Курмангазы Сагырбайулы - Великий кюйши, мятежный гений, символ борьбы казахского народа против байства и имперского гнета. Он тот, кто боролся за свободу, нацию, и народ.
Родился композитор в 1823 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели, Западно-Казахстанская область. В юрте бедняка Сагырбая. Поскольку дата рождения выпала в месяц Курбанайт, родители решили назвать его соответственно: Курмангазы. С детства он занимался игрой на домбре. Но его склонность к музыке не находила поддержки у отца. Однако, мать Курмангазы Алка - наоборот, поддерживала любовь сына к музыке. Под её давлением, отец со скрипом в зубах удосужился купить своему сыну музыкальный инструмент.
В возрасте 6 лет, Курмангазы был отдан в пастухи. но он не расстраивался, ведь на просторах необъятной степи Курмангазы он мог оттачивать свое мастерство, стремясь передать в мелодиях и ритмах своего инструмента мелодию окружающего мира: Топот несметных табунов, шелест зелёной травы, свист буйного ветра, чириканье птиц и чувства рядового кочевника.
О нем вскоре узнал и местный бай (богач), и пригласив его к себе, он ввел ему в обязанности развлекать своих гостей игрой на домбре за определённую плату. Будучи у него на службе, молодой кюйши возмущался от-того как богатые баи паразитируют на труде кочевников не считая их даже за людей, и как подло заискивают перед колонизаторами. В его кюях впервые появляются первые нотки протеста, зажигается искра свободы и происходит его первый этап становления панком.
Однажды, в ауле проходило состязание кюйши в котором множество музыкантов соревновались в мастерстве друг с другом. Курмангазы не мог пропустить это событие, и решил поучаствовать в этом мероприятии, встретив своего будущего наставника - Узака, что перевернул сознание молодого Курмангазы, предсказав ему великое будущее. Последний побудил бежать юношу от ненавистного господина, и в 17 лет Курмангазы становится вольным человеком, странствуя по степи вместе со своим учителем. Спустя года, Курмангазы сочинит о нём кюй, назвав: «Ұзак ақжелен».
Разъезжая по степи, Курмангазы развивает своё мастерство. Участвует вместе с учителем в тартысах (соревнованиях музыкантов), где выдвигается как выдающийся домбрист – виртуоз. Однако, ситуация в степи резко накаляется. Повсеместное ущемление на национальной почве, массовое обеднение, земельный кризис и произвол царской власти стали причинами для всеобщего Казахского восстания Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. И Курмангазы, рано почувствовавший на себе тяжесть эксплуатации, не остался равнодушным. Он рвался в армию мятежников, но руководители не допустили его, ссылаясь на его недостаточный возраст. От этих слов, душа у музыканта вскипела, и выразил он свои чувства в кюе «Кішкентай». Этот кюй станет этаким памятником, воплощающим и героические образы предводителей народного восстания, и скорбь, вызванную их утратой, и страстный порыв к борьбе, и веру в светлое будущее.
Орловский А. О. «Битва Казаков с Киргизами»
Но в скором времени, восстание было подавлено, и это отдалось сильной болью в сердце композитора. Свои эмоции он продолжал выражать в своих кюях, не боясь преследований.
Однажды Курмангазы был приглашён на свадьбу к байской дочери, где участвует в состязаниях, победив байского сына. Невеста Зита приглашает кюйши в свою юрту и с упоением слушает его игру на домбре. В своих произведениях, музыкант обращается к мятежному духу Исатая, а также напоминает баю о неудобной правде, что тот виновен в ссылке в Сибирь сына Исатая. После этого, баи, пишут ложный донос, обвиняя Курмангазы в конокрадстве и бродяжничестве. 25 сентября 1857 года власти арестовывают кюйши и заключают в тюремный каземат.
Целый год томился Курмангазы в тюрьме.
Он вспоминает: «Меня заковали в кандалы, привязали к бричке, и собирались отправить(в Сибирь)… Мать моя подошла ко мне попрощаться, и вдруг слёзы хлынули из моих глаз. Тогда, мать вместо того, чтобы оплакивать сына, подошла ко мне в плотную и дала пощёчину со словами: «Я думала, что родила мужчину, а не плаксивого большого ребёнка».
Эти слова запали в душе у Курмангазы и явились импульсом к созданию кюя «Кайран шешем»,где создан образ мужественной женщины – матери, и раздумье пленника, тоскующего по воле..
Так, Курмангазы решился взять судьбу в свои руки, и в ночь со 2 на 3 ноября 1857 года, он бежит из тюрьмы, надолго покинув Букеевскую орду. Самым печальным было прощание с матерью. В кюе «Аман бол шешем, аман бол», он вложит все свои чувства, пережитые за этот тяжкий период.
С этого и начался многолетний бег от властей великого кюйши, которого они клеймили как разбойника, бунтаря, и неблагонадежного человека. Скитаясь по степи, скрывая свое имя, он терпел немало лишений, но стоило его домбре зазвучать, люди сразу понимали, что перед ним символ борьбы - Курмангазы. Узнавали его и враги, поэтому приходилось вновь и вновь садится на коня, покидая временные пристанища.
После многолетних скитаний в чужих краях, Курмангазы, в 1864 году вернётся на отчизну, полагая, что за время отсутствия обстановка на родине изменилась. Однако в марте этого-же года Курмангазы ловят и сажают в тюрьму. И лишь благодаря помощи генерал – губернатора Перовского, дело было прекращено и больше Курмангазы не преследовался. В знак благодарности, Курмангазы посвящает Перовскому кюй, назвав его «Перовский марш».
По устным преданиям известно, что в 70-е годы Курмангазы переселяется на побережье Каспия, где и проведёт оставшуюся жизнь. Этот период в его жизни примечателен тем, что в это время произошла встреча и знакомство с маленькой девочкой Диной, которая вскоре становится его ученицей. И в 1880 году, на свадьбе Дины Курмангазы благословляет её и завещает свою домбру со словами: «Оказывается, есть человек, который может быть моим наследником, властелином домбры».
Смерть свою Курмангазы найдет в Астраханской губернии в селе Алтынжар в 1896 году. Перед уходом в загробную жизнь, его окружали многочисленные ученики и последователи. Так родилась целая «Школа Курмангазы», ведущими представителями которой считались Дина, Мамен, Кокбала и другие. Курмангазы воспитал множество учеников, ставших классиками западно-казахстанского домбрового искусства. И каждый из них в последующем внес свой вклад в музыкальную историю Казахстана.
Таким образом, завершается данная статья о, поистине, великом человеке. Человеке, что выстоял перед ударами судьбы. Человеке, что без страха смотрел в глаза властям. Человеке, чьи произведения будут звучать вечно. Так было, есть, и будет.