросам, абсолютное большинство французов (89%[9]) и почти все представители правой и левой оппозиции поддерживают требования фермеров. Социалисты дипломатично потребовали парламентского расследования. Очевидно, что принятие мер по данному вопросу станет первым "крещением огнем" для правительства Атталя.

Особенности забастовок железнодорожников

Принципиально иной характер, по сравнению с действиями фермеров, носят забастовки сотрудников транспортной отрасли в Германии и во Франции.

Большие профсоюзы по-прежнему играют серьезную роль в Германии. Но в отличие от 19 века они больше не являются источниками политического протеста, а, напротив, вписаны в экономическую систему страны. В частности, в ФРГ действует модель корпоративизма, по которой работодатели (или объединения работодателей) и представители наемных работников (профсоюзы, производственные советы) договариваются о тарифных соглашениях, определяющих величину заработной платы, продолжительность рабочей недели и условия труда.

Крупный профсоюз железнодорожников GDL (Gewerkschaft Deutscher Lokomotivführer) с осени прошлого года ведет трудные переговоры о тарифных соглашениях с руководством DeutscheBahn, однако никаких результатов достигнуто не было. GDL требует сократить рабочую неделю с 38 до 35 часов, поднять заработную плату и увеличить ее индексацию. Руководство DeutscheBahn готово пойти на уступки, однако оно предлагает сокращение рабочего времени только на 1 час с 2026 г. и увеличение зарплаты лишь на 4,8%. Глава профсоюза Г. Везельски отверг подобный компромисс, поэтому с 24 по 27 января в ФРГ ходили только около 20% поездов.

Теоретически, в отличие от выступлений фермеров, государство не должно вмешиваться в спор о тарифных соглашениях и ход забастовки. Однако протесты железнодорожников слишком дорого обходятся немецкой экономике: особенно тяжело пришлось химической, сталелитейной и автомобильной промышленности[10]. Кроме того, 100% активов DeutscheBahn принадлежит государству. Соответственно, мы можем ожидать, что министерство цифровых технологий и транспорта попытается неформально оказать какое-то воздействие на совет директоров компании, а также призвать обе стороны к компромиссу или арбитражу.

Проблема заключается в том, что немецкие железные дороги давно находятся в неудовлетворительном состоянии – поезда опаздывают, а железнодорожное полотно нуждается в замене. В настоящий момент у правительства нет большого объема денег для инвестиций в отрасль. Если руководство DeutscheBahn пойдет на уступки, повысит зарплаты и сократит рабочее время, то и у компании сократятся ресурсы на модернизацию железнодорожной инфраструктура. А значит, в ближайшее время эта проблема не будет решена.

Более того, не успели немецкие пассажиры обрадоваться, что поезда дальнего следования вновь пошли по расписанию, как о грядущей забастовке объявил еще один очень влиятельный профсоюз Ver.di, представляющий интересы работников сферы услуг. С этой пятницы во всех землях ФРГ, кроме Баварии, начнутся перебои в работе городского транспорта и электричек.

Споры о тарифных соглашениях являются проблемой и для французских железнодорожников. С 1947 г. забастовки сотрудников Национального общества железных дорог (SNCF) стали во Франции ежегодной традицией. Как правило, работники этой государственной компании проводят стачки, чтобы добиться повышения зарплат, улучшить условия труда или выступить против реорганизации предприятия. Рекорд по протяженности их забастовок был установлен в 2019 г., когда из-за протестов против пенсионной реформы железнодорожный транспорт ходил с перебоями больше месяца[11].

