Как обучить ребенка с РАС покупать товары по списку, ждать своей очереди на кассе в супермаркете и оплачивать покупки? Делимся советами, как развивать жизненно необходимые повседневные навыки, которые обязательно пригодятся вашим детям в будущем.
Поход в продуктовый магазин — это часть нашей повседневной рутины. Однако для многих детей, имеющих расстройство аутистического спектра, и даже взрослых людей с аутизмом, посещение супермаркета и самостоятельное приобретение продуктов могут стать по-настоящему трудной задачей.
Из-за повышенной тревожности и сенсорной чувствительности их могут пугать длинные очереди на кассе, необычные звуки кассового аппарата или рекламы. Они также могут заблудиться среди торговых рядов или забыть, за чем именно пришли.
Задача родителей — показать детям, что магазин — это безопасное место, где любой человек с особенностями при наличии определенной помощи (прежде всего визуальной поддержки) сможет самостоятельно ориентироваться и совершать покупки. Практическое обучение следует начинать только в том случае, если ребенок способен следовать простым устным инструкциям и визуальным подсказкам и может выдержать короткий поход в магазин.
Как составить визуальный список покупок?
Аутичному ребенку очень важно иметь при себе визуальный список покупок, которому он сможет следовать. Для этого вырежьте изображения 2-3 товаров из рекламной брошюры местного супермаркета, которые ребенок сможет найти и взять сам. Затем напишите или напечатайте короткий список покупок и приклейте картинки рядом с названием товара. Для повышения мотивации добавьте в список те продукты, которые хорошо знакомы вашему ребенку, то, что он ест каждый день (например, хлопья). Последним продуктом в списке можно указать его любимое лакомство: чипсы, леденцы и т. п.
Во время посещения магазина помогайте ребенку искать товары и класть их в тележку. Чтобы ему было удобнее ориентироваться на месте, нарисуйте заранее карту супермаркета и отметьте на ней разные отделы (молочные продукты, мясо / рыба, фрукты и овощи, хлеб, вода / напитки, предметы гигиены), кассы, выход. Подскажите, в каком отделе можно найти тот или иной товар.
Каждый раз, когда ребенок справляется с поставленной задачей, хвалите его или давайте ему подкрепление (например, вы можете сделать остановку у его любимого уголка с аквариумом, где можно наблюдать за живыми рыбами, или в детской игровой зоне). Со временем вы сможете снижать использование инструкций и подсказок, чтобы ребенок действовал более самостоятельно.
Развиваем умение ждать своей очереди
Когда идете к кассе, напомните ребенку о том, что ему нужно подождать своей очереди, чтобы оплатить покупки. Вы можете использовать визуальную поддержку с символическим изображением или словосочетанием «жди своей очереди», напечатанным на карточке. Вы также можете сделать визуальную подсказку «сначала-потом», состоящую из двух колонок. В первой колонке разместите символ или слово «жди», во второй колонке — изображение подкрепления, которое ребенок получит после оплаты покупок.
Мы также рекомендуем взять с собой небольшую игрушку, планшет / смартфон, наушники для слушания музыки или аудиокниги, чтобы ребенку было чем заняться во время ожидания в очереди. Многие родители используют тактильный мячик. Если игрушки нет под рукой, возьмите журнал у кассы и задайте ребенку вопрос о том, что изображено на обложке. Инициируйте беседу на интересную ему тему. После успешного ожидания в очереди в кассу дайте ребенку подкрепление — им может стать то, что вы только что купили в магазине. Во время первых походов за продуктами подкрепления нужно давать ребенку часто, примерно каждые 1-2 минуты ожидания, или сразу же после оплаты покупок (а не в машине на парковке).
Оплата покупок: на кассе или через терминал?
Пока стоите в очереди, потренируйте навык обращения с деньгами. Попросите ребенка назвать монеты и купюры, если расплачиваетесь наличными. Выберите один или два товара, за которые ваш ребенок заплатит сам. Если вы платите картой, то можете разрешить ребенку самостоятельно ввести пин-код (но не забывайте контролировать его действия).
Обучение следует начать с самого простого — пусть ребенок сам отдаст деньги кассиру. Это полезный опыт коммуникации с незнакомым человеком и одновременно отличная возможность понять ценность денег (ты получаешь желаемый товар после того, как сам заплатил за него).
Если на кассе большая очередь или ваш ребенок испытывает сенсорную перегрузку, воспользуйтесь терминалом для самостоятельной оплаты покупок. Вы можете попросить его нажимать на иконки с изображением продуктов или складывать товары в пакет.
А если идти в супермаркет совсем не хочется?
Еще один полезный навык для ребенка или подростка с аутизмом — заказывать товары через онлайн-приложение, не выходя из дома. Это избавит его от излишнего стресса, который он может испытывать в супермаркете. Для этого нужно понять, как работает приложение для заказа и доставки еды, а также научиться взаимодействию с курьером. В этом вам может снова помочь визуальная подсказка — изображение человека, который доставляет продукты (вы даже можете подписать его имя, которое узнаете из приложения). Или подготовьте социальную историю о том, как вы будете встречать курьера, расписав последовательность его и ваших действий. Научите ребенка следить за маршрутом и передвижениями курьера в приложении: как правило, эта опция очень нравится детям с РАС, так как она позволяет им получить наглядное представление о том, что происходит, а также почувствовать контроль над ситуацией.