Найти в Дзене

Современные "мультики" и образование. Голова в унитазе

В прошлый раз я слегка описал "мультфильм", отталкиваясь от которого хочу поговорить о том, как подобные изделия влияют на детей. Не буду тянуть и сразу намечу план беседы. Мы обсудим на конкретных примерах то, что такое социализация, поговорим о модном нынче понятии "расчеловечивание" и о ценностях. После этого подумаем, могут ли даже такие изделия нести какой-то позитив и ценности, а так же о том – и это интересно и важно, – насколько самостоятельны их творцы. Итак, социализация. С одной стороны, это понятие довольно простое. Это процесс и результат усвоения ребенком общественных норм, правил поведения, ценностей и прочего. С другой стороны, это понятие очень близко понятию "воспитание", чем должна заниматься уже педагогика. И если размышлять, – а в чем, собственно, разница? – то простота куда-то улетучивается. Мои размышления на тему воспитания изложены, например, тут: Вот цитата оттуда: Как видно, классическое определение воспитания оставляет больше вопросов, чем дает ответы

В прошлый раз я слегка описал "мультфильм", отталкиваясь от которого хочу поговорить о том, как подобные изделия влияют на детей.

Не буду тянуть и сразу намечу план беседы. Мы обсудим на конкретных примерах то, что такое социализация, поговорим о модном нынче понятии "расчеловечивание" и о ценностях.

После этого подумаем, могут ли даже такие изделия нести какой-то позитив и ценности, а так же о том – и это интересно и важно, – насколько самостоятельны их творцы.

Итак, социализация. С одной стороны, это понятие довольно простое. Это процесс и результат усвоения ребенком общественных норм, правил поведения, ценностей и прочего.

С другой стороны, это понятие очень близко понятию "воспитание", чем должна заниматься уже педагогика. И если размышлять, – а в чем, собственно, разница? – то простота куда-то улетучивается.

Мои размышления на тему воспитания изложены, например, тут:

Вот цитата оттуда:

Как видно, классическое определение воспитания оставляет больше вопросов, чем дает ответы. Напомним, речь об этом определении: воспитание – это «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника».

Вот это "в узком смысле" у определении из учебников дано не зря.

В выводах той статьи я пришел к следующему:

Целенаправленным воспитанием («узкий смысл») может заниматься семья и школа. Бесцельным, стихийным воспитанием («широкий смысл») всегда занимается общество. При этом общество влияет и на школу, и на семью априори. Следовательно, его вклад в воспитание по умолчанию значительно выше.

Теперь, если совместить эти цитаты с вопросом о разнице между воспитанием и социализацией, то я скажу так:

воспитание – это часть социализации, которая, в отличие от целого, проводится разумно, целенаправленно и планомерно.

В теории, воспитание может занять главенствующую роль, распространить свое влияние на значительную часть как проживающих, так и ушедших поколений. В таком случае, носители этого воспитания будут влиять на молодые поколения неосознанно, нецеленаправленно и непланомерно. Даже и не разумно, а "по инерции". И тогда социализация будет носить иное качество. Но до такого состояния вещей было очень далеко даже в СССР.

Каким образом в процессе социализации ребенку передаются общественные ценности, нормы, модели поведения и другое? Слово Ушинскому:

«Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, – путем ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая слишком коротка; или нас учат другие: этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильнейших, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путем, едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам»

Очевидно, что в этом отрывке первый и третий путь – пути социализации. А второй – непосредственное профессиональное воспитание. То есть, социализация проходит через элементарное наблюдение за жизнью общества и через то влияние, которое оказывают на нас ярчайшие его представители.

Другими словами, ребенок внимательно наблюдает вокруг и всё фиксирует, подбирая для себя ту или иную модель, норму или ценность. Она может более или менее соответствовать его темпераменту, интеллектуальным способностям, обстоятельствам и так далее. Но если во время таких наблюдений ребенок наткнется на "сильнейший, уже образовавшийся характер", то все остальное уйдет на второй план. Ребенок получит идеал, кумира, которого и будет в дальнейшем копировать. Помните знаменитое "У каждого пацана, по-моему, должен быть мужик, которому он мог бы сказать «ты»"?

Да, что там ребенок! Именно таким образом Гитлер собирал под свои знамена массы взрослых людей!

Актуальнейший на данный момент пример – это Навальный. Среди его сторонников, в основном, молодежь, которая на тот момент находилась в подростковом возрасте. Вы скажете мне, что в процентном соотношении этой молодежи – кот наплакал. А я скажу вам, что это так, но вы забыли о её качестве. Именно на неё сегодня делает ставку объединенный Запад. Потому что она деятельна и энергична в значительно большей степени, чем вся остальная.

Знаете, сколько молодежи добровольцами, контрактниками и наёмниками на СВО? А почти нисколько! Но за Навальным на площади было готово выходить приличное количество. И понятно, что это разные вещи, понятно многое другое, – понятно всё. Но тем не менее. "Мужской праздник" 23-го числа с каждым новым поколением все стыднее отмечать в масштабах страны.

Итак, ребенок социализируется наблюдая жизнь и попадая под влияние ее ярчайших представителей. Но со времен Ушинского много воды утекло. Появились масс-медиа. И теперь не обязательно наблюдать реальность, можно наблюдать картинку. И делать это можно и дольше, и безопаснее, и без трудозатрат, и интереснее.

Как часто ребенок может видеть конфликт с рукоприкладством в своей жизни сегодня? Не часто. И всякий раз, когда это можно наблюдать в жизни, у конфликта весьма серьезные последствия.

В виртуальности этого нет. Наблюдая за виртуальностью, ребенок берет конкретную модель поведения – как правило, конфликтную, – но остается без опыта итогов и результатов конфликта.

А итог тут интересный. С одной стороны, он доставляет массу неприятных впечатлений тем, кто не имеет права отвечать ребенку. Например, учителям и работникам торговых центров. А с другой стороны, сам ребенок сильно страдает в том случае, когда нарывается на реальный ответ.

Например, тут "ребенок" решил, что можно "как в ГТА" наплевать на пожилого человека:

А тут "ребеночек" нарвался на охранника в ТЦ, который не смог терпеть его выходки:

Сколько еще "неусвоенных уроков социализации" может быть, кроме этого, самого показательного? Масса! Уважение к страшим, взаимоотношения между полами, процесс совокупления и даже то, как и сколько можно и нужно есть и пить. Масса всего усваивается молодым человеком в процессе социализации.

Каким же дебилом надо быть, чтобы покупать ребенку такие игрушки?
Каким же дебилом надо быть, чтобы покупать ребенку такие игрушки?

Отсюда простой вывод. Чем более полной жизнью живет ваш ребенок с вашей адаптацией реалий этой жизни под его возможности, чем более качественные фильмы и мультфильмы смотрит, чем более глубокие песни слушает, тем более адекватной реальности становится его социализация. Если же он смотрит "мультфильм", где человеческое тело с телевизором вместо головы разрушает унитаз с человеческой головой, то социализации не происходит. Хотя, этого не может быть, конечно.

Верно так: его социализация приобретает "сортирный" вид. И усвоенные в процессе ценности и нормы тоже будет "сортирными".

Начало тут, перед вами вторая часть.

Мой контакт в "телеге". По всем вопросам писать можно туда.

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).