В ноябре 2023 г. в рамках ежегодных обязательных переговоров руководство SNCF предложило повысить зарплату на следующий год "в среднем на 4,6%" и выдать в конце 2023 г. единоразовую премию в размере 400 евро каждому сотруднику. Профсоюзы сочли это повышение недостаточным (по их данным, зарплата будет повышена лишь на 1,8% в целом, что уступает темпам роста инфляции) и потребовали увеличить каждому работнику зарплату на 400 евро в месяц[12]. Поскольку стороны не договорились, один из профсоюзов железнодорожников – SUD Rail – предложил трем другим профсоюзам (CGT Cheminots, UnsaFerroviaire и CFDT Cheminots) совместно провести забастовку в новогодние праздники, чтобы добиться повышения зарплаты, но те отказались.

8 января сотрудники SNCF в регионе PACA (Прованс–Альпы–Лазурный берег) начали новую забастовку, протестуя против вывода на маршруты высокоскоростных поездов дальнего следования (TGV) "конкурентов" – скоростных электричек (TER) с меньшим числом вагонов, которые требуют меньшего числа работников. Запуск этих электричек объясняется тем, что поезда TGV недозагружены примерно на 50%. Профсоюзы также бастовали против сокращения персонала. Поскольку в июле–августе 2024 г. Париж ожидают Олимпийские игры, весьма вероятно, что железнодорожники могут воспользоваться этим событием, дабы заставить работодателя пойти на улучшение их условий труда. Поэтому первые переговоры об "олимпийских премиях" для сотрудников SNCF уже начались в 2023 г.

***

Рассмотренные примеры выступлений фермеров и железнодорожников в двух странах, разумеется, не исчерпывают общую и более сложную картину забастовок в Евросоюзе. Но они убедительно показывают, что внешняя схожесть не означает общей природы протестов. Выступления фермеров и работников железных дорог отнюдь не сигнализируют о том, что государственный строй в Германии и Франции или политическая система ЕС находится под угрозой. Более того, выступления железнодорожников в обеих странах являются традицией и частью классической "игры по правилам", освященной коллективными договорами между государством, работодателями и профсоюзами. К этому добавляются внутренние особенности развития сферы железных дорог в ФРГ и во Франции.

Что касается активизации забастовок фермеров, то, несмотря на специфику развития Германии и Франции, они являются, прежде всего, показателем роста экономической напряженности в странах ЕС. Важно, что эти акции обнажили более серьезную проблему. В условиях увеличения издержек, связанных с украинским конфликтом (инфляция, рост цен на энергоносители, помощь Киеву) правительства государств – членов ЕС должны решать сложную экономическую задачу: или увеличивать бюджетный долг для поддержки различных хозяйственных отраслей, или перераспределять бюджетные средства. Но ни Берлин, ни Париж пока что не готовы увеличивать дефицит бюджета. Немецкая "светофорная" коалиция уже подтвердила приверженность долговой дисциплине – дефицит бюджета не может превышать 0,35% ВВП. Что касается Франции, где бюджетный дефицит составляет 4,9% ВВП (173,3 млрд евро)[13], то минфин страны объявил, что один из приоритетов правительства – изыскать 12 млрд евро для сокращения этого дефицита[14]. В условиях, когда "свободных" средств становится меньше, естественно, увеличивается конкуренция за их распределение. Поскольку фермеры в Германии, Франции и других государствах ЕС показали себя организованной силой, их правительствам придется изыскивать иные сферы для экономии драгоценных денег.

Примечания:

