В прошлый раз я слегка описал "мультфильм", отталкиваясь от которого хочу поговорить о том, как подобные изделия влияют на детей.
Не буду тянуть и сразу намечу план беседы. Мы обсудим на конкретных примерах то, что такое социализация, поговорим о модном нынче понятии "расчеловечивание" и о ценностях.
После этого подумаем, могут ли даже такие изделия нести какой-то позитив и ценности, а так же о том – и это интересно и важно, – насколько самостоятельны их творцы.
Итак, социализация. С одной стороны, это понятие довольно простое. Это процесс и результат усвоения ребенком общественных норм, правил поведения, ценностей и прочего.
С другой стороны, это понятие очень близко понятию "воспитание", чем должна заниматься уже педагогика. И если размышлять, – а в чем, собственно, разница? – то простота куда-то улетучивается.
Мои размышления на тему воспитания изложены, например, тут:
Вот цитата оттуда:
Как видно, классическое определение воспитания оставляет больше вопросов, чем дает ответы. Напомним, речь об этом определении: воспитание – это «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника».
Вот это "в узком смысле" у определении из учебников дано не зря.
В выводах той статьи я пришел к следующему:
Целенаправленным воспитанием («узкий смысл») может заниматься семья и школа. Бесцельным, стихийным воспитанием («широкий смысл») всегда занимается общество. При этом общество влияет и на школу, и на семью априори. Следовательно, его вклад в воспитание по умолчанию значительно выше.
Теперь, если совместить эти цитаты с вопросом о разнице между воспитанием и социализацией, то я скажу так:
воспитание – это часть социализации, которая, в отличие от целого, проводится разумно, целенаправленно и планомерно.
В теории, воспитание может занять главенствующую роль, распространить свое влияние на значительную часть как проживающих, так и ушедших поколений. В таком случае, носители этого воспитания будут влиять на молодые поколения неосознанно, нецеленаправленно и непланомерно. Даже и не разумно, а "по инерции". И тогда социализация будет носить иное качество. Но до такого состояния вещей было очень далеко даже в СССР.
Каким образом в процессе социализации ребенку передаются общественные ценности, нормы, модели поведения и другое? Слово Ушинскому:
«Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, – путем ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая слишком коротка; или нас учат другие: этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильнейших, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путем, едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам»
Очевидно, что в этом отрывке первый и третий путь – пути социализации. А второй – непосредственное профессиональное воспитание. То есть, социализация проходит через элементарное наблюдение за жизнью общества и через то влияние, которое оказывают на нас ярчайшие его представители.
Другими словами, ребенок внимательно наблюдает вокруг и всё фиксирует, подбирая для себя ту или иную модель, норму или ценность. Она может более или менее соответствовать его темпераменту, интеллектуальным способностям, обстоятельствам и так далее. Но если во время таких наблюдений ребенок наткнется на "сильнейший, уже образовавшийся характер", то все остальное уйдет на второй план. Ребенок получит идеал, кумира, которого и будет в дальнейшем копировать. Помните знаменитое "У каждого пацана, по-моему, должен быть мужик, которому он мог бы сказать «ты»"?
Да, что там ребенок! Именно таким образом Гитлер собирал под свои знамена массы взрослых людей!
Актуальнейший на данный момент пример – это Навальный. Среди его сторонников, в основном, молодежь, которая на тот момент находилась в подростковом возрасте. Вы скажете мне, что в процентном соотношении этой молодежи – кот наплакал. А я скажу вам, что это так, но вы забыли о её качестве. Именно на неё сегодня делает ставку объединенный Запад. Потому что она деятельна и энергична в значительно большей степени, чем вся остальная.
Знаете, сколько молодежи добровольцами, контрактниками и наёмниками на СВО? А почти нисколько! Но за Навальным на площади было готово выходить приличное количество. И понятно, что это разные вещи, понятно многое другое, – понятно всё. Но тем не менее. "Мужской праздник" 23-го числа с каждым новым поколением все стыднее отмечать в масштабах страны.
Итак, ребенок социализируется наблюдая жизнь и попадая под влияние ее ярчайших представителей. Но со времен Ушинского много воды утекло. Появились масс-медиа. И теперь не обязательно наблюдать реальность, можно наблюдать картинку. И делать это можно и дольше, и безопаснее, и без трудозатрат, и интереснее.
Как часто ребенок может видеть конфликт с рукоприкладством в своей жизни сегодня? Не часто. И всякий раз, когда это можно наблюдать в жизни, у конфликта весьма серьезные последствия.
В виртуальности этого нет. Наблюдая за виртуальностью, ребенок берет конкретную модель поведения – как правило, конфликтную, – но остается без опыта итогов и результатов конфликта.
А итог тут интересный. С одной стороны, он доставляет массу неприятных впечатлений тем, кто не имеет права отвечать ребенку. Например, учителям и работникам торговых центров. А с другой стороны, сам ребенок сильно страдает в том случае, когда нарывается на реальный ответ.
Например, тут "ребенок" решил, что можно "как в ГТА" наплевать на пожилого человека:
А тут "ребеночек" нарвался на охранника в ТЦ, который не смог терпеть его выходки:
Сколько еще "неусвоенных уроков социализации" может быть, кроме этого, самого показательного? Масса! Уважение к страшим, взаимоотношения между полами, процесс совокупления и даже то, как и сколько можно и нужно есть и пить. Масса всего усваивается молодым человеком в процессе социализации.
Отсюда простой вывод. Чем более полной жизнью живет ваш ребенок с вашей адаптацией реалий этой жизни под его возможности, чем более качественные фильмы и мультфильмы смотрит, чем более глубокие песни слушает, тем более адекватной реальности становится его социализация. Если же он смотрит "мультфильм", где человеческое тело с телевизором вместо головы разрушает унитаз с человеческой головой, то социализации не происходит. Хотя, этого не может быть, конечно.
Верно так: его социализация приобретает "сортирный" вид. И усвоенные в процессе ценности и нормы тоже будет "сортирными".
Начало тут, перед вами вторая часть.
Мой контакт в "телеге". По всем вопросам писать можно туда.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).