[1] Art. 9 Abs. 3 Grundgesetz. https://www.gesetze-im-internet.de/gg/BJNR000010949.html (дата обращения: 30.01.2024).
[2] Lechypre, E. Les revenus des agriculteurs en baisse de 5% cette année // RMC. 21.12.2023. URL: https://rmc.bfmtv.com/actualites/economie/travail/les-revenus-des-agriculteurs-en-baisse-de-5-cette-annee_AV-202312210336.html (дата обращения: 30.01.2024).
[3] En 2023, léger ralentissement des prix à la consommation en moyenne annuelle // INSEE. 12.02.2024. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/7750173 (дата обращения: 30.01.2024).
[4] Зерновые, птица, сахар: так, 1 кг украинской курятины стоит 3 евро по сравнению с 7 евро за французскую курятину. Pinatel, S., Lamhaut, V., Boey, S. Concurrence déloyale dénoncée par les agriculteurs : l'exemple de trois produits // TF1. 23.01.2024. URL: https://www.tf1info.fr/economie/video-produits-agricoles-venus-de-l-etranger-une-concurrence-deloyale-2283637.html (дата обращения: 30.01.2024).
[5] Besnier, L. Agriculture. En 2022, une «hausse record» du prix des aliments pour les animaux de ferme // Ouest-France. 15.05.2023. URL: https://www.ouest-france.fr/economie/agriculture/agriculture-en-2022-une-hausse-record-du-prix-des-aliments-pour-les-animaux-de-ferme-7d5c94ac-eff1-11ed-bc4b-ac1b06b7bf07 (дата обращения: 30.01.2024).
[6] Charrière, P., Sauvaget, T. Intrants agricoles. En 2022, une hausse historique du prix des intrants // Agreste. Conjoncture – Synthèses. Coûts de production. N° 403. 28.04.2023. URL: https://agreste.agriculture.gouv.fr/agreste-web/disaron/SynCpr23403/detail/ (дата обращения: 30.01.2024).
[7] Besnier, L. Agriculture...
[8] Verge, P. Crise des agriculteurs : ces chiffres qui révèlent l'ampleur du problème // Les Echos. 23.01.2024. URL: https://www.lesechos.fr/industrie-services/conso-distribution/crise-des-agriculteurs-ces-chiffres-qui-revelent-lampleur-du-probleme-2070964 (дата обращения: 30.01.2024).
[9] Les Français et les agriculteurs. Image des agriculteurs, soutien au mouvement, regard porté sur la politique agricole de l’UE... // Odoxa. 23-24.01.2024. URL: https://www.odoxa.fr/sondage/les-agriculteurs-et-leur-mobilisation-sont-plebiscites-par-9-francais-sur-10/ (дата обращения: 30.01.2024).
[10] Was der Streikbei der Bahn gekostet hat // Tagesschau. URL: https://www.tagesschau.de/wirtschaft/unternehmen/oekonomische-folgen-gdl-streik-100.html (дата обращения: 30.01.2024).
[11] Flurin, R. La SNCF, championne toutes catégories des grèves en France // Le Figaro. 02.12.2022. URL: https://www.lefigaro.fr/social/a-la-sncf-plus-de-30-millions-de-jours-de-travail-perdus-a-cause-des-greves-depuis-la-seconde-guerre-mondiale-20221202 (дата обращения: 30.01.2024).
[12] Tassel, V. SNCF: menace de grève pendant les vacances de Noël // Le Parisien. 14.01.2023. URL: https://www.leparisien.fr/economie/sncf-menace-de-greve-sur-les-vacances-de-noel-14-11-2023-H34GEGTNLBGH3PDY2MDD4PAY5M.php (дата обращения: 30.01.2024).
[13] Finances publiques: Le déficit budgétaire de l’Etat attendu encore plus mauvais que prévu // 20 minutes. 25.01.2024. URL: https://www.20minutes.fr/economie/4072518-20240125-finances-publiques-deficit-budgetaire-etat-attendu-encore-plus-mauvais-prevu; Le Gouvernement table sur un déficit public à 4,9% du pib en 2023 // BFM TV. 31.10.2023. URL: https://www.bfmtv.com/economie/economie-social/france/le-gouvernement-revise-en-legere-baisse-sa-prevision-de-deficit-public-a-4-9-du-pib-en-2023_AD-202310310461.html (дата обращения: 30.01.2024).
[14] Honoré, R. A Bercy, Bruno Le Maire veut rester sur tous les fronts, économiques et politiques // Les Echos. 08.01.2024. URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/budget-fiscalite/a-bercy-bruno-le-maire-veut-rester-sur-tous-les-fronts-economiques-et-politiques-2044987 (дата обращения: 30.01.2